Рефераты. Шпаргалки по истории политических учений

70 Учение о праве К Бергбома
Юр. поз-м получил наиболее широ­кое обоснование в книге немецкого юр-та Карла Бергбома "Юрис­пруденция и фил-фия права".
 Согласно теории Б.а наука должна изучать, а не оцени­вать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно тео­рия права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодатель­ной (и вообще правотворческой) деят-ти гос-ва.
Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в гос-ве, создает прочный правопо­рядок, стоящий над гр-нами, над властью, над гос-вом.
Поскольку ест-е право представляет собой не более чем предпол-е, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его все­рьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой раз­рушение правопорядка и анархию Нельзя решать возникающие на практике юридические дела исходя из ест--правовой докт­рины, делящей право на ест-е и пол-ное.
Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Ости­ном континентальный поз-м видел источник права в суверен­ной власти, в гос-венной воле. Отсюда делались выводы о вер­ховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических, си­стематических.
Догма права, обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного развития гр-нс­кого об-ва.
 И все же юр. поз-м не создал подлинной тео­рии права. Юр. поз-м не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деят-ти гос-ва, если само оно сила, творящая право?
Вся теория юр. поз-ма базировалась на пред­пол-и, что гос-во является правовым, однако это пред­пол-е неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем мешок права"), а к обоснованию правового гос-ва могло вести лишь изучение "метаюридических" начал.
Наконец, сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого чел-ка.

72 Учение о гос-ве и праве Г Еллинека
Своеобразную попытку соединить формально-догматическое понимание гос-ва и права с социологией предпринял немец­кий ученый Георг Еллинек..
Е. различал соц-е учение о гос-ве и учение о гос-венном праве. Гос-во как соц-е явление представляет собой обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей; правовое понятие того же гос-ва сводится к "корпорации" (юридическая личность, субъект права). В разных аспектах (в нормативном и в соц-м) изучается и право.
 Действующее право Е. определял в духе юр. поз-ма: "Право есть совокупность исходящих от внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм взаимного отн-ния лиц друг к другу".
Говоря о праве в соц-м аспекте, он замечал, что пол-ность права в конечном счете основана на средней, типической убежденности народа в том, что это есть право действующее. На такой основе построен весь правопорядок.
В соц--психологическом плане истолковывается и гос-во, сводимое к соотн-ниям воль властвующих и подвласт­ных.
Е. пытался совместить юридическое по­нятие гос-ва с понятиями социологии. Он готов признать, что в прошлом существовали классовые господства, основанные на привилегированном пол-ком пол-и части народа; но коль скоро теперь, рассуждал Е., нет замкнутых господствующих классов, гос-во является предста­вителем общих интересов своего народа.
 Конц-я Е.а в ее программной части служила обосно­ванию развития представительных учреждений парламентского типа в Германской империи и др-х странах; попытки соединить пра­вовое и соц-е понятия гос-ва в какой-то мере предвос­хищали свойственное неолиберализму понятие правового и соц-го гос-ва.

78 Учение Б Чичерина о гос-ве и праве
Видным деятелем либерального движения в России был про­фессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин. "История пол-ких учений", "Соб-ть и гос-во" , "Фил-фия права".
 Большое место в трудах Ч.а уделялось свободе личнос­ти. В понятии свободы Ч. различал две стороны — отрица­тельную (незав-ть от чужой воли) и пол-ную (возмож­ность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).
Право, по Ч.у, составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть взаимное ограничение сво­боды под общим законом, утверждал Ч.. Субъективное пра­во — это законная свобода чел-ка что-либо делать или требовать; объективное право — закон (совокупность норм), определяющий сво­боду и устанавливающий права и обязанности участников правоотн-ний.
 Сущность развития, считал Ч. вслед за Гегелем, состо­ит в постепенном осуществлении внутренней свободы. С этих пози­ций Ч. критически оценивал те доктрины гос-ва и пра­ва, которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низ­водят чел-ка до степени простого средства для общ-ых целей.
Необходимым проявлением свободы Ч. признавал соб-ть. Право соб-ти, по Ч.у, есть коренное юридическое начало, вытекающее из сво­боды чел-ка и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение гос-ва в область соб-ти и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом, утверждал Ч., всегда является злом.
Из свободы как источника права проистекает и понятие дого­вора как соглашения воль контрагентов. Анализируя институты частного права, ученый отстаивал неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных субъектами права. На гос-ве лежит обязанность охраны законных прав и интересов гр-н. Если гос-во, при изменившихся условиях, отменяет какие-либо права в области частного права, то оно обязано предос­тавить чел-ку справедливое вознаграждение.
В центре конц-и Ч.а — личность со своими правами и свободами. Вслед за Гегелем Ч. отмечал, что первой ступенью чел-кого общежития, ло­гическим переходом от личного права к общ-ому является семья. Вторую — составляют церковь и гр-нское об-во.
Через призму прав и свобод личности Ч. анализировал различные образы прав-я.Высшей стадией развития идеи гос-ва Ч. считал конституционную м-хию, в которой, как он утверждал, различ­ные начала общежития приводятся к идеальному единству:
В своих работах по вопросам гос-ва и права Ч. на­стоятельно доказывал необходимость реформ пол-кой жизни в России. Он участвовал в подготовке реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании был истолкован как требование конституции, вызвал недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Ч.а от гос-венной деят-ти.

