32.Пол-ко-правовоеучениеБ. Спинозы.
Видным теоретиком
ест-го права был голландский фил-ф-материалист Бенедикт С. .
Пол-ко-правовое
учение С. связано с его фил-фией, особенно с идеей строгой закономерности,
причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции",
которая никем не создана и является "причиной себя".
Под ест-ым правом С.
понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют
природа и каждая ее часть.
Чел-к, писал С., по природе эгоистичен и корыстолюбив.
С. — сторонник идеи
общ-ого договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость
гос-ва и законов обусловлена ест-й причиной — противоречием между страстями
и разумом людей. Чел-к только тогда свободен и могуществен, когда
руководствуется разумом; однако бол-во людей (толпа) не таково — люди
одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно
этим вызвана необходимость права и гос-ва.
С. осуждал
абсолютную м-хию. В противоположность Гоббсу С. утверждал, что ест-е право не
утрачивает своей силы в гр-нском состоянии. Власть гос-ва имеет границы.
Своеобразие идеи
общ-ого договора в конц-и С. в том, что общ-ый договор, состоящий в
перенесении сил ("мощи", права) каждого на об-во, т.е. гос-во, рассматривается,
скорее, не как факт древней истории, а как отн-ние, постоянно существующее между подданными и
верховной властью. Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать
которое опасно.
С. решительно
отвергал абсолютную м-хию: м-х, силы которого недостаточно для удержания
подданных в подчинении, окружает себя знатью, строит своим подданным козни,
боится их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правящей
верхушки; прав-е решительно неразумно, враждебно общему благу. С. считал
возможной ограниченную м-хию, в которой гос-вом управляет представительное
учреждение, а также ар-тическую республику, но обе эти формы он видел такими
гос-вами, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию и
угнетение.
Единственно абсолютное
гос-во, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при
помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, рав-во, общее благо,
— это демократия, "народная форма верховной власти".
34.УчениеТ. Гоббсаоправеигос-ве.
В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда
феодальных пережитков и своеволия короля. Среди защитников королевской власти
был английский фил-ф Томас. Основное произведение — "Левиафан,
или материя, форма и власть гос-ва" .
Г. строил свое
учение на изучении природы и страстей чел-ка. Мнение Г. об этих страстях и
природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к
наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие).
Эти страсти делают людей врагами: "Чел-к чел-ку — волк" (лат.).
Ест-ые законы
гласят, что следует искать мира; в этих целях нужно взаимно отказаться от
права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения".
Отказываясь от ест-ых прав, люди переносят их на гос-во.
Гос-во — это великий
Левиафан (библейское чудовище), искусственный чел-к или земной бог; верховная
власть — душа гос-ва, судьи и чиновники — суставы, советники — память; законы
— разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена,
др-м — к ушам подданных; награды и наказания — нервы; благосостояние гр-н —
сила, безопасность народа — занятие, гр-нский мир — здоровье, смута —
болезнь, гр-нская война — смерть.
Г. признает только
три формы гос-ва. Он отдает предпочтение неограниченной м-хии (благо м-ха
тождественно благу гос-ва, право наследования придает гос-ву искусственную
вечность жизни и т.д.). В конц-и Г. нет оправдания тоталитаризма. Законы установлены не
для устрашения, а для направ-я чел-ких действий. Важно отметить, что, по
Г.у, цель гос-ва (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной
м-хии. Не случайно эволюция взглядов Г. завершилась признанием новой власти
(протекторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения м-хии.
36. Ест--правовыетеориивГерманиивХУП-ХУШвв.
Учения С.
Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа. Самуил П. – известный немецкий юр-т и
историк. В своем учении о праве и гос-ве П. исходит из представления о ест-м
состоянии, которое трактует как методологическое предпол-е, позволяющее
объяснить сущность и происхождение права и гос-ва. Ест-е состояние
характеризуется свободой и незав-тью индивидов. Это порождает стремление
людей объединиться ради собственной пользы и безопасности. В результате
возникают пол-кое общежитие и гос-во.
П. в основном
отвергает теологическую теорию происхождения гос-ва. Гос-во — продукт
сознательной деят-ти людей, их решения объединиться. П. утверждал, что лучшей
формой прав-я является абсолютная м-хия. Правда, у нее есть некоторые
недостатки, считал он, и желательно было бы, чтобы при м-хе создавался
какой-то представительный орган типа еще сохранявшихся в некоторых
германских землях ландтагов.
Последователь П.а
профессор Христиан Томазий .Он продолжал намеченную П.ом линию на
освобождение гос-венно-правовой науки от господства теологии. Т. отмечал,
что основа ест-го права — мораль, которая предписывает делать то, что
соответствует разумной природе людей. Но требования морали не подкреплены
принуждением. А поскольку люди делятся на мудрых и глупых и для первых нужен
совет, а для вторых — принуждение, то рассчитывать на добровольное следование
требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть.
Пр-пиальное различие между правом и моралью, полагал Т., состоит в том, что
единственным источником морали является внутреннее убеждение чел-ка,
независимое от приказов власти. Право в гос-ве имеет императивный и запретительный
характер.
Считая м-хию лучшей
формой гос-ва, Т. утверждал, что предпосылкой власти м-ха является согласие
народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против
несправедливостей. Но этот протест возможен только в том случае, если м-х
выходит за рамки, очерченные общ-ыми договорами. Христиан Вольфом– профессор университета в Галле.
От природы все люди
равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один чел-к не имеет
власти над др-м — все люди свободны. С образованием гос-ва, отмечал Вольф,
народ ограничил свою свободу для совершенствования составляющих его людей.
Законы гос-ва, по Вольфу, — практическая реализация ест-го закона. Они дают
свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей. Право —
свобода действий для исполнения обязанностей
38.УчениеIIIМонтескьеоправеигос-ве.
Крупнейшим
теоретиком гос-ва во французском Просвещении был Шарль Луи де М.. Его
главный труд — книга "О духе законов" .
М. создал первую
развернутую пол-кую доктрину в идеологии просветительства. В своих
исследованиях он стремился описать причины, вызывающие изменения в закон-ве
и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. М. был
убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным
стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей.
Возникновение пол-ки
организованного об-ва М. склонен рассматривать как ист-ий процесс. По его мнению,
гос-во и законы появляются вследствие войн.
Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество
причин. Эти причины делятся на две группы: физические и моральные. Физические причины
определяют
общ-ую жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния
дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и пол-е
страны, численность населения и др. Моральные причины вступают в
действие позднее, с развитием цивилизации, отмечал М.. К их числу относятся:
пр-пы пол-кого строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и
др. Написание книги "О духе законов", по словам автора,
преследовало цель показать "триумф морали над климатом".
Своеобразие этой
классификации в том, что М. наполнил понятие формы гос-ва такими определениями,
которые в последующих доктринах будут обозначены как пол-кий режим.
Республика
представляет собой гос-во, где власть принадлежит либо всему народу (демократия),
либо части его (ар-тия). Движущим пр-пом республики выступает пол-кая
добродетель, т.е.
любовь к отечеству (этот пр-п по-разному проявляется в двух формах республиканского
строя: демократия стремится к рав-ву, ар-тия — к умеренности).
М-хия — это
единоличное прав-е, опирающееся на закон; ее пр-пом служит честь. Деспотия,
в отличие от м-хии, — единоличное прав-е, основанное на беззаконии и произволе.
М. выделяет в гос-ве
законодательную, исполнительную и судебную власти. Пр-п разделения властей,
согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали
различным гос-венным органам.
40.Пол-ко-правовыеидеивпериодВеликойфранцузскойбуржуазнойреволюции.
В истории
Французской революции принято различать три главных этапа. На первом из них
власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты. Они
стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной
м-хии. На втором этапе власть переходит к жирондистам — представителям
республикански настроенной буржуазии. На третьем этапе была установлена
революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой
буржуазии, крестьянства и городских низов.
Идеологи каждой из
названных группировок опирались на пол-кие учения Вольтера, Монтескье, Руссо
и др-х мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при осуществлении революционных
мероприятий и разработке конституционных актов.
Крупнейшими
идеологами лагеря конституционалистов были Оноре де Мирабо, прославившийся
своими речами против абсолютизма, Эмманюэль Сиейес и Антуан Барнав. Для них
были характерны призывы к объединению против ненавистной ар-тии и абсолютизма,
идеи всеобщего рав-ва и свободы. В 1789 г. Учредительным собранием была
принята Декларация прав чел-ка и гр-нина, где торжественно провозглашалось:
"Люди рождаются и остаются свободными и равными в Правах", она
закрепляла ест-ые и неотъемлемые права чел-ка (на свободу, соб-ть, безопасность и сопротивление
угнетению), рав-во гр-н перед законом, а также пр-п разделения властей.
Значение Декларации состояло в том, что она была одним из первых
конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права
и рав-во гр-н.
Лидерами жирондистов
выступали Жак Бриссо и Жан Ролан. Они отстаивали пр-пы народного
суверенитета, общей воли как основы закон-ва. Законодательными актами,
принятыми в период их прав-я, была отменена м-хия, а также ликвидировано
деление гр-н на активных и пассивных по цензовому признаку.
Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль
Марат.Якобинская Конституция предусматривала что законодательные акты,
принятые законодательным собранием, должны поступать на утверждение
избирателей. В принятой Конвентом Декларации соб-ть (наряду с рав-вом,
свободой и безопасностью) отнесена к числу ест-ых и неотъемлемых прав
чел-ка, для обеспечения которых установлено правительство. Якобинцы искореняли
феодальную соб-ть на землю, провозгласили право на труд, но установили максимум
заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший орг-ю
рабочих союзов и собраний.