Рефераты. Шпаргалки по истории политических учений

55. Пол-ко-правовые взгляды II Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин «История гос–ва Российского». В "Записке о древней и новой России" критикуются реформы, проведенные по инициа­тиве Сперанского, а также новшества, которые, как предполагалось, правительство намерено осуществить. К. резко осуждает какие бы то ни было попытки учреж­дения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. Самодержавие основало и воскресило Россию... В м-хе российском соединяются все вла­сти: наше прав-е есть отеческое, патриархальное".
 К. выступал в защиту привилегий дворянства как замкнутого сословия. Он порицал пет­ровскую Табель о рангах, наделяющую личным или потомственным дворянством достигших определенных чинов:
К. был противником теории ест-го права. . В подготовленном при участии Сперанского проекте Уложения гр-нских законов К. усмотрел (безосновательно) лишь перевод Гр-нского кодекса Наполеона. Он упрекал авторов проекта в том, что они "шьют нам кафтан по чужой мерке".
Точно так же К. протестовал против преобразования гос-венных учреждений. Надо не перестраивать учреждения, писал К., а найти для упр-я Россией 50 умных и добросовестных губернаторов, которые восстановят правосудие, успокоят земледельцев, обо­дрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и на­рода".
Для наведения порядка в правосудии, утверждал К., м-х должен быть строг и смотреть за судьями:
К. советует также возвысить духовенство, принижен­ное, по его мнению, во времена Петра. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с Сенатом. Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище за­конов, над всеми — Государь, единственный законодатель, един­ственный источник властей. Вот основание Российской м-хии..."

57.Пол-ко-правовые взгляды П Чаадаева.
Петр Яковлевич Чаадаев, гвардей­ский офицер в отставке, внук М. М. Щербатова, написал (по-французски) восемь "Фил-фических писем" на рели­гиозно-ист-ие темы. Опубликование перевода первого "Фил-фического письма" в журнале "Телескоп" стало вехой в истории русской общ-о-пол-кой мысли.
Ч. писал о пустоте русской истории, об отрыве России от др-х народов. Причиной отрыва России от величественной истории западных народов Ч. считал православие. Из-за православия, считал Ч., вся история России шла не так, как история западных народов: "В самом начале у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное владычество завоевателей.
Еще резче, чем самодержавие ("национальную власть"), Ч. порицал крепостничество: "Свергнув иго чужеземное, мы мог­ли бы воспользоваться идеями, которые развились за это время у наших западных братьев, но мы были оторваны от общего семей­ства.
Письмо стало стимулом к обсуждению ист-их судеб страны. Главный упрек представителей власти Ч.у сводился к тому, что "Фил-фическое письмо" противоре­чит патриотизму и официальному оптимизму. Идеологи официальной народности называли Ч.а преступ­ником, предлагали выдать его православной церкви для смирения одиночеством, постом и молитвой. В доносах утверждалось, что опуб­ликование "Фил-фического письма" доказывает "сущ-е Пол-кой секты в Москве; хорошо направленные поиски должны привести к полезным открытиям по этому поводу". Николай I, чтобы сильнее унизить автора, повелел считать его сумасшедшим.

60 Французский либерализм первой половины XIX века
Революция во Франции расчистила почву для свободного раз­вития капиталистических отн-ний. В этих условиях идеологи французской буржуазии уделяют основное внимание обоснованию "индивидуальных прав и свобод", необходимых для развития капитализма. Наиболее значительным идеологом либерализма во Франции был публицист, ученый и пол-кий деятель Венжамен Анри Констан де Ребек. К. уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимае­мой как свобода совести, свобода слова, свобода предприниматель­ства, частной инициативы.
Он различает пол-кую свободу и свободу личную
Древние народы знали только пол-кую свободу, которая сводится к праву участвовать в осуществлении пол-кой вла­сти (принятие законов, участие в правосудии, в выборе должност­ных лиц, решение вопросов войны и мира и др.).
Свобода новых народов — это лич­ная, гр-нская свобода, состоящая в известной незав-ти ин­дивидов от гос-венной власти
Особенно много внимания К. уделяет обоснованию религиозной свободы, свободы слова, свободы печати и промышленной свободы. Отстаивал свободную конкуренцию, гос-во не должно вмешиваться в промышленную деят-ть, ибо оно ведет коммерческие дела "хуже и дороже, чем мы сами".
Вслед за буржуазными экономистами той эпохи К. ут­верждал, что безработица и конкуренция между рабочими позво­ляют предпринимателям снижать заработную плату, а это ведет к обилию недорогих товаров, от чего выигрывает об-во в целом.
Но К. защищал и др-е свободы — мнений, совести, пе­чати, собраний, петиций, орг-й, передвижений и др.
 К. подверг критике теорию Руссо и др-х сторонников народного суверенитета, которые отождествили свободу с властью. Неограниченная власть народа опасна для индивидуальной свободы; по мнению Кон-стана, в период якобинской диктатуры и террора выявилось, что нео­граниченный народный суверенитет опасен не менее, чем сувере­нитет абсолютного м-ха.
Исходя из этого К. по-новому ставит вопрос о форме прав-я. Он осуждает любую форму гос-ва, где существу­ет "чрезмерная степень власти" и отсутствуют гарантии индивиду­альной свободы Такими гарантиями, писал К., являются общ-ое мнение, а также разделение и равновесие властей

63 К Маркс и Ф Энгельс о гос-ве и праве
Марксизм сложился как самостоятельная доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты ново­го мировоззрения были впервые научно изложены в работе "Нище­та фил-фии" и в "Манифесте коммунистической партии" .
Пол-ко-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фрид­риха Энгельса {1820—1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов и коммунистов.
К основным пол-ям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — эк-ая структура об-ва, совокупность не зависящих от воли людей производственных отн-ний, в основе которых лежит та или иная форма соб-ти; эти отн-ния соответствуют определенной ступени развития производи­тельных сил. На базисе возвышается и им определяется юридичес­кая и пол-кая надстройка, которой соответствуют формы общ-ого сознания. Гос-во и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который эк-и господствует при данной системе производства.
Обосновывая необходимость и близость насильственной комму­нистической революции, Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общ-ого развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими про­изводительными силами и тормозящими их рост капиталистичес­кими производственными отн-ниями, они считали пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное об-во без классов и пол-кой власти.
Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскры­тию классовой сущности гос-ва и права. По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер.
 Маркс назвал пол-кую власть рабочего класса диктатурой пролетариата.
 Учение марксизма содержит идею отмира­ния пол-кой власти (гос-ва) в коммунистическом обще­стве, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим гос-во злом, которое по наследству передается пролетариату.

65 Учение Р Иеринга о праве и гос-ве
Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и гос-ве предпринял известный немецкий юр-т Рудольф Иеринг.
 И. полагал, что нельзя ограничиваться формальным оп­ределением права как совокупности действующих в гос-ве принудительных норм, и писал о необходимости раскрыть содержа­ние права. По его определению, "право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность жизненных условий об-ва в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. гос-венной властью".
Отход от формального определения права и попытка раскрыть его общ-ое содержание в учении И.а неразрывно свя­заны с апологией отн-ний гр-нского об-ва. Он утверж­дал, что частная соб-ть вытекает из природы чел-ка.
Если явления природы подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте, воздающем "каждому свое". Цели всех и каждого обес­печиваются правом: "Цель — творец права".
Социологические построения И.а сводились к рассужде­нию, что все члены совр-ого ему об-ва солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право он определял как выражение "всеобщих интересов", "осуществленное парт­нерство индивида с об-вом".
 Право, по И.у, развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в праве через закон-во своих интересов. Тезис о "кровавом" развитии права в смысле борьбы за право классов и сословий И. относит к прошлому. Совр-ую ему борьбу за право И. толковал только как защиту су­ществующего права от нарушений, как отстаивание субъективного права отдельного индивида, нарушенного др-м лицом. Борьба за право — обязанность перед самим собой.
И. — за сильную гос-венную власть. Одобрял пол-ку "железа и крови" Бисмарка. В пр-пе гос-во не ограничено им же издаваемыми законами; и в деспоти­ческих гос-вах односторонне-обязательные (т.е. только для подданных) нормы образуют зачатки права, однако "право в пол­ном смысле слова есть двусторонне-обязательная сила закона, под­чинение самой гос-венной власти издаваемым ею законам"
Право,— "разумная пол-ка власти".

68 Д Остин о праве и об юриспруденции
Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель аналитической школы Джон Ос­тин .
Термин "право", писал О., используется в самых разных смыслах для обозначения не только права, но и религиозных дог­матов, правил морали, законов природы, это сущ-но мешает точному определению предмета юриспруденции
О. различает и разграничивает этику (область оценок, суж­дений о добре, зле и др), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юрис­пруденцию Последняя "имеет дело с законами, или правом в соб­ственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши" В таком понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой при­менения санкции в случае невыполнения приказа .
Развивая мысли Бентама, О. писал, что целью правитель­ства является общее благо, а не свобода, поскольку в разных усло­виях различны степень полезности свободы или степень ее ограни­чений О. был приверженцем классического либерализма Но он утверждал, что суверенная власть ничем не связана, преграды ее деят-ти ставят только религия, мораль и согласие подданных, те привычка бол-ва подданных к повиновению данной влас­ти Право — это "повеление суверена" Наилучшей формой права О считал кодексы, однако в отличие от Бентама он признавал частью права судебные прецеденты, поскольку реше­ния судей (в Англии) получают нормативно-правовой характер с мол­чаливого согласия суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял О., порождена существующей неполнотой статут­ного права, которую желательно устранить кодификацией.
Возникновение юр. поз-ма связано с укрепле­нием и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся ка­питалистических отн-ний В теоретическом плане юр. поз-м был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отн-ний, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники Распространение юр. поз-ма в странах континентальной Европы обусловлено развитием капитализма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.