70УчениеоправеКБергбома Юр. поз-м получил наиболее широкое
обоснование в книге немецкого юр-та Карла Бергбома "Юриспруденция
и фил-фия права".
Согласно теории Б.а
наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело
только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно
теория права должна заниматься только объективно существующим правом,
основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще
правотворческой) деят-ти гос-ва.
Именно действующее,
позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в гос-ве,
создает прочный правопорядок, стоящий над гр-нами, над властью, над гос-вом.
Поскольку ест-е
право представляет собой не более чем предпол-е, нечто субъективное и
фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка,
влечет за собой разрушение правопорядка и анархию Нельзя решать возникающие
на практике юридические дела исходя из ест--правовой доктрины, делящей право
на ест-е и пол-ное.
Вслед за главой
английской аналитической школы Дж. Остином континентальный поз-м видел
источник права в суверенной власти, в гос-венной воле. Отсюда делались
выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до
совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов
логических, грамматических, систематических.
Догма права,
обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для
правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного
развития гр-нского об-ва.
И все же юр. поз-м
не создал подлинной теории права. Юр. поз-м не мог дать ответа и на самый
для него важный вопрос как обеспечить законность (правомерность)
правотворческой деят-ти гос-ва, если само оно сила, творящая право?
Вся теория юр.
поз-ма базировалась на предпол-и, что гос-во является правовым, однако это
предпол-е неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем
мешок права"), а к обоснованию правового гос-ва могло вести лишь
изучение "метаюридических" начал.
Наконец, сколь ни
велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка, проблема
прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в
праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом",
наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов,
а не из природы самого чел-ка.
72Учениеогос-веиправеГЕллинека Своеобразную
попытку соединить формально-догматическое понимание гос-ва и права с
социологией предпринял немецкий ученый Георг Еллинек..
Е. различал соц-е
учение о гос-ве и учение о гос-венном праве. Гос-во как соц-е явление
представляет собой обладающее первичной господствующей властью союзное
единство оседлых людей; правовое понятие того же гос-ва сводится к
"корпорации" (юридическая личность, субъект права). В разных
аспектах (в нормативном и в соц-м) изучается и право.
Действующее право
Е. определял в духе юр. поз-ма: "Право есть совокупность исходящих от
внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм взаимного
отн-ния лиц друг к другу".
Говоря о праве в
соц-м аспекте, он замечал, что пол-ность права в конечном счете основана на
средней, типической убежденности народа в том, что это есть право
действующее. На такой основе построен весь правопорядок.
В
соц--психологическом плане истолковывается и гос-во, сводимое к соотн-ниям
воль властвующих и подвластных.
Е. пытался
совместить юридическое понятие гос-ва с понятиями социологии. Он готов
признать, что в прошлом существовали классовые господства, основанные на
привилегированном пол-ком пол-и части народа; но коль скоро теперь, рассуждал
Е., нет замкнутых господствующих классов, гос-во является представителем
общих интересов своего народа.
Конц-я Е.а в ее
программной части служила обоснованию развития представительных учреждений
парламентского типа в Германской империи и др-х странах; попытки соединить
правовое и соц-е понятия гос-ва в какой-то мере предвосхищали свойственное
неолиберализму понятие правового и соц-го гос-ва.
78УчениеБЧичеринаогос-веиправе Видным деятелем
либерального движения в России был профессор Московского университета Борис Николаевич
Чичерин. "История пол-ких учений", "Соб-ть и гос-во"
, "Фил-фия права".
Большое место в
трудах Ч.а уделялось свободе личности. В понятии свободы Ч. различал две
стороны — отрицательную (незав-ть от чужой воли) и пол-ную (возможность
действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).
Право, по Ч.у,
составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть
взаимное ограничение свободы под общим законом, утверждал Ч.. Субъективное
право — это законная свобода чел-ка что-либо делать или требовать;
объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и
устанавливающий права и обязанности участников правоотн-ний.
Сущность развития,
считал Ч. вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней
свободы. С этих позиций Ч. критически оценивал те доктрины гос-ва и права,
которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низводят
чел-ка до степени простого средства для общ-ых целей.
Необходимым
проявлением свободы Ч. признавал соб-ть. Право соб-ти, по Ч.у, есть коренное
юридическое начало, вытекающее из свободы чел-ка и устанавливающее полновластие
лица над вещью. Вторжение гос-ва в область соб-ти и стеснение права хозяина
распоряжаться своим имуществом, утверждал Ч., всегда является злом.
Из свободы как
источника права проистекает и понятие договора как соглашения воль
контрагентов. Анализируя институты частного права, ученый отстаивал
неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных
субъектами права. На гос-ве лежит обязанность охраны законных прав и
интересов гр-н. Если гос-во, при изменившихся условиях, отменяет какие-либо
права в области частного права, то оно обязано предоставить чел-ку
справедливое вознаграждение.
В центре конц-и Ч.а
— личность со своими правами и свободами. Вслед за Гегелем Ч. отмечал, что
первой ступенью чел-кого общежития, логическим переходом от личного права к
общ-ому является семья. Вторую — составляют церковь и гр-нское об-во.
Через призму прав и
свобод личности Ч. анализировал различные образы прав-я.Высшей стадией
развития идеи гос-ва Ч. считал конституционную м-хию, в которой, как он
утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству:
В своих работах по вопросам гос-ва и права Ч. настоятельно доказывал
необходимость реформ пол-кой жизни в России. Он участвовал в подготовке
реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании был истолкован
как требование конституции, вызвал недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Ч.а от гос-венной деят-ти.
80УчениеНКоркуноваогос-веиправе Видным ученым,
теоретиком права и историком правовой мысли был профессор Коркунов
Николай Михайлович. Восприняв ряд идей Иеринга, К. отвергал данное
Иерингом определение права как "защищенного интереса", утверждая,
что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отн-ние не менее чем
двух лиц с встречными интересами.Право, по определению К.а, есть не просто
защита интересов, но их разграничение.
Содержание общ-ой
жизни составляют разнообразные интересы; чтобы определить границы
осуществления сталкивающихся интересов, право устанавливает права и
обязанности субъектов общ-ых отн-ний и тем самым создает "важный порядок
общ-ых отн-ний".
К. отмечал, что
гр-нское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право —
интересы обвинителя и подсудимого, гр-нский процесс — истца и ответчика,
гос-венное право — интересы всех участников гос-венного общения от м-ха до
подданного.
Гос-во, по учению
К.а, — не лицо, а юридическое отн-ние, в котором субъектами права являются
все участники гос-венного общения, а объектом служит гос-венная власть как
предмет пользования и распоряжения. Он возражал против формально-догматического подхода к
гос-венной власти как к единой воле. Подобная конц-я, рассуждал К., не
объясняет, чья воля осуществляется в отн-ниях между гос-венными органами,
каждый из которых имеет свою волю. Гос-во может властвовать не обладая ни
волей, ни сознанием своей силы. Важно только, чтобы люди сознавали свою
зав-ть от гос-ва. "Гос-во есть общ-ый союз, представляющий собой
самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми".
Взаимное
сдерживание органов власти, обеспечивающее свободу гр-н, достигается, по его
мнению, не только обособлением разных функций гос-венной власти, но и вообще
"совместностью властвования", которое находит проявление в трех
формах: 1) в осуществлении одной и той же функции несколькими независимыми
друг от друга органами; 2) в распределении между несколькими органами
различных, но взаимно обусловленных функций; 3) в осуществлении различных функций одним
органом, но различным порядком, Эти формы могут образовывать всевозможные
комбинации гос-венных органов.
Возведением пр-па
разделения властей к более общему началу — совместного властвования, объясняется
признание за правительством самостоятельного права издавать общие юридические
правила в административном порядке. Установление законов и правительственных
распоряжений (указов) в Российской империи служит лишь одним из проявлений
совместного осуществления гос-венной власти. Взаимное сдерживание гос-венных
органов выражается, по его мнению, в том, что указы имеют силу только при
условии непротиворечия законам (законом К. считал веление верховной власти,
состоявшееся при участии Гос-венного совета; все остальные общие правила, исходящие
от м-ха, причисляются им к категории высочайших указов, издаваемых в порядке
упр-я). Верховенство законов не может гарантироваться только депутатами либо
министрами, необходимо, утверждал К., чтобы суду принадлежало право
проверять юридическую силу указов. Поэтому отделение законодательной функции
от правительственной возможно и в абсолютной м-хии, где оно подходит под
третью форму совместного властвования
82УчениеГШершеневичаогос-веиправе Теоретик права и гос-ва Габриэль Феликсович Шершеневич.
Свое учение о праве
и гос-ве Ш. создавал на основе юр. поз-ма.
Понятие права
включает в себя только пол-ное, действующее право. Объективное право — совокупность
правовых норм, субъективное право — "возможность осуществления своих
интересов субъектом права". Ш. доказывал, что объективное и субъективное право — это не две
стороны одного понятия, как утверждали Иеринг и др-е представители
социологической юриспруденции, а самостоятельные и совершенно различные
понятия. Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то
последнее может вполне существовать без субъективного права. Объективное
право, по Ш.у, — основное понятие права, субъективное право — производное.
К сущностным чертам
права ученый относил следующие: 1) право предполагает поведение лица, 2)
право обладает принудительным характером, 3) право всегда связано с гос-венной
властью Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его
понятии. Право, утверждал Ш., — это норма должного поведения чел-ка,
неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны гос-венных
органов.
Особо жесткой
критике Ш. подвергал возникшую в те годы конц-ю ест-го права с изменяющимся содержанием..
Гос-во является
источником права. Согласно его конц-и, гос-во есть явление первичное, а
право — вторичное. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой
связанности гос-ва им же самим созданным правом, которой придерживались
Еллинек, Дюги, Штаммлер и др-е теоретики. Теория правового гос-ва, утверждал
Ш., не имеет теоретического обоснования и практического значения.
Гос-во и об-во
оказывают взаимное влияние друг на друга. В пределах территории гос-ва
существуют многочисленные и разнообразные общ-ые интересы: национальные,
профессиональные, религиозные и др-е, которые могут объединять людей совсем
независимо от гос-венного интереса и его пол-ки. Об-во может одобрять,
поддерживать, относиться сочувственно к пол-кому режиму своего гос-ва, но
может и воздействовать на пол-ку гос-ва через общ-ое мнение, выборы,
референдум, отказ от уплаты налогов, восстания.
Ш. выступал против
отождествления понятий правового и конституционного гос-ва. По его мнению,
правовое гос-во — это теоретическая конструкция, а конституционное гос-во —
это средство для осуществления пол-ки реформ в цивилизованном обществе.