Что такое сильные стороны фирмы? Конкуренция составляет одну из наиболее серьезных проблем в бизнесе вообще и в малом особенно. Поэтому индивидуальные предприниматели, как правило, ищут для себя такую нишу, где они имели бы определенные преимущества. Для этого их бизнес должен обладать какими-то особыми, уникальными, оригинальными или, по крайней мере, отличающимися от конкурентов качествами. Именно они и составляют сильные стороны фирмы, на которые предприниматель делает ставку в своем бизнесе. Наоборот, слабые стороны фирмы представляют собой качества, которых фирме недостает в сравнении с успешно действующими конкурентами.
Существует много аспектов производственной деятельности, определяющих силу и мощь фирмы. Однако основными функциями, которые учитываются во внутреннем анализе, являются:
маркетинг;
производство продукции;
персонал;
финансы;
исследования и разработки.
Прежде всего предприниматель должен четко понимать, что продает, кому продает и почему его товары покупают. Для того, чтобы дать ответы на эти вопросы необходимо провести анализ четырех элементов маркетингового комплекса: характеристик самого товара, его цены, способов продвижения на рынок и места его реализации. Причем сделать это надо с позиций поиска отличий его конкурентов. Для оценки сильных и слабых сторон продукции фирмы может быть использован перечень вопросов:
1. Каковы запросы потенциальных клиентов?
2. Какие преимущества дает продукция потребителям?
3. Является ли продукция конкурентоспособной с точки зрения ее качества, цены, надежности, эксплуатационных характеристик, способов продвижения на рынок и места реализации?
4. В какой мере продукция морально устарела?
5. Можно ли вы расширить ассортимент продукции или модернизировать ее? и т.п.
Конкурентоспособность продукции в значительной мер зависит и от процесса ее производства. Качественные сырье и материалы, современное оборудование и соблюдение требований технологии - залог эффективности производства и высокого качества продукции. Ответы на следующие вопросы помогут получить представление о производственном потенциале фирмы:
1. Имеются ли проблемы с поставками сырья и материалов?
2. Обеспечен ли бизнес современным оборудованием?
3. Отвечает ли технология современным требо-ваниям?
4. Каков уровень использования производственной мощности?
5. Каков уровень производительности в сравне-нии с аналогичными фирмами в данной отрасли? и т.п.
Успех бизнеса во многом определяется знаниями, профессио-нальными навыками и отношением к работе персонала фирмы. Ха-рактеристики персонала также формируют сильные и слабые сторо-ны фирмы. Определиться с ними помогают ответы на следующие вопросы:
1. Каковы отличительные черты работников в отноше-нии: их квалификации, опыта предыдущей работы, отношения к работе?
2. Имеют ли работники четкое представление о содержа-нии своей деятельности?
3. Как соотносится заработная плата работников со средней заработной платой в данной отрасли?
4. Имеются ли проблемы с комплектованием штатов фирмы?
5. Какова текучесть кадров? и т.п.
Выживание фирмы в современной быстро меняющейся среде за-висит также и от ее инновационного потенциала, способностей разра-батывать и внедрять разнообразные технические, технологические и организационные нововведения. Соревнование в этой области -- один из ключевых факторов успеха во многих отраслях и сферах бизнеса. Для оценки сильных и слабых сторон фирмы в области исследований и разработок часто используют следующий перечень вопросов:
1. Защищена ли продукция патентами, имеет ли она товарный знак?
2. Собирается ли фирма осваивать производство новых видов продукции и как часто она это делает?
3. Используются ли при производстве продукции ноу-хау, про-мышленные секреты? и т.п.
В конечном итоге сильные стороны фирмы (также как и ее слабые стороны) в области продукции, ее производства, персонала, исследований и разработок отражаются на финансовых показателях.
Финансовый анализ позволяет получить четкое представление о при-быльности и эффективности всего бизнеса. Сравнивая ре-зультаты этого анализа с финансовыми показателями деятельности аналогичных фирм, есть возможность ответить на множество вопросов принципиально важных для оценки сильных и слабых сторон фирмы. Например:
1. Удовлетворительна ли выручка?
2. Не слишком ли высоки затраты на производство и реализа-цию продукции?
3. Можно ли сократить накладные расходы, затраты на сырье и материалы, на оплату труда работников?
4. Имеются ли задержки в получении средств от дебиторов?
5. Как быстро оборачиваются запасы?
6. Возможно ли получение большего кредита от поставщиков?
7. Является ли бизнес неликвидным? и т.п.
Результаты исследований сильных и слабых сторон фирмы по-могают предпринимателю определить: зоны повышенного первооче-редного внимания и зоны, на которые можно опереться в своем. бизнесе при разработке его стратегии.
Бизнес-план должен начинаться с выводов. Резюме пишется в самую последнюю очередь, но должно быть самым первым пунктом бизнес-плана. Выводы должны быть краткими - не более 1-2 страниц. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Изучение рынка - одна из главных проблем нового бизнеса. Таким образом, параграф бизнес - плана, посвященный рынку и маркетингу, часто является наиболее трудным для написания.
Необходимо убедить инвестора в существовании рынка для выпускаемой продукции, в том, что есть где продавать свою продукцию.
Неудачи большинства из провалившихся коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка и с переоценкой его емкости.
Типичный процесс исследования рынка предполагает 4 этапа:
определение типа данных, которые нужны;
поиск этих данных;
анализ данных;
реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятию.
Самые первые сведения, которые потребуются: кто будет покупать товары, какова ниша на рынке? Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и найти ответы на вопрос о том, кто, почему и сколько будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших 2х лет.
Такой поиск должен проходить поэтапно.
Первый этап - оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить, скажем, за месяц или за год. Величина эта зависит от многих факторов - социальных, национальных, культурных климатических, а главное - от экономических, в т.ч. от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции, наличие ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д..
Второй этап - оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую в принципе можно надеяться захватить и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую можно рассчитывать.
В итоге такого анализа, можно, в конце концов, определить примерное количество клиентов за месяц, на которое можно рассчитывать.
Но чтобы их получить реально, нужен третий этап, третий шаг к оценке реальных объемов продаж. На этом этапе предстоит оценить, сколько реально можно продать (выручить за оказание услуг) в конкретных условиях деятельности, при возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который будет установлен, а главное - как этот показатель может изменяться месяц за месяцем.
Подготовка такого прогноза возможна с помощью различных методов. Для мелкого бизнеса вполне возможно ограничиться экспертными прикидками, опирающимися на собственный профессиональный опыт или опыт специалистов, которым можно заплатить за консультации.
Если уж обращаться за помощью к специалистам, было бы неплохо обсудить с ними и цену, по которой покупатели будут согласны покупать продукцию, не обращая внимания на предложения конкурентов и не отказываясь от покупки такого рода вообще. Если удастся сделать такую оценку, то можно сказать, что программа в области исследования рынка выполнена.
Также необходимо собирать информацию и о своих возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж. А это тоже должно быть отражено в бизнес-плане, чтобы инвестор мог оценить полноту представления о рыночной конъюнктуре и продуманность проекта.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?
много ли внимания и средств они уделяют рекламе?
их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей.
какой уровень цен на их продукцию? Какова их политика цен?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18