80 Учение Н Коркунова о гос-ве и праве
Видным ученым, теоретиком права и историком пра­вовой мысли был профессор Коркунов Николай Михайлович. Восприняв ряд идей Иеринга, К. отвергал данное Иерингом определение права как "защищенного интереса", утверждая, что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отн-ние не менее чем двух лиц с встречными интересами.Право, по определению К.а, есть не просто защита ин­тересов, но их разграничение.
 Содержание общ-ой жизни составляют разнообразные интересы; чтобы определить границы осуществления сталкивающих­ся интересов, право устанавливает права и обязанности субъектов общ-ых отн-ний и тем самым создает "важный порядок общ-ых отн-ний".
К. отмечал, что гр-нское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право — интересы обвинителя и подсудимого, гр-нский процесс — истца и ответчика, гос-венное право — интересы всех участников гос-венного об­щения от м-ха до подданного.
 Гос-во, по учению К.а, — не лицо, а юридическое отн-ние, в котором субъектами права являются все участники гос-венного общения, а объектом служит гос-венная власть как предмет пользования и распоряжения. Он возражал против формально-догматического подхода к гос-венной вла­сти как к единой воле. Подобная конц-я, рассуждал К., не объясняет, чья воля осуществляется в отн-ниях между гос-венными органами, каждый из которых имеет свою волю. Гос-во может властвовать не обладая ни волей, ни сознанием сво­ей силы. Важно только, чтобы люди сознавали свою зав-ть от гос-ва. "Гос-во есть общ-ый союз, представляющий собой самостоя­тельное и признанное властвование над свободными людьми".
 Взаимное сдерживание органов власти, обеспечивающее свободу гр-н, достигается, по его мнению, не только обособлением раз­ных функций гос-венной власти, но и вообще "совместностью властвования", которое находит проявление в трех формах: 1) в осу­ществлении одной и той же функции несколькими независимыми друг от друга органами; 2) в распределении между несколькими органами различных, но взаимно обусловленных функций; 3) в осуществлении различных функций одним органом, но различным по­рядком, Эти формы могут образовывать всевозможные комбинации гос-венных органов.
Возведением пр-па разделения властей к более общему на­чалу — совместного властвования, объясня­ется признание за правительством самостоятельного права издавать общие юридические правила в административном порядке. Установ­ление законов и правительственных распоряжений (указов) в Рос­сийской империи служит лишь одним из проявлений совместного осуществления гос-венной власти. Взаимное сдерживание гос-венных органов выражается, по его мнению, в том, что ука­зы имеют силу только при условии непротиворечия законам (зако­ном К. считал веление верховной власти, состоявшееся при участии Гос-венного совета; все остальные общие правила, ис­ходящие от м-ха, причисляются им к категории высочайших указов, издаваемых в порядке упр-я). Верховенство законов не может гарантироваться только депутатами либо министрами, не­обходимо, утверждал К., чтобы суду принадлежало право проверять юридическую силу указов. Поэтому отделение законода­тельной функции от правительственной возможно и в абсолютной м-хии, где оно подходит под третью форму совместного властво­вания

82 Учение Г Шершеневича о гос-ве и праве
Теоретик права и гос-ва Габриэль Феликсович Шершеневич.
Свое учение о праве и гос-ве Ш. создавал на основе юр. поз-ма.
 Понятие права включает в себя толь­ко пол-ное, действующее право. Объективное право — со­вокупность правовых норм, субъективное право — "возможность осу­ществления своих интересов субъектом права". Ш. доказывал, что объективное и субъективное пра­во — это не две стороны одного понятия, как утверждали Иеринг и др-е представители социологической юриспруденции, а самосто­ятельные и совершенно различные понятия. Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то последнее может вполне существовать без субъективного права. Объективное право, по Ш.у, — основное понятие права, субъективное право — производное.
К сущностным чертам права ученый относил следующие: 1) пра­во предполагает поведение лица, 2) право обладает принудитель­ным характером, 3) право всегда связано с гос-венной влас­тью Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его понятии. Право, утверждал Ш., — это норма должно­го поведения чел-ка, неисполнение которой влечет за собой при­нуждение со стороны гос-венных органов.
Особо жесткой критике Ш. подвергал возникшую в те годы конц-ю ест-го права с изменяющимся содержа­нием..
Гос-во является источником пра­ва. Согласно его конц-и, гос-во есть явление первичное, а право — вторичное. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой связанности гос-ва им же самим созданным правом, которой придерживались Еллинек, Дюги, Штаммлер и др-е тео­ретики. Теория правового гос-ва, утверждал Ш., не имеет теоретического обоснования и практического значения.
Гос-во и об-во оказывают взаимное влияние друг на друга. В пределах территории гос-ва существуют многочисленные и разнообразные общ-ые интересы: национальные, профессиональные, религиозные и др-е, которые могут объединять людей совсем независимо от гос-вен­ного интереса и его пол-ки. Об-во может одобрять, поддер­живать, относиться сочувственно к пол-кому режиму своего гос-ва, но может и воздействовать на пол-ку гос-ва через общ-ое мнение, выборы, референдум, отказ от уплаты налогов, восстания.
Ш. выступал против отождествления понятий пра­вового и конституционного гос-ва. По его мнению, правовое гос-во — это теоретическая конструкция, а конституционное гос-во — это средство для осуществления пол-ки реформ в цивилизованном обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.