55. Пол-ко-правовыевзглядыIIКарамзина. Николай
Михайлович Карамзин «История гос–ва Российского». В "Записке о древней и новой
России" критикуются реформы, проведенные по инициативе Сперанского, а
также новшества, которые, как предполагалось, правительство намерено
осуществить. К. резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения
конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. Самодержавие основало и
воскресило Россию... В м-хе российском соединяются все власти: наше прав-е
есть отеческое, патриархальное".
К. выступал в
защиту привилегий дворянства как замкнутого сословия. Он порицал петровскую
Табель о рангах, наделяющую личным или потомственным дворянством достигших
определенных чинов:
К. был противником теории ест-го права. . В подготовленном при участии
Сперанского проекте Уложения гр-нских законов К. усмотрел (безосновательно)
лишь перевод Гр-нского кодекса Наполеона. Он упрекал авторов проекта в том,
что они "шьют нам кафтан по чужой мерке".
Точно так же К.
протестовал против преобразования гос-венных учреждений. Надо не
перестраивать учреждения, писал К., а найти для упр-я Россией 50 умных и
добросовестных губернаторов, которые восстановят правосудие, успокоят
земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и
народа".
Для наведения
порядка в правосудии, утверждал К., м-х должен быть строг и смотреть за
судьями:
К. советует также возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во
времена Петра. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с
Сенатом. Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над
всеми — Государь, единственный законодатель, единственный источник властей.
Вот основание Российской м-хии..."
57.Пол-ко-правовыевзглядыПЧаадаева. Петр Яковлевич Чаадаев, гвардейский офицер в отставке, внук М. М.
Щербатова, написал (по-французски) восемь "Фил-фических писем" на
религиозно-ист-ие темы. Опубликование перевода первого "Фил-фического
письма" в журнале "Телескоп" стало вехой в истории русской
общ-о-пол-кой мысли.
Ч. писал о пустоте
русской истории, об отрыве России от др-х народов. Причиной отрыва России от
величественной истории западных народов Ч. считал православие. Из-за православия, считал Ч., вся
история России шла не так, как история западных народов: "В самом начале
у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное
владычество завоевателей.
Еще резче, чем
самодержавие ("национальную власть"), Ч. порицал крепостничество:
"Свергнув иго чужеземное, мы могли бы воспользоваться идеями, которые
развились за это время у наших западных братьев, но мы были оторваны от
общего семейства.
Письмо стало
стимулом к обсуждению ист-их судеб страны. Главный упрек представителей
власти Ч.у сводился к тому, что "Фил-фическое письмо" противоречит
патриотизму и официальному оптимизму. Идеологи официальной народности
называли Ч.а преступником, предлагали выдать его православной церкви для
смирения одиночеством, постом и молитвой. В доносах утверждалось, что опубликование
"Фил-фического письма" доказывает "сущ-е Пол-кой секты в
Москве; хорошо направленные поиски должны привести к полезным открытиям по
этому поводу". Николай I, чтобы сильнее унизить автора,
повелел считать его сумасшедшим.
60ФранцузскийлиберализмпервойполовиныXIXвека Революция
во Франции расчистила почву для свободного развития капиталистических
отн-ний. В этих условиях идеологи французской буржуазии уделяют основное
внимание обоснованию "индивидуальных прав и свобод", необходимых
для развития капитализма. Наиболее значительным идеологом либерализма во
Франции был публицист, ученый и пол-кий деятель Венжамен Анри Констан де
Ребек. К. уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой
как свобода совести, свобода слова, свобода предпринимательства, частной
инициативы.
Он различает пол-кую
свободу и свободу личную
Древние народы знали
только пол-кую свободу, которая сводится к праву участвовать в
осуществлении пол-кой власти (принятие законов, участие в правосудии, в
выборе должностных лиц, решение вопросов войны и мира и др.).
Свобода новых
народов — это личная, гр-нская свобода, состоящая в известной
незав-ти индивидов от гос-венной власти
Особенно много
внимания К. уделяет обоснованию религиозной свободы, свободы слова, свободы
печати и промышленной свободы. Отстаивал свободную конкуренцию, гос-во не
должно вмешиваться в промышленную деят-ть, ибо оно ведет коммерческие дела
"хуже и дороже, чем мы сами".
Вслед за буржуазными
экономистами той эпохи К. утверждал, что безработица и конкуренция между
рабочими позволяют предпринимателям снижать заработную плату, а это ведет к
обилию недорогих товаров, от чего выигрывает об-во в целом.
Но К. защищал и др-е
свободы — мнений, совести, печати, собраний, петиций, орг-й, передвижений и
др.
К. подверг критике
теорию Руссо и др-х сторонников народного суверенитета, которые отождествили
свободу с властью. Неограниченная власть народа опасна для индивидуальной
свободы; по мнению Кон-стана, в период якобинской диктатуры и террора
выявилось, что неограниченный народный суверенитет опасен не менее, чем
суверенитет абсолютного м-ха.
Исходя из этого К.
по-новому ставит вопрос о форме прав-я. Он осуждает любую форму гос-ва, где
существует "чрезмерная степень власти" и отсутствуют гарантии
индивидуальной свободы Такими гарантиями, писал К., являются общ-ое мнение,
а также разделение и равновесие властей
63КМарксиФЭнгельсогос-веиправе
Марксизм сложился как самостоятельная доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты нового мировоззрения
были впервые научно изложены в работе "Нищета фил-фии" и в
"Манифесте коммунистической партии" .
Пол-ко-правовая
теория Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса {1820—1895)
складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое
влияние наэту теорию оказали идеи французских социалистов и
коммунистов.
К основным пол-ям
марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — эк-ая структура
об-ва, совокупность
не зависящих от воли людей производственных отн-ний, в основе которых лежит
та или иная форма соб-ти; эти отн-ния соответствуют определенной ступени
развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется
юридическая и пол-кая надстройка, которой соответствуют формы общ-ого сознания.
Гос-во и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса,
который эк-и господствует при данной системе производства.
Обосновывая
необходимость и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и
Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в.
капитализм уже стал тормозом общ-ого развития. Силой, способной разрешить
противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост
капиталистическими производственными отн-ниями, они считали пролетариат,
который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное
об-во без классов и пол-кой власти.
Маркс и Энгельс
всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности гос-ва и
права. По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер.
Маркс назвал
пол-кую власть рабочего класса диктатурой пролетариата.
Учение марксизма
содержит идею отмирания пол-кой власти (гос-ва) в коммунистическом обществе,
когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко
защищалась Энгельсом, называвшим гос-во злом, которое по наследству
передается пролетариату.
65УчениеРИерингаоправеигос-ве Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и гос-ве
предпринял известный немецкий юр-т Рудольф Иеринг.
И. полагал, что
нельзя ограничиваться формальным определением права как совокупности
действующих в гос-ве принудительных норм, и писал о необходимости раскрыть
содержание права. По его определению, "право есть система социальных
целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность
жизненных условий об-ва в обширном смысле, обеспечиваемых внешним
принуждением, т.е. гос-венной властью".
Отход от формального
определения права и попытка раскрыть его общ-ое содержание в учении И.а
неразрывно связаны с апологией отн-ний гр-нского об-ва. Он утверждал, что
частная соб-ть вытекает из природы чел-ка.
Если явления природы
подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый
собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся
к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте,
воздающем "каждому свое". Цели всех и каждого обеспечиваются
правом: "Цель — творец права".
Социологические
построения И.а сводились к рассуждению, что все члены совр-ого ему об-ва
солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право
он определял как
выражение "всеобщих интересов", "осуществленное партнерство
индивида с об-вом".
Право, по И.у,
развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в
праве через закон-во своих интересов. Тезис о "кровавом" развитии
права в смысле борьбы за право классов и сословий И. относит к прошлому.
Совр-ую ему борьбу за право И. толковал только как защиту существующего
права от нарушений, как отстаивание субъективного права отдельного индивида,
нарушенного др-м лицом. Борьба за право — обязанность перед самим собой.
И. — за сильную
гос-венную власть. Одобрял пол-ку "железа и крови" Бисмарка. В
пр-пе гос-во не ограничено им же издаваемыми законами; и в деспотических
гос-вах односторонне-обязательные (т.е. только для подданных) нормы образуют
зачатки права, однако "право в полном смысле слова есть двусторонне-обязательная
сила закона, подчинение самой гос-венной власти издаваемым ею законам"
Право,—
"разумная пол-ка власти".
68ДОстиноправеиобюриспруденции Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель
аналитической школы Джон Остин .
Термин
"право", писал О., используется в самых разных смыслах для
обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали,
законов природы, это сущ-но мешает точному определению предмета юриспруденции
О. различает и разграничивает
этику (область оценок, суждений о добре, зле и др), науку о законотворчестве
(представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве,
юриспруденцию Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном
смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши" В таком
понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для
подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа .
Развивая мысли
Бентама, О. писал, что целью правительства является общее благо, а не
свобода, поскольку в разных условиях различны степень полезности свободы или
степень ее ограничений О. был приверженцем классического либерализма Но он
утверждал, что суверенная власть ничем не связана, преграды ее деят-ти ставят
только религия, мораль и согласие подданных, те привычка бол-ва подданных к
повиновению данной власти Право — это "повеление суверена"
Наилучшей формой права О считал кодексы, однако в отличие от Бентама он
признавал частью права судебные прецеденты, поскольку решения судей (в
Англии) получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия
суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял О., порождена
существующей неполнотой статутного права, которую желательно устранить кодификацией.
Возникновение юр.
поз-ма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки
развивавшихся капиталистических отн-ний В теоретическом плане юр. поз-м был
основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой
правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования
товарно-денежных и связанных с ними отн-ний, точности определений юридических
ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем
законодательной техники Распространение юр. поз-ма в странах континентальной
Европы обусловлено развитием капитализма