Рефераты. Шпаргалки по истории политических учений

42.Пол-ко-правовые взгляды Ф. Прокоповича и В. Татищева.
Одним из первых теоретиков абсолютизма в России был свя­щеннослужитель Феофан Прокопович.
П. резко критиковал католическую церковь за обску­рантизм, за отрицание и преследование научных открытий, кото­рые потом все равно приходится признавать (Коперник, Галилей).
Сочетанием богословских и рационалистических идей П. обосновывал неограниченную м-хию. Неограниченность власти самодержца происте­кает из соглашения, по которому народ отказывается от всех своих прав и свободы и, наделяя властью правителя, говорит: "Ты владе­ешь нами к общей пользе нашей". П. писал, что в безвласт­ном состоянии царили хаос, произвол, кровопролитие. Для обеспе­чения мира, безопасности, общего блага народ не без смотрения божия заключает соглашение об отказе от всех прав и свободы, о создании гос-ва.
 Порицая демократию и ар-тию, П. правильной формой гос-ва признает только м-хию. Основное внимание П.а сосредоточено на сопоставлении "наследной" и изби­рательной м-хий. Сравнивая достоинства той и другой, П. отдает решительное предпочтение наследственной м-хии, в которой находит лишь один изъян — наследник царской власти по закону может оказаться недостойным, неспособным царствовать. Этот недостаток может быть устранен только царствующим м-хом, который может и должен назначить достойного и способного наследника престола своим завещанием (суть петровского указа о порядке престолонаследия). Права самодержца, по П.у, неограниченны и абсолют­ны; он имеет право и должен регулировать все стороны жизни и быта.
Василий Никитич Татищев был гос-венным деятелем, Т. — сторонник теории ест-го права;
Как и П., он осуждал папскую власть за преследова­ние Коперника, за инквизицию; Т. являлся сторонником про­свещения, развития науки.
Ест-е состояние, по Т.у, — это состояние "воль­ности"; по природе чел-ку нужна и полезна лишь воля, "с разу­мом и рассуждением употребляемая". Поскольку чел-к не может обойтись без др-х людей, он вынужден подчиняться внешним ог­раничениям. Договор вообще рассматривается Т.ым как основа вся­кого гос-ва, в том числе и м-хического. .
Формы прав-я зависят от ряда объективных условий, к которым относятся местопол-е, размер территории и состоя­ние населения.
Демократия осуществима только в гос-ве-городе или в маленькой области, где могут быстро собраться все домохозяева, (Гол­ландия, Швейцария, Генуя) Россия, Франция, Дания, Испания и некоторые др-е страны, "яко великие гос-ва, не могут иначе правиться, как самовла­стием".
 Камнем преткновения для теории Т.а явилось крепост­ничество. Рабство или невольничество Т. признавал противоест-ым, противоречащим природе чел-ка, ест-му праву защищаться и обороняться от насиль­ственного порабощения. Введение крепостного права было ошибкой Бориса Годунова, но Т. выдвинул против его отмены ряд доводов. Он утверждал, что освобождение крестьян породило бы "смятение, распри, коварства и обиды" и потому опасно, что больше вреда чем пользы.

44.Пол-ко-правовые взгляды М. Щербатова.
Наиболее видным идеологом родовитой ар-тии был князь Михаил Михайлович Щ. (1733—1790) — депутат Уложенной комиссии, автор многих произведений.
Особенное внимание Щ. уделял пол-ю дворянства. Поскольку отмена обязательной гос-венной службы дворян­ства потребовала нового обоснования дворянских привилегий, Щ. делает упор на наследственность дворянского звания, его связь с наследственностью самого монаршего престола, на унаследованность дворянских земель и привилегий от знатных предков, оказав­ших особые услуги отечеству и м-ху, а также на особенные про­свещение, образование и воспитание дворян.
Щ. оспаривал возможность предоставления крепостным права на какое бы то ни было имущество: Соб-ти у рабов быть не может.
 Отн-ние Щ.а к самодержавию было сложным. Там, где речь шла о защите феодального строя, Щ. отдавал такой защите все силы и знания Однако там, где ставилась проблема привилегий родовитого дворянства, участия феодальной знати в упр-и об-вом и гос-вом, Щ. порой очень резко критико­вал самодержавие. Самовластие государя, произвол и употребление власти во вред общ-ому благу может сдержать, по мнению Щ.а, только ар-тия, "великое число сильных и знатных родов". Порицая абсолютизм с тираноборческих позиций, Щ. предлагал передать законодательную власть дворянскому сослов­ному собранию и ограничить власть м-ха "основательными за­конами". В произведении «Путешествие в землю Офирскую» Щ. изложил свой идеал — ка­стовое рабов-кое об-во и тоталитарное олигархическое гос-во,
Население Офирской земли делится на четко отделенные одна от другой касты; все стороны жизни офирцев регламентированы "Катихизмой законов", нормы которой детально определяют не толь­ко правовое пол-е каст и их подразделений, но и одежду, пищу, быт каждой из них. Рабы в Офирской земле отданы в полную власть благородных. Последние имеют монопольное право владеть рабами и занимать гос-венные должности; особые пол-кие при­вилегии — у вельможной знати. Царь офирцев подчинен законам, издаваемым сословными дворянскими собраниями, и правит совме­стно с ними (верховный совет, вышнее правительство).

