2. Общая хар-ка ест-–правовой
юриспруденции .
Среди
пол-ко-правовых конц-й XX в. особое место занимают учения
о ест-м праве. Они продолжают традиции фил-ого осмысления права и опираются
на различные доктрины, сложившиеся в совр-ой западноевропейской и американской
фил-фии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм,
феноменологию, персонализм.
Ест--правовые теории
признают сущ-е наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального
порядка отн-ний между людьми Этот высший нормативный порядок и называют
ест-ым правом. Согласно совр-ым взглядам законы гос-ва являются
действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному
праву.
Совр-ое понимание
ест-го права вместе с тем сущ-но отличается от предшествующих трактовок. По
ср-ю с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде
всего взгляды на чел-ка как носителя ест-ых прав. В противоположность
доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном,
обособленном индивиде, фил-фия и правоведение XX
в. рассматривают чел-ка с точки зрения его социальных определений как участника
многообразных общ-ых связей. В перечень ест-ых прав соответственно включают
не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее незав-ть от
гос-венной власти, но и соц--эк-ие права чел-ка, свободу объединения в
пол-кие партии и общ-ые союзы, права социальных общностей (например, право
наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию гос-ва).
Новейшие ест--правовые учения смыкаются с теориями соц-го гос-ва и
плюралистической демократии.
С этим связана и
другая особенность совр-ых конц-й. Ест-е право в них не рассматривается
больше как совокупность
незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Доктринам
эпохи Просвещения противопоставляют идеи "ест-го права с изменяющимся
содержанием" , пр-пы ист-и развивающегося правосознания, нравственные и
духовные ценности конкретного об-ва или народа. Ест--правовые воззрения в
совр-ой юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с ист-им и социологическим
изучением правовых идеалов.
В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрожденным ест-ым
правом".
Неотомисты (Ж.
Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание ест-го закона к
фил-фии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку
со стороны католической церкви.
|
6. Пол-ко-правовая мысль
Древней Индии. Ведущими направ-ями ДИ являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в
середине I тысячелетия до н.э., восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению,
изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и
буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения.
Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой орг-и индийского об-ва.
Варн у древних индийцев было четыре —
варна жрецов (брахманы), варна
воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна
(шудры). Согласно ведическому
преданию варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст
которого родился брахман, из рук — кшатрий, из
бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в
подчинении находились шудры.
Идеология брахманизма была
направлена на утверждение верховенства
родовой знати в складывающихся гос-вах. Наиболее авторитетным был трактат "Наставления Ману о
дхарме" ("Законы Ману".)
Одним из краеугольных пол-й религии
брахманизма был догмат о
перевоплощении душ, согласно которому душа чел-ка после смерти будет блуждать по телам людей
низкого происхождения, животных и
растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в чел-ке более высокого общ-ого пол-я или в
небожителе. Поведение чел-ка и его будущие перерождения брахманы оценивали в зав-ти от того, как он
выполняет предписания дхармы —
культовые, общ-ые и семейные обязанности, установленные богами для каждой
варны.
Гос-венную власть Законы Ману описывают
как единоличное прав-е государя. Особое место занимает трактат под
названием "Артхашастра", Трактат
содержит пол-я брахманизма о кастовых предписаниях,
о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над др-ми
сословиями, его монополии на
отправ-е религиозного культа.На первый план в "Артхашастре"
выдвинута идея сильной централизованной
царской власти.
В борьбе против жреческой религии
сформировался буддизм. Его
основателем, согласно преданию, был
принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т.е. просветленным.
Ранний буддизм представлял собой
религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута
идея освобождения чел-ка от
страданий, причиной которых являются мирские желания.
Своеобразие
буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо
брахманов кшатрии.
Первоначально буддизм отражал взгляды
рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Первые цари
изображались выборными и правившими в полном согласии с народом.
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих
сословий руководители буддистских
общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего
аскетизма, появляются идеи спасения мирян.
|
8. Пол-ко-правовые идеи
греческих софистов.
Возникновение школы софистов как
общ-ого движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй
половине V в. до н.э. Софистами называли тогда фил-фов, которые
обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании.
В этом отн-нии софисты реализовывали практически одну из программных идей
демократии — идею обучения мудрости, распространения знаний.
Одним из основателей этого направ-я был Протагор. Никакое гос-во не
устоит, считал Протагор, если пол-ким искусством будут владеть немногие.
Развивая представления об относительности и условности морали, Горгий выделял
добродетель для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для
каждого возраста, рода занятий и конкретного дела, пополнил пол-кую теорию
определением закона как договора, как совместного установления гр-н или
народа.
Антифонт приравнивал справедливость к исполнению закона.
Справедливость заключается в том, чтобы "не нарушать законы гос-ва, в
котором состоишь гр-нином". Предписания законов — результат соглашения.
В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение преимущ-о
сторонников демократии вырождается. