84Психологическаяшколаправа Оригинальную
психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий–
профессор юр. факультета Петербургского университета, депутат I Гос-венной думы от партии кадетов.
П. исходил из того, что право
коренится в психике индивида. Юр-т поступит ошибочно, утверждал он, если
станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между
людьми, в "соц-й среде" и т.п., между тем как этот феномен
происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там".
Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал П., позволяет
поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем
самонаблюдения либо наблюдений за поступками др-х лиц.
Источником права, по
убеждению теоретика, выступают эмоции чел-ка.Эмоции служат главным
побудительным элементом психики. Именно они заставляют людей совершать
поступки. П. различал два вида эмоций, определяющих отн-ния между людьми;
моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными
с осознанием чел-ком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это
внутренние императивы. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство
долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях др-х
лиц, и наоборот. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из
них правовые нормы носят атрибутивно-императивный
(предоставительно-обязывающий) характер
Теория П. безгранично расширяла
понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные
с представлениями о взаимных правах и обязанностях. П. относил к правовым
нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости,
этикета и т.п.
П. стремился найти
универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы
правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в
правовых системах прошлого). Его конц-я явилась одной из первых попыток,
теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в
правосознании.
Учение П. пользовалось большой
популярностью среди сторонников партии кадетов.
86Пол-ко-правовыевзглядыГПлеханова К центристам
относился и Георгий Валентинович Плеханов – один из основателей
Российской социал-демократической рабочей партии, видный теоретик марксизма.
Плеханов, как и многие др-е марксисты, считал социалистическую революцию
возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство
достигнет высокого уровня и пролетариат составит большую часть населения.
Вначале П. полагал,
что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного
закон-ва; потом он от этой мысли отказался, он был сторонником социализма,
введенного не по принуждению, а по решению и с согласия бол-ва народа.
При всей остроте
полемики между оппортунистами и центристами им были свойственны некоторые
общие пол-ко-правовые идеи.
1. все они были
сторонниками демократии, использования в интересах рабочего класса всеобщего
избирательного права, свободной борьбы партий на выборах, свобод слова,
печати, собраний, полновластия представительных учреждений, а также развития
соц-го закон-ва и активного вмешательства гос-ва в экономику.
2. им было
свойственно отрицательное отн-ние к революционному экстремизму.
Взаимные обвинения в
отступлениях от марксизма усилились после октября 1917 г. После разгона
Учредительного собрания Каутский написал книгу "Диктатура пролетариата",
содержащую резкую критику пол-ки большевиков, противоречащей пр-пам
демократии. Каутский утверждал, что принудительное насаждение коммунизма
порочит эту идею, ибо социализм — новый, прогрессивный общ-ый строй — невозможно
ввести насильственно, вопреки воле бол-ва.
Большевики и
социал-демократы — интернационалисты делали центристам II Интернационала тот упрек, что оппортунистическая позиция
ряда социалистических депутатов побудила их, вопреки решениям II Интернационала, голосовать за военные кредиты в начале
мировой войны.
94ПравоваятеорияГКельзена Родоначальником
и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юр-т Гене Келъзен.
Самая известная его работа — "Чистая теория права" Под чистой теорией права К.
понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической
науке. Совр-ые юр-ты, писал он, обращаются к проблемам социологии и
психологии, этики и пол-кой теории, пренебрегая изучением своего собственного
предмета. К. был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не
социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых
установлений, как доказывают приверженцы соответствующих конц-й, а
специфически юридическим (нормативным) содержанием права.
В соответствии с
этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от
исследовательских приемов, заимствованных из др-х областей познания. Чистота
теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. К.
одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго
объективной науки о праве и гос-ве.
К. определяет право
как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное
определение в конц-и используется для отличия права от др-х нормативных систем,
таких, как религия и мораль).
По учению К.а, право
старше гос-ва. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда об-во, разрешив
индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях
и запретив — в др-х, установило монополию на применение силы для обеспечения
коллективной безопасности. Впоследствии правовое сооб-во перерастает в
гос-во, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е.
специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные
способы принуждения сохраняются лишь за рамками гос-ва — в области
международных отн-ний. Совр-ое ему право К. рассматривает как совокупность
гос-венных правопорядков и децентрализованного международного права.
Источником единства
правовой системы К. называет основную норму —понятие , которое дается
нашим сознанием для обоснования всего гос-венного правопорядка в целом.
Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в гос-ве, и
может быть представлена в виде следующего высказывания: "Должно вести
себя так, как предписывает конституция".
Пол-кое учение К.а
построено на отождествлении гос-ва и права. Как орг-я принуждения гос-во
идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. К. делил гос-ва на
демократические и недемократические. Согласно его учению демократия не
сводится к утверждению законов бол-вом голосов и формально-юридическим
способам решения социальных конфликтов. По своей сути демократия есть поиск
компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты
интересов меньшинства
96СолидаризмЛДюги Идеи солидаризма
получили значительное распространение в конце XIX
— начале XX в. Профессор юр. факультета в Бордо Леон
Дюги в книге "Гос-во, объективное право и пол-ный закон" писал,
что основой об-ва является нерав-во людей, которое приводит к разделению
об-ва на классы, каждый из которых выполняет соц- необходимую функцию. Этим
обусловлена социальная солидарность, понимаемая как "факт взаимной
зав-ти, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения
труда, членов рода чел-кого".
Свои идеи Д.
противопоставил учению о классовой борьбе, которое называл
"отвратительной доктриной". Д. тревожит революционный синдикализм,
теоретики которого призывали к насильственным действиям и всеобщей забастовке.
По теории Д.,
предприниматели и капиталисты столь же необходимы об-ву, как и пролетарии.
Всеобщая забастовка, захват рабочими фабрик и заводов, насилие по отн-нию к
буржуазии, к чему призывал революционный синдикализм, грозят об-ву
разрушением .
Д. писал, что
устойчивый фундамент общ-ого здания образуют "группы, основывающиеся на
общности интересов и труда, профессиональные группы". В конечном счете,
считал Д., возникнет федерация классов, организованных в синдикаты, отн-ния
между которыми будут регулироваться соглашениями, основанными на взаимных уступках.
В отличие от Конта,
считавшего право пережитком теологического этапа, Д. признает необходимость
права в промышленном обществе. Социальную солидарность он считал не только
фактом, но и нормой, имеющей юр. характер. Рассуждения Д. о замене понятия
субъективных прав понятием социальных функций и обязанностей более всего
относились к частной соб-ти, о социализации которой много говорилось в начале
XX в, причем эту социализацию Д. связывал с
развитием закон-ва о праве соб-ти, что не было свойственно социологии
Конта. По существу, право и договоры синдикатов, обеспеченные равной охраной
законом, в конц-и Д. заменяли "позитивную религию" основателя
социологии. Получилось так, что, широко используя идеи и терминологию Конта, Д.
нередко вкладывает в социологические термины и понятия юридическое содержание,
а это чуждо учению Конта.
Д. считал
индивидуальную трудовую деят-ть основой промышленного об-ва Д.– сторонник
свободы предпринимательства и частной инициативы.
С точки зрения
теории Д., правовые нормы о свободах совести, вероисповеданий, мысли, печати
и др-х вполне соответствуют норме соц-й солидарности уже по той причине, что
посягательства на эти и иные индивидуальные свободы в свое время порождали
религиозные войны, якобинский террор и иные общ-ые бедствия. В центре
внимания Д. — не традиционные свободы личности (их полезность бесспорна), а
связь людей и их солидарность в разделении общ-ого труда.
Объединения, союзы и
ассоциации Д. называл самым выдающимся фактом совр-ости. Защите индивидов и
их объединений от гос-венной власти Д. уделял особое внимание. Он протестует
против взгляда на гос-во как на всеохватывающую систему власти, возвышающуюся
над об-вом и управляющую им.
98Конц-я «свободногоправа» ЕЭрлиха Видным представителем
школы "свободного права" был австрийский профессор Евгений
Эрлих. Наиболее значительное его произведение — "Основы социологии
права" . Критикуя юр. поз-м, Эрлих призывал исследовать "живое
право": "Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все
остальное — лишь голое учение, норма решения, догма или теория".
Право, по его конц-и
существует и развивается прежде всего как орг-онные нормы союзов, из которых
состоит об-во (семьи, производственные объединения, корпорации, товарищества,
хозяйственные союзы и др.). Право, прежде всего, есть орг-я.
Орг-онные нормы
складываются в обществе сами собой, вытекают из торговли, обычаев, уставных
пол-й различных орг-й; эти нормы образуют, по его учению, право первого
порядка,
Для охраны права первого
порядка и регулирования спорных отн-ний существуют "нормы решений",
образующие право второго порядка; эти нормы создаются деят-тью гос-ва и
юр-тов. К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное,
полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать
орг-онные нормы. Результатом взаимодействия общ-ого права, права юр-тов и
гос-венного права является "живое право", которое не установлено в
правовых пол-ях, но господствует в жизни.
Закон, по Эрлиху, не столько право, сколько один из способов обеспечения
права, применение закона должно быть подчинено только этой цели, и к тому же
главным способом сущ-я "права решений" (второй слой права) является
свободное нахождение права судьями, рассматривающими конкретные дела.В
правосудии решающая роль принадлежит не "мертвым параграфам
закона", а свободному слову квалифицированных юр-тов.
104НеолиберализмиконсерватизмвXXвеке Неолибералы
привержены идеям расширения гос-венного воздействия на общ-ые процессы для
достижения бескризисного и стабильного развития производства.
Ведущим течением в Н.е первой половины и середины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был английский
экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), книга "Общая теория
занятости, процента и денег".
В противоположность марксистам, воспринимавшим
события тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего капитализма,
Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к
динамичному развитию. Охвативший ее кризис — явление временного порядка.
Депрессию породили не внутренние пороки капитализма, а отн-ния свободной
конкуренции, при которых в наиболее выгодном пол-и оказываются биржевые спекулянты
и рантье, не заинтересованные в расширении производства. Аккумуляция
богатства в их руках приводит к свертыванию инвестиций, спаду
предпринимательской активности, что в свою очередь вызывает рост безработицы
и обострение социальных конфликтов.
Для этого необходимо прежде всего покончить с
режимом свободного предпринимательства. Гос-во должно понизить ставки
процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и,
собрав таким образом необходимые средства, направить их на развитие производства
и решение социальных проблем. Совр-ые консерваторы (Ф. фон Хайек, М. Фридман) выступают в защиту свободного
предпринимательства. Не отвергая эк-ой деят-ти гос-ва полностью, консерваторы
выдвигают проекты ее ограничения в интересах частного капитала. Роль
гос-венной власти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка.
Рыночная экономика, согласно Хайеку, представляет
собой сложный спонтанный порядок, в рамках которого поступки одних индивидов
координируются с поступками др-х посредством механизма цен. Последние
выступают в качестве своеобразных сигналов, позволяющих передавать
информацию (о предложении товаров, запросах потребителей и т.п.). Для достижения поставленных
целей каждый индивид накапливает массу сведений, необходимых ему в конкретных
условиях места и времени. Полной информацией о происходящих событиях и процессах
обладает поэтому только об-во в целом, вся совокупность его членов. Отсюда
делался вывод, что в совр-ом обществе нет и не может быть какого-либо центра,
способного направлять деят-ть огромного множества людей. Частное
предпринимательство рассматривалось фил-фом как "единственная система,
позволяющая обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных
в общ-ом организме".
Социальная конц-я
Хайека, по его собственному признанию, была направлена против любых форм
гос-венного регулирования рынка, и в первую очередь против кейнсианства.
Вмешательство гос-ва в экономику ограничивает свободу индивидов и неизбежно
приводит к дезорг-и их деят-ти (именно этим Хайек объяснял причины эк-ой
депрессии конца 20-х — начала 30-х гг.).
107Неотомистскаятеорияправа Виднейший
представитель совр-ого томизма — французский фил-ф и общ-ый деятель Жак
Маритен.
Конц-я М.а, как и
конц-я др-х последователей неотомизма, построена на соединении традиционных
для религиозной фил-фии представлений о божественном происхождении гос-ва и
права с пол-ями совр-ой науки, пр-пами историзма, идеями развития культуры и
соц-й обусловленности пол-ки.
Источником ест-го
закона, согласно конц-и М.а, является бог, который обладает абсолютным
суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных
обязанностей. М. определял ест-ый закон как установленные божественным
разумом "универсальные нормы права и долга". Бог — первый пр-п
ест-го права. Чел-к же имеет ест-ые права и способен осознать их в силу своей
сопричастности божественному разуму.
Признавая сущ-е
вечного и неизменного закона, М. считал, что ест-е право раскрывается людям
постепенно, по мере развития культуры и приближения чел-ка к богу. Каждая
эпоха, полагал он, имеет свой "ист-и конкретный идеал". В связи с
этим М. оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог ест-ых прав
индивида на все времена. "Декларация прав чел-ка никогда не будет
исчерпывающей и окончательной.
М. предложил
собственную клас-ю прав чел-ка, разделив их на три вида. Фундаментальные
права личности
(чел-ка как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право
вступать в брак, право частной соб-ти, право на стремление к счастью и др.
Эти права являются ест-ыми в строгом значении слова. Пол-кие права (или права гр-нина) определяются
закон-вом страны, однако косвенно они зависят от ест-го права и образуют его
продолжение, ибо установления гос-венной власти становятся законом лишь в
силу их соответствия ест-му праву. К пол-ким правам М. относит: право народа
устанавливать конституцию гос-ва и определять форму прав-я, право гр-н на
активное участие в пол-кой жизни, в том числе в выборах, право объединения в
пол-кие партии, свободу высказываний и дискуссий, рав-во гр-н перед законом
и судом.
Наконец, социальные
права чел-ка (права трудящегося) охватывают: право на труд, право
объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на
соц-е обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п.
Признание социальных прав личности наряду с правом частной соб-ти позволяет,
считал М., избежать пороков как капитализма, так и социализма.
111Пол-ко-правовыеидеинационально-освободительныхдвиженийвКитаеиИндии Теория демократического социализма в свое время не только стала
значительным явлением в пол-кой идеологии бол-ва развитых стран мира, но и
повлияла на ряд стран, освободившихся после Второй мировой войны от колониальной
зав-ти, где близкими к ней оказались разного рода теории "национального
социализма": "индийский образец социалистического об-ва",
"индонезийский социализм", "бирманский путь к
социализму", "исламский социализм". Наиболее характерен
пример воздействия демократического социализма на идеи "индийского
образца социалистического об-ва".
Индийский
национальный конгресс (ИНК), возглавлявший национально-освободительное
движение в Индии, после провозглашения незав-ти страны, продолжая
ориентироваться на соц--пол-кие взгляды Ганди, отходит от некоторых их крайностей
(возврат к патриархальному образу жизни, "ненасильственная власть")
и пытается совместить гандизм с идеологией демократического социализма.
В резолюции ИНК
"Демократия и социализм" поставлена задача построения в Индии
социализма демократическим путем. Сами понятия "демократия" и
"социализм", по мнению авторов резолюции, динамичны и будут
изменяться, поэтому им "нельзя дать никакого окончательного
определения" — само развитие страны покажет, к какой демократии и к
какому социализму придет Индия. В настоящее время возможно лишь общее
представление о них. Демократическое социалистическое об-во в Индии будет
об-вом, где исчезнет бедность и установятся рав-во и равные возможности для
всех. "Методы производства" в этом обществе должны находиться под
контролем гос-ва, но не должны принадлежать ему все. Такая смешанная
экономика, контролируемая гос-вом, будет функционировать на благо всех членов
об-ва, а не отдельных его групп, что приведет к последовательным изменениям
мышления людей, утверждению в их сознании социалистических идеалов,
связанных с нравственными традициями индийского мировоззрения.
Но нужно иметь в
виду, что в последние годы в идеологии ИНК акцент со слова
"социализм" все больше перемещается на слово
"демократический" и даже "гандийский".