46. Пол-ко-правовые взгляды А. Радищева.
Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Р. выпустил в свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть оды "Вольность"). Книга попала в руки Екатерины II. Палата уголовного суда приговорила А. Н. Р.а к смертной казни. Затем смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог .
Теоретической основой пол-ко-правовых взглядов Р.а были идеи ест-го права и общ-ого договора.
Впервые в русской литературе крепостное право осуждается как "зверский обычай порабощать себе подобного чел-ка". Р. доказывал несостоятельность крепостничества с по­зиций теории ест-го права. По природе все люди рав­ны, Крепостное право противоест-, пото­му оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу же; оно противоречит общ-ому договору, поскольку об-во создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой.
Р. раскрывает также эк-ую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У кре­постных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и забо­ты о результатах труда.
 Особое место в критике самодержавия занимает проблема "просвещенного абсолютизма". Само пол-е м-ха, утверждал Р., таково, что он недоступен просвещению. М-х не может стать просвещенным, м-ху нет выгоды ограничивать свой соб­ственный произвол.
 Впервые в истории русской пол-ко-правовой идеологии Р. выдвинул конц-ю народной революции. Считая народную революцию правомерной, Р. печалился, что крестьяне в невежестве своем не видели др-х способов освобождения, как убийства помещиков.
Б будущей России должен установиться республиканский строй. Основой об-ва будет частная соб-ть, которую Р. считал ест-ым правом чел-ка, обеспеченным первона­чальным общ-ым договором.

50.Учение И. Канта о праве и гос-ве.
Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой фил-фии и основоположник одного из крупнейших на­прав-й в совр-ой теории права .
Разработанная К.ом методология критического рационализма сущ-но отличалась от рационалистических конц-й, выдви­нутых просветителями XVIII в. К. разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы чел-ка. Согласно его взглядам разум как отличительное свойство чел-ка развивается полностью не в индивиде, а в чел-ком роде — в необозримом ряду сме­няющих друг друга поколений.
По определению К.а право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы, К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус соб-ти и личных прав индивида, рав-во членов об-ва перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке.
Учение К.а о праве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. В нем были подняты такие кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права, интеллектуально-волевая приро­да нормативности, разграничение права и морали, и др. Для специальных юридических иссле­дований важное значение имела содержащаяся в его трудах хар-ка правовых отн-ний как взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.
Согласно дефиниции в "Метафизике нравов" гос-во — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака гос-ва здесь было названо верховенство закона. К. сводит деят-ть гос-ва к правовому обеспечению индивидуальной свободы. К. выделяет в гос-ве три главных органа — по изда­нию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд).
Будущее развитие человечества мыслитель связывал с обра­зованием мировой конфедерации правовых республиканских госу­дарств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила основную тенденцию пол-кого развития в XIX в. — переход к парла­ментским формам прав-я при сохранении института м-хии.

53.Учение Г.В.Ф. Гегеля о гос-ве и праве.
Фил-ое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля представляет собой высшую ступень в развитии клас­сического немецкого идеализма.
Главное произведение мыслителя по вопросам гос-ва и права — "Фил-фия права" (1821 г.).
Фил-ф называл диа­лектику единственно истинным способом познания , диалектика — метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. Как полагал Г., диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного раз­вития мысли от одного понятия к другому..
Г. создал грандиозную фил-ую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской фил-фии являются: логика, фил-фия природы и фил-фия духа. Каждая из них в свою оче­редь делится на несколько учений.
Гос-во и право были отнесены теоретиком к предмету фил-фии духа. Последняя освещает развитие сознания чел-ка, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Г. выделил следующие ступени; субъективный дух (антропология,
феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, фил-фия). Право и гос-во фил-ф рассматривал в учении об объективном духе.
Г., включал в понятие права гораздо более широкий круг общ-ых явлений, чем это было принято в фил-фии и юрис­пруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное рав-во участников имущ-ых отн-ний, мо­раль, нравственность, право мирового духа.
Идея права, по мнению Г., в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.
1.) абстрактное право. Свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (соб-ть), вступать в соглашение с др-ми людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, ины­ми словами, охватывает область имущ-ых отн-ний и пре­ступлений против личности.
2.) мораль. Она являет­ся более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются пол-ным содержанием. Моральное состояние духа возвышает чел-ка .
3.) нрав­ственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними.
 Гр-нское об-во, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владе­ний и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремес­ленники) и всеобщее (чиновники).
 Г. различает в гос-ве объективную и субъективную стороны.С объективной стороны гос-во представляет собой орг-ю публичной власти. В учении о гос-венном уст-ве Г. выступает в защиту конституционной м-хии и критику­ет идеи демократии. Разумно устроенное гос-во, по его мне­нию, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). С субъективной стороны гос-во является духовным сооб-вом (организмом), все члены которого проникнуты духом пат­риотизма и сознанием национального единства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.