Рефераты. Шпаргалки по истории политических учений

84 Психологическая школа права
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий– профессор юр. факультета Петербургского университета, депутат I Гос-венной думы от партии кадетов.
П. исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юр-т поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "соц-й среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал П., позволяет поставить юридическую науку на почву дос­товерных знаний, полученных путем самонаблюдения либо наблюдений за поступками др-х лиц.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмо­ции чел-ка.Эмоции служат главным побудительным элемен­том психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. П. различал два вида эмоций, определяющих отн-ния между людьми; моральные и правовые. Моральные эмоции яв­ляются односторонними и связанными с осознанием чел-ком сво­ей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние импе­ративы. Совершенно иное дело — право­вые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них пред­ставлением о правомочиях др-х лиц, и наоборот. Правовые эмоции являются дву­сторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутив­но-императивный (предоставительно-обязывающий) характер
Теория П. безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связан­ные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. П. относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п.
П. стремился най­ти универсальную формулу права, которая охватывала бы различ­ные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его конц-я явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незре­лой, проследить формирование юридических норм в правосознании.
Учение П. пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов.

86 Пол-ко-правовые взгляды Г Плеханова
К центристам относился и Георгий Валентинович Плеханов  – один из основателей Российской социал-демократической рабочей партии, видный теоретик марксизма. Плеханов, как и многие др-е марксисты, считал социалистическую революцию возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство достигнет высокого уровня и пролетариат соста­вит большую часть населения.
Вначале П. полагал, что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного закон-ва; потом он от этой мысли отказался, он был сторонником социализма, введенного не по принуж­дению, а по решению и с согласия бол-ва народа.
При всей остроте полемики между оппортунистами и центри­стами им были свойственны некоторые общие пол-ко-правовые идеи.
1. все они были сторонниками демократии, использо­вания в интересах рабочего класса всеобщего избирательного пра­ва, свободной борьбы партий на выборах, свобод слова, печати, со­браний, полновластия представительных учреждений, а также раз­вития соц-го закон-ва и активного вмешательства гос-ва в экономику.
2.  им было свойственно отрицательное отн-ние к революционному экстремизму.
Взаимные обвинения в отступлениях от марксизма усилились после октября 1917 г. После разгона Учредительного собрания Ка­утский написал книгу "Диктатура пролетариата", содержащую рез­кую критику пол-ки большевиков, противоречащей пр-пам демократии. Каутский утверж­дал, что принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо социализм — новый, прогрессивный общ-ый строй — не­возможно ввести насильственно, вопреки воле бол-ва.
Большевики и социал-демократы — интернационалисты делали центристам II Интернационала тот упрек, что оппортунистическая позиция ряда социалистических депутатов побудила их, вопреки решениям II Интернационала, голосовать за военные кредиты в начале мировой войны.

94 Правовая теория Г Кельзена
Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юр-т Гене Келъзен.  Самая известная его работа — "Чистая теория права" Под чистой теорией права К. понимал доктрину, из ко­торой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Совр-ые юр-ты, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и пол-кой теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. К. был убежден, что юридичес­кая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, как доказы­вают приверженцы соответствующих конц-й, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.
В соответствии с этим учением нормативисты призывали ос­вободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимство­ванных из др-х областей познания. Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. К. одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и гос-ве.
К. определяет право как совокупность норм, осуществ­ляемых в принудительном порядке (данное определение в конц-и используется для отличия права от др-х нормативных сис­тем, таких, как религия и мораль).
По учению К.а, право старше гос-ва. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда об-во, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних слу­чаях и запретив — в др-х, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сооб-во перерастает в гос-во, где функции прину­ждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децен­трализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамка­ми гос-ва — в области международных отн-ний. Совр-ое ему право К. рассматривает как совокупность гос-венных правопорядков и децентрализованного международного права.
 Источником единства правовой системы К. называет ос­новную норму —понятие , которое дается нашим сознанием для обоснования всего гос-венного правопорядка в целом. Основная норма не­посредственно связана с конституцией, принятой в гос-ве, и может быть представлена в виде следующего высказывания: "Должно вести себя так, как предписывает конституция".
 Пол-кое учение К.а построено на отождествлении гос-ва и права. Как орг-я принуждения гос-во идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. К. делил гос-ва на демократические и недемократические. Согласно его учению демо­кратия не сводится к утверждению законов бол-вом голосов и формально-юридическим способам решения социальных конфлик­тов. По своей сути демократия есть поиск компромисса: она пред­полагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства

96 Солидаризм Л Дюги
Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX — начале XX в. Профессор юр. факультета в Бордо Леон Дюги в книге "Гос-во, объективное право и пол-ный закон" пи­сал, что основой об-ва является нерав-во людей, которое приводит к разделению об-ва на классы, каждый из которых выполняет соц- необходимую функцию. Этим обусловлена социальная солидарность, понимаемая как "факт взаимной зав-ти, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода чел-кого".
Свои идеи Д. противопоставил учению о классовой борьбе, которое называл "отвратительной доктриной". Д. тревожит революционный синдикализм, теоретики кото­рого призывали к насильственным дей­ствиям и всеобщей забастовке.
По теории Д., предприниматели и капиталисты столь же необходимы об-ву, как и пролетарии. Всеобщая забастовка, зах­ват рабочими фабрик и заводов, насилие по отн-нию к буржуа­зии, к чему призывал революционный синдикализм, грозят об-ву разрушением .
 Д. писал, что устойчивый фундамент общ-ого здания образуют "группы, основывающиеся на общности интересов и тру­да, профессиональные группы". В конечном счете, считал Д., возникнет федерация классов, организованных в синдикаты, отн-ния между которыми будут регулироваться соглашениями, ос­нованными на взаимных уступках.
В отличие от Конта, считавшего право пережитком теологичес­кого этапа, Д. признает необходимость права в промышленном обществе. Социальную солидарность он считал не только фактом, но и нормой, имеющей юр. характер. Рас­суждения Д. о замене понятия субъективных прав понятием со­циальных функций и обязанностей более всего относились к част­ной соб-ти, о социализации которой много говорилось в на­чале XX в, причем эту социализацию Д. связывал с развитием закон-ва о праве соб-ти, что не было свойственно социологии Конта. По существу, право и договоры синдикатов, обес­печенные равной охраной законом, в конц-и Д. заменяли "позитивную религию" основателя социологии. Получилось так, что, широко используя идеи и терминологию Конта, Д. нередко вкла­дывает в социологические термины и понятия юридическое содер­жание, а это чуждо учению Конта.
Д. считал индивидуальную трудовую деят-ть основой промышленного об-ва Д.– сторонник свободы предпринимательства и частной инициативы.
С точки зрения теории Д., правовые нормы о свободах совести, вероисповеданий, мысли, печати и др-х вполне соответствуют норме соц-й солидарности уже по той причине, что посягательства на эти и иные индивидуальные свободы в свое время порождали религиозные войны, якобинский террор и иные общ-ые бедствия. В центре внимания Д. — не традиционные свободы личности (их полезность бесспорна), а связь людей и их солидарность в разделении общ-ого труда.
Объединения, союзы и ассоциации Д. называл самым выдающимся фактом совр-ости. Защите индивидов и их объединений от гос-венной вла­сти Д. уделял особое внимание. Он протестует против взгляда на гос-во как на всеохватывающую систему власти, возвышаю­щуюся над об-вом и управляющую им.

98 Конц-я «свободного права» Е Эрлиха
Видным представителем школы "свободного права" был авст­рийский профессор Евгений Эрлих. Наиболее значительное его про­изведение — "Основы социологии права" . Критикуя юр. поз-м, Эрлих призывал исследовать "живое право": "Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все ос­тальное — лишь голое учение, норма решения, догма или теория".
Право, по его конц-и существует и развивается прежде всего как орг-онные нормы союзов, из которых состоит об-во (семьи, производственные объединения, корпорации, това­рищества, хозяйственные союзы и др.). Право, прежде всего, есть орг-я.
Орг-онные нормы складываются в обществе сами собой, вытекают из торговли, обычаев, уставных пол-й различных орг-й; эти нормы образуют, по его учению, право первого порядка,
Для охраны права первого порядка и регулирования спорных отн-ний существуют "нормы решений", образующие право вто­рого порядка; эти нормы создаются деят-тью гос-ва и юр-тов. К праву второго порядка относятся уголовное, процессу­альное, полицейское право, которые не регулируют жизнь, а долж­ны лишь поддерживать орг-онные нормы. Результатом вза­имодействия общ-ого права, права юр-тов и гос-вен­ного права является "живое право", которое не установлено в правовых пол-ях, но господствует в жизни.
Закон, по Эрлиху, не столько право, сколько один из способов обеспечения права, применение закона должно быть подчинено толь­ко этой цели, и к тому же главным способом сущ-я "права решений" (второй слой права) является свободное нахождение права судьями, рассматривающими конкретные дела.В правосудии решающая роль принадлежит не "мертвым параграфам закона", а свободному слову квалифицированных юр-тов.

104 Неолиберализм и консерватизм в XX веке
Неолибералы привержены идеям расширения гос-венного воздействия на общ-ые процессы для достижения бескризисного и стабильного развития про­изводства.
Ведущим течением в Н.е первой половины и се­редины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был англий­ский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), книга "Общая теория заня­тости, процента и денег".
В противоположность марксистам, воспринимавшим события тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего капитализма, Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к динамичному развитию. Охвативший ее кри­зис — явление временного порядка. Депрессию породили не внут­ренние пороки капитализма, а отн-ния свободной конкуренции, при которых в наиболее выгодном пол-и оказываются бирже­вые спекулянты и рантье, не заинтересованные в расширении про­изводства. Аккумуляция богатства в их руках приводит к сверты­ванию инвестиций, спаду предпринимательской активности, что в свою очередь вызывает рост безработицы и обострение социальных конфликтов.
Для этого необходимо прежде всего покончить с режимом сво­бодного предпринимательства. Гос-во должно понизить ставки процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и, собрав таким образом необходимые средства, направить их на развитие производства и решение социальных проблем.
Совр-ые консерваторы (Ф. фон Хайек, М. Фрид­ман) выступают в защиту свободного предпринимательства. Не отвергая эк-ой деят-ти гос-ва полностью, консерваторы выдвигают проекты ее огра­ничения в интересах частного капитала. Роль гос-венной вла­сти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка.
 Рыночная экономика, согласно Хайеку, представляет собой сложный спонтанный порядок, в рамках которого поступки одних индивидов координируются с поступками др-х посредством ме­ханизма цен. Последние выступают в качестве своеобразных сигна­лов, позволяющих передавать информацию (о предложении товаров, запросах потребителей и т.п.). Для достижения по­ставленных целей каждый индивид накапливает массу сведений, необходимых ему в конкретных условиях места и времени. Полной информацией о происходящих событиях и процессах обладает по­этому только об-во в целом, вся совокупность его членов. Отсю­да делался вывод, что в совр-ом обществе нет и не может быть какого-либо центра, способного направлять деят-ть огромного множества людей. Частное предпринимательство рассматривалось фил-фом как "единственная система, позволяющая обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в общ-ом организме".
Социальная конц-я Хайека, по его собственному признанию, была направлена против любых форм гос-венного регулиро­вания рынка, и в первую очередь против кейнсианства. Вмешатель­ство гос-ва в экономику ограничивает свободу индивидов и неизбежно приводит к дезорг-и их деят-ти (именно этим Хайек объяснял причины эк-ой депрессии конца 20-х — начала 30-х гг.).

107 Неотомистская теория права
Виднейший представитель совр-ого томизма — французс­кий фил-ф и общ-ый деятель Жак Маритен.
Конц-я М.а, как и конц-я др-х последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиоз­ной фил-фии представлений о божественном происхождении гос-ва и права с пол-ями совр-ой науки, пр-пами историзма, идеями развития культуры и соц-й обусловленно­сти пол-ки.
Источником ест-го закона, согласно конц-и М.а, является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. М. определял ест-ый закон как установленные боже­ственным разумом "универсальные нормы права и долга". Бог — первый пр-п ест-го права. Чел-к же имеет ест-ые права и способен осознать их в силу своей сопричастности бо­жественному разуму.
Признавая сущ-е вечного и неизменного закона, М. считал, что ест-е право раскрывается людям посте­пенно, по мере развития культуры и приближения чел-ка к богу. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой "ист-и конкретный идеал". В связи с этим М. оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог ест-ых прав индивида на все вре­мена. "Декларация прав чел-ка никогда не будет исчерпывающей и окончательной.
М. предложил собственную клас-ю прав чел-ка, разделив их на три вида.
Фундаментальные права личности (чел-ка как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной соб-ти, право на стремление к счас­тью и др. Эти права являются ест-ыми в строгом значении слова.
Пол-кие права (или права гр-нина) определяются закон-вом страны, однако косвенно они зависят от ест-го права и образуют его продолжение, ибо установления гос-венной власти становятся законом лишь в силу их соот­ветствия ест-му праву. К пол-ким правам М. относит: право народа ус­танавливать конституцию гос-ва и определять форму прав-я, право гр-н на активное участие в пол-кой жизни, в том числе в выборах, право объединения в пол-кие партии, свободу высказываний и дискуссий, рав-во гр-н перед за­коном и судом.
Наконец, социальные права чел-ка (права трудящегося) ох­ватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на соц-е обеспече­ние в случае безработицы или болезни, по старости и т.п. Признание со­циальных прав личности наряду с правом частной соб-ти позволяет, считал М., избежать пороков как капитализма, так и социализма.

111 Пол-ко-правовые идеи национально-освободительных движений в Китае и Индии
Теория демократического социализма в свое время не только стала значительным явлением в пол-кой идеологии бол-ва развитых стран мира, но и повлияла на ряд стран, освободив­шихся после Второй мировой войны от колониальной зав-ти, где близкими к ней оказались разного рода теории "национального социализма": "индийский образец социалистического об-ва", "индонезийский социализм", "бирманский путь к социализму", "исламский социализм". Наиболее характе­рен пример воздействия демократического социализма на идеи "ин­дийского образца социалистического об-ва".
Индийский национальный конгресс (ИНК), возглавлявший на­ционально-освободительное движение в Индии, после провозглаше­ния незав-ти страны, продолжая ориентироваться на соц--пол-кие взгляды Ганди, отходит от некоторых их крайно­стей (возврат к патриархальному образу жизни, "ненасильственная власть") и пытается совместить гандизм с идеологией демократи­ческого социализма.
В резолюции ИНК "Демократия и социализм" поставлена за­дача построения в Индии социализма демократическим путем. Сами понятия "демократия" и "социализм", по мнению авторов резолю­ции, динамичны и будут изменяться, поэтому им "нельзя дать ни­какого окончательного определения" — само развитие страны по­кажет, к какой демократии и к какому социализму придет Индия. В настоящее время возможно лишь общее представление о них. Де­мократическое социалистическое об-во в Индии будет об-вом, где исчезнет бедность и установятся рав-во и равные возмож­ности для всех. "Методы производства" в этом обществе должны на­ходиться под контролем гос-ва, но не должны принадлежать ему все. Такая смешанная экономика, контролируемая гос-вом, будет функционировать на благо всех членов об-ва, а не отдель­ных его групп, что приведет к последовательным изменениям мыш­ления людей, утверждению в их сознании социалистических идеа­лов, связанных с нравственными традициями индийского мировоз­зрения.
 Но нужно иметь в виду, что в последние годы в идеологии ИНК акцент со слова "социализм" все больше перемещается на слово "демократический" и даже "гандийский".






Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.