42.Пол-ко-правовыевзглядыФ. ПрокоповичаиВ. Татищева.
Одним из первых
теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович.
П. резко критиковал
католическую церковь за обскурантизм, за отрицание и преследование научных
открытий, которые потом все равно приходится признавать (Коперник, Галилей).
Сочетанием
богословских и рационалистических идей П. обосновывал неограниченную м-хию.
Неограниченность власти самодержца проистекает из соглашения, по которому
народ отказывается от всех своих прав и свободы и, наделяя властью правителя,
говорит: "Ты владеешь нами к общей пользе нашей". П. писал, что в
безвластном состоянии царили хаос, произвол, кровопролитие. Для обеспечения
мира, безопасности, общего блага народ не без смотрения божия заключает
соглашение об отказе от всех прав и свободы, о создании гос-ва.
Порицая демократию
и ар-тию, П. правильной формой гос-ва признает только м-хию. Основное
внимание П.а сосредоточено на сопоставлении "наследной" и избирательной
м-хий. Сравнивая достоинства той и другой, П. отдает решительное предпочтение
наследственной м-хии, в которой находит лишь один изъян — наследник царской
власти по закону может оказаться недостойным, неспособным царствовать. Этот
недостаток может быть устранен только царствующим м-хом, который может и
должен назначить достойного и способного наследника престола своим завещанием
(суть петровского указа о порядке престолонаследия). Права самодержца, по
П.у, неограниченны и абсолютны; он имеет право и должен регулировать все
стороны жизни и быта. Василий Никитич
Татищев был
гос-венным деятелем, Т. — сторонник теории ест-го права;
Как и П., он осуждал
папскую власть за преследование Коперника, за инквизицию; Т. являлся сторонником
просвещения, развития науки.
Ест-е состояние, по
Т.у, — это состояние "вольности"; по природе чел-ку нужна и
полезна лишь воля, "с разумом и рассуждением употребляемая".
Поскольку чел-к не может обойтись без др-х людей, он вынужден подчиняться
внешним ограничениям. Договор вообще рассматривается Т.ым как основа всякого
гос-ва, в том числе и м-хического. .
Формы прав-я зависят
от ряда объективных условий, к которым относятся местопол-е, размер
территории и состояние населения.
Демократия
осуществима только в гос-ве-городе или в маленькой области, где могут быстро
собраться все домохозяева, (Голландия, Швейцария, Генуя) Россия, Франция,
Дания, Испания и некоторые др-е страны, "яко великие гос-ва, не могут
иначе правиться, как самовластием".
Камнем преткновения
для теории Т.а явилось крепостничество. Рабство или невольничество Т.
признавал противоест-ым, противоречащим природе чел-ка, ест-му праву
защищаться и обороняться от насильственного порабощения. Введение
крепостного права было ошибкой Бориса Годунова, но Т. выдвинул против его отмены
ряд доводов. Он утверждал, что освобождение крестьян породило бы
"смятение, распри, коварства и обиды" и потому опасно, что больше
вреда чем пользы.
44.Пол-ко-правовыевзглядыМ. Щербатова.
Наиболее видным идеологом родовитой ар-тии был князь Михаил Михайлович Щ. (1733—1790)
— депутат Уложенной комиссии, автор многих произведений.
Особенное внимание
Щ. уделял пол-ю дворянства. Поскольку отмена обязательной гос-венной службы
дворянства потребовала нового обоснования дворянских привилегий, Щ. делает упор
на наследственность дворянского звания, его связь с наследственностью самого
монаршего престола, на унаследованность дворянских земель и привилегий от
знатных предков, оказавших особые услуги отечеству и м-ху, а также на
особенные просвещение, образование и воспитание дворян.
Щ. оспаривал
возможность предоставления крепостным права на какое бы то ни было имущество:
Соб-ти у рабов быть не может.
Отн-ние Щ.а к
самодержавию было сложным. Там, где речь шла о защите феодального строя, Щ.
отдавал такой защите все силы и знания Однако там, где ставилась проблема
привилегий родовитого дворянства, участия феодальной знати в упр-и об-вом и
гос-вом, Щ. порой очень резко критиковал самодержавие. Самовластие государя,
произвол и употребление власти во вред общ-ому благу может сдержать, по
мнению Щ.а, только ар-тия, "великое число сильных и знатных родов".
Порицая абсолютизм с тираноборческих позиций, Щ. предлагал передать
законодательную власть дворянскому сословному собранию и ограничить власть
м-ха "основательными законами". В произведении «Путешествие в
землю Офирскую» Щ. изложил свой идеал — кастовое рабов-кое об-во и
тоталитарное олигархическое гос-во,
Население Офирской
земли делится на четко отделенные одна от другой касты; все стороны жизни офирцев
регламентированы "Катихизмой законов", нормы которой детально
определяют не только правовое пол-е каст и их подразделений, но и одежду,
пищу, быт каждой из них. Рабы в Офирской земле отданы в полную власть благородных.
Последние имеют монопольное право владеть рабами и занимать гос-венные
должности; особые пол-кие привилегии — у вельможной знати. Царь офирцев
подчинен законам, издаваемым сословными дворянскими собраниями, и правит
совместно с ними (верховный совет, вышнее правительство).
46. Пол-ко-правовыевзглядыА. Радищева.
Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Р. выпустил в
свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть
оды "Вольность"). Книга попала в руки Екатерины II. Палата уголовного суда приговорила А. Н. Р.а к смертной
казни. Затем смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог .
Теоретической
основой пол-ко-правовых взглядов Р.а были идеи ест-го права и общ-ого
договора.
Впервые в русской
литературе крепостное право осуждается как "зверский обычай порабощать себе подобного
чел-ка". Р. доказывал несостоятельность крепостничества с позиций
теории ест-го права. По природе все люди равны, Крепостное право противоест-,
потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут
противопоставить силу же; оно противоречит общ-ому договору, поскольку об-во
создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его
части другой.
Р. раскрывает также
эк-ую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития
сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных
нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит,
крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда.
Особое место в критике самодержавия занимает проблема "просвещенного
абсолютизма". Само пол-е м-ха, утверждал Р., таково, что он недоступен
просвещению. М-х не может стать просвещенным, м-ху нет выгоды ограничивать
свой собственный произвол.
Впервые в истории
русской пол-ко-правовой идеологии Р. выдвинул конц-ю народной революции.
Считая народную революцию правомерной, Р. печалился, что крестьяне в
невежестве своем не видели др-х способов освобождения, как убийства
помещиков.
Б будущей России
должен установиться республиканский строй. Основой об-ва будет частная
соб-ть, которую Р. считал ест-ым правом чел-ка, обеспеченным первоначальным
общ-ым договором.
50.УчениеИ. Кантаоправеигос-ве. Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой фил-фии и
основоположник одного из крупнейших направ-й в совр-ой теории права .
Разработанная К.ом
методология критического рационализма сущ-но отличалась от рационалистических
конц-й, выдвинутых просветителями XVIII
в. К. разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы чел-ка.
Согласно его взглядам разум как отличительное свойство чел-ка развивается
полностью не в индивиде, а в чел-ком роде — в необозримом ряду сменяющих
друг друга поколений.
По определению К.а
право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим
с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы, К таким
условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов,
гарантированный статус соб-ти и личных прав индивида, рав-во членов об-ва
перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке.
Учение К.а о праве
представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической
мысли XVIII в. В нем были подняты такие
кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права,
интеллектуально-волевая природа нормативности, разграничение права и морали,
и др. Для специальных юридических исследований важное значение имела
содержащаяся в его трудах хар-ка правовых отн-ний как взаимосвязанных
субъективных прав и обязанностей.
Согласно дефиниции в
"Метафизике нравов" гос-во — это соединение множества людей,
подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака гос-ва здесь
было названо верховенство закона. К. сводит деят-ть гос-ва к правовому
обеспечению индивидуальной свободы. К. выделяет в гос-ве три главных органа — по изданию
законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд).
Будущее развитие
человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых
республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила
основную тенденцию пол-кого развития в XIX в.
— переход к парламентским формам прав-я при сохранении института м-хии.
53.УчениеГ.В.Ф.
Гегеляогос-веиправе.
Фил-ое учение Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля представляет собой высшую ступень в развитии
классического немецкого идеализма.
Главное произведение
мыслителя по вопросам гос-ва и права — "Фил-фия права" (1821 г.).
Фил-ф называл диалектику
единственно истинным способом познания , диалектика — метод исследования
структуры теоретических понятий и переходов между ними. Как полагал Г.,
диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития
мысли от одного понятия к другому..
Г. создал
грандиозную фил-ую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических
знаний того времени. Основными частями гегелевской фил-фии являются: логика,
фил-фия природы и фил-фия духа. Каждая из них в свою очередь делится на
несколько учений.
Гос-во и право были
отнесены теоретиком к предмету фил-фии духа. Последняя освещает развитие
сознания чел-ка, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими
проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Г. выделил следующие
ступени; субъективный дух (антропология,
феноменология,
психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и
абсолютный дух (искусство, религия, фил-фия). Право и гос-во фил-ф
рассматривал в учении об объективном духе.
Г., включал в
понятие права гораздо более широкий круг общ-ых явлений, чем это было принято
в фил-фии и юриспруденции начала XIX в.
Особыми видами права у него выступают формальное рав-во участников имущ-ых
отн-ний, мораль, нравственность, право мирового духа.
Идея права, по
мнению Г., в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и
нравственность.
1.) абстрактное
право. Свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть
вещами (соб-ть), вступать в соглашение с др-ми людьми (договор) и требовать
восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление).
Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущ-ых отн-ний и преступлений
против личности.
2.) мораль. Она
является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные
предписания формального права в ней наполняются пол-ным содержанием.
Моральное состояние духа возвышает чел-ка .
3.) нравственность.
В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали,
снимаются противоречия между ними.
Гр-нское об-во, по
Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники
майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы,
ремесленники) и всеобщее (чиновники).
Г. различает в
гос-ве объективную и субъективную стороны.С объективной стороны гос-во
представляет собой орг-ю публичной власти. В учении о гос-венном уст-ве Г.
выступает в защиту конституционной м-хии и критикует идеи демократии.
Разумно устроенное гос-во, по его мнению, имеет три власти: законодательную,
правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). С
субъективной стороны гос-во является духовным сооб-вом (организмом), все
члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального
единства.