15.Пол-ко-правовыевоззренияримскихстоиков.
Значительное влияние на идеологию римского об-ва оказала фил-фия стоиков. Ее
последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном рав-ве"
всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости
подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков
усиливались с нарастанием кризиса рабов-кого строя. Многие идеи стоицизма
были восприняты христианством — идейным течением, зародившимся среди
социальных низов Римской империи. На протяжении II—III вв. хр-кая религия постепенно утратила
свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в,
была возведена в ранг официальной идеологии римского гос-ва.
17.Пол-ко-правовыевоззренияАврелияАвгустина.
Заметной вехой в
развитии пол-ко-правовой идеологии хр-кой церкви в эпоху рабовладения было
учение епископа Аврелия А.а(Северная Африка), прозванного
православной церковью "Блаженный", а католической — признанного
святым и учителем церкви.
А., как и др-е
епископы и выдающиеся цер-ные авторы первых веков христианства, считается
одним из "отцов церкви".
В произведении
"О граде божием" А. писал, что в мире существует два гос-ва:
"божий град" (церковь) и "град земной" (гос-во). К граду
божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был
братоубийца Каин; гос-во — создание чел-кое, его цель — временная, оно
создано насилием, держится принуждением.
Оправдание гос-ва в том, что оно
поддерживает земной, временный порядок, причем и тут гос-ва разные: есть два
вида земных царств. Одни — орг-и насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы
Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех,
несправедливость, насилие, "об-во нечестивых". Др-е царства — это
"хр-кие гос-ва", власть которых основана на заботе о подвластных.
В конечном счете
оправдание гос-ва — в служении церкви, в помощи небесному граду направлять
мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа
чел-ких мыслей и желаний.
А. — один из первых
цер-ников, призывавших насильственно приобщать к хр-кой церкви, вооруженным
путем искоренять ереси.
Теократические идеи
А.а в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи
(Византии). Тесный союз церкви и гос-ва, переплетение их механизмов создали
теократическую империю, задержавшую распад рабов-кого строя.
19.Средневековыеереси В средневековой Европе
ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы)
христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая
церковь. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали прежде
всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное
учение Христа. Церковь, в свою очередь, обвиняла еретиков в неправильном
толковании текстов священного писания, в заимствовании идей посторонних
религий или в повторении еретических идей, уже осужденных цер-ными соборами.
Первыми еретиками
Европы, положившими начало широкому общ-о-пол-кому движению, были болгарские
богомилы. Болгарские еретики нашли в Новом завете много текстов, в
которых противопоставлялись бог и мир, дух и плоть, свет и тьма, добро и зло.
Богомильское учение
вскоре после возникновения распространилось в др-х странах. Проповедь катаров,
патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех у горожан,
отдельных групп дворянства и крестьян. Для искоренения ереси римские папы
организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию
и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы).
Одним из первых
представителей ереси этого периода был профессор Оксфордского университета Джон
Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зав-ти английской
церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела гос-ва. Уиклиф осуждал
цер-ную иерархию и цер-ное богатство, утверждая, что они противоречат писанию.
Одновременно с
учением Уиклифа в Англии возникло движение лоллардов, требовавших
передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Учение
лоллардов было направлено против феодального строя в целом.
Вскоре после
подавления движения лоллардов началась Реформация в Чехии. В гуситском
движении (Ян Гус) вскоре определились два течения — чашники и табориты.
Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства,
лишению церкви светской власти, секуляризации (передаче светской власти)
цер-ных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви. Значительно
радикальнее были требования таборитов, которые выступали против
католической церкви и цер-ной иерархии; одновременно ими был выдвинут ряд
антифеодальных лозунгов — уничтожение привилегий как немецкого, так и
чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей и
т.д.
21. Мусульманскаяправоваямысль.
Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений
и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках
Мухаммеда). Коран и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм,
регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный
путь к цели" (шариат). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна
считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения
всех вопросов, возникающих в жизни.
В исламе существует
ряд направ-й и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание
религии. Сунниты утверждают, что халиф избран
общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами
только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков,
считают их власть божественным установлением и отстаивают пр-п передачи власти
по наследству.
Сунниты признают
Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из
четырех толков, различия между которыми — в методах толкования текстов
Корана и Сунны при решениях вопросов шариата. Суннизм — преобладающее течение ислама,
официальное вероисповедание в ряде средневековых государств Арабского Востока.
Теократическая трактовка власти в суннизме претерпела изменения: если
вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, потом они были объявлены
наместниками самого Аллаха, а затем сложилась конц-я перепоручения светской
власти султанам и эмирам .
В ходе борьбы за власть в халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утверждали,
что халифом может быть избран любой мусульманин. От суннитов они отличались
тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности
перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать
себе имама-халифа и имеет право сместить его.
23.Пол-ко-правовыеидеиэпохиРеформации: Лютер, Мюнцер, Кальвин, Цвингли.
В XVI в. ряд стран Европы охватила Реформация—
массовое движение против католической церкви.
Начало Реформации в
Германии положил доктор богословия Мартин Лютер (1483— 1546). Он
выступил с протестом против продажи индульгенций {отпущение грехов за
деньги). В процессе дискуссии с католическим духовенством Лютер и его единомышленники
от первоначальных надежд на улучшение церкви перешли к ее отрицанию. Помимо
ссылок на тексты священного писания, расходящиеся с орг-ей и практической
деят-тью духовенства, в движении реформаторов все более отчетливо звучала
мысль, что церковь в том виде, как она сложилась к XVI в., вообще не нужна христианам, ибо она не только мешает
их общению с богом, приписывая себе роль обязательного посредника, но и
подменяет богослужение идолопоклонством, многократно осужденным и в Ветхом,
и в Новом заветах.
В сочинении "О
светской власти" отн-ние Лютера к светской власти основано на представлении,
что чел-к живет в двух сферах: в сфере "евангелия" (религиозная
сфера, отн-ние к царству небесному) и в сфере "закона" (царство
земное, гос-во).
Лютер отстаивал
самостоятельность гос-ва по отн-нию к церкви.
В нач.16 в.. началось всеобщее восстание крестьянства Германии против цер-ных
и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер,
он призывал к полному соц-му перевороту и установлению народной власти. Война
католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским
религиозным миром, согласно которому лютеранство становилось равноправной
католичеству религией по пр-пу: "чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар
католической церкви; протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские
гос-ва.
Одним из радикальных
религиозно-пол-ких течением являлся кальвинизм. Жан Кальвин основал в
Женеве новую церковь. утвердилась идея незав-ти кальвинистской церкви от
гос-ва, право церкви судить о ряде действий гос-венной власти.
25.Жан Боденогос-ве.
С обоснованием
абсолютизма и критикой м-хомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден.
Б. впервые в истории пол-ко-правовой мысли сформулировал и широко обосновал
понятие суверенитета как сущ-ного признака гос-ва: Выше носителя суверенной
власти — только бог и законы природы. Суверенитет, по Б.у, означает прежде
всего незав-ть гос-ва от папы римского, от церкви, от германского императора,
от сословий, от другого гос-ва, Суверенитет как верховная власть включает
права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать
высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права
чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.
Гос-во Б. определяет
как правовое упр-е многими семьями и тем, что у них общее, на основе
суверенной власти. Гос-во — именно правовое упр-е, сообразное со справедливостью
и законами природы.
Семью Б. называет
основанием и ячейкой гос-ва. Гос-во — совокупность именно семей, а не
отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ,
составляющий гос-во, не умирает.
Первостепенное
значение Б. придавал форме гос-ва. Он отвергает распространенное деление форм
гос-ва на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную
оценку существующих государств. Сторонники власти одного чел-ка называют ее
"м-хия", противники — "тирания". Приверженцы власти
меньшинства именуют такую власть "ар-тия", недовольные ею —
"олигархия" и т.д. К демократии Б. относился отрицательно: в
демократическом гос-ве очень много законов и властей, а общее дело — в
упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует
богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.
Не одобрял Б. и
ар-тию. Наилучшей формой гос-ва Б. считал м-хию. М-х так же ест-, как бог
Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по
собственному праву .
28. Пол-кая конц-я Филофея Москва –
Третий Рим. Согласнo конц-и Россия есть наследница не только пол-кой
идеологии, но и территории Византийской империи. Именно псковского монаха
стали рассматривать в качестве родоначальника этой конц-и, и указанное мнение
до сих пор господствует в трудах, посвященных русской пол-кой идеологии
эпохи Московского гос-ва,
Между тем вдумчивое
чтение сочинения Филофея позволяет увидеть в нем нечто, в корне отличное от
конц-и "Москва — Третий Рим". Безусловно, небольшое послание
псковского монаха принадлежит к числу самых значительных идеологических
сочинений XVI в. Однако главная его идея — это
идея "Ромейского царства".
Филофей совсем не
отождествляет "Ромейское царство" с реальными гос-вами — Византией
(Вторым Римом) или Древним Римом (Первым Римом). В его представлении это
царство Господа Бога — идеальное царство, которое называется
"Ромейское" только потому, что именно в Риме произошло впервые
соединение хр-кой религии с гос-венной властью. В отличие от реальных
государств "Ромейское царство" неразрушимо. Реальные же гос-ва
подвержены гибели. Древний Рим и Византия являли собой лишь носителей образа
идеального царства. После того, как они рухнули, образ "Ромейского
царства" перешел на Московское царство. Таким образом, Русское гос-во
предстает в сочинении Филофея не наследником реально существовавших и погибших
государств Византии и Древнего Рима, но в качестве нового носителя идеала
православного хр-кого гос-ва. Иначе говоря, Филофей видел предназначение
Русского гос-ва быть не Империей, а Святой Русью, средоточием
не материального, а духовного – воплощением не грубой материальной силы, а
силы духовной.
Говоря, что два Рима
пали, третий стоит, а четвертому не бывать, Филофей выражал тем самым не
свою уверенность в несокрушимости Русского гос-ва, но мысль о том, что в
случае, если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носителя
образа "Ромейского царства" на земле не появится. Русь — последний
земной носитель идеала православного хр-кого гос-ва. Если Русь погибнет,
"Ромейское царство" не умрет вместе с ним — идеалы бессмертны. Поэтому
идеал православного гос-ва будет продолжать жить, однако стремиться к нему на
земле станет уже некому.
Царский титул в
свете такого представления о Русском гос-ве приобретает особое значение — это
титул не просто главы гос-ва, верховного властителя, а титул хранителя Святой
Руси. Следовательно, царь начинает выступать в русском пол-ком сознании в
качестве носителя не только гос-венной власти, но и устоев всего об-ва — его
соц--пол-кой орг-и и официальной идеологии. Коротко эту мысль можно
выразить формулой: без
царя нет Святой Руси, без Святой Руси нет царя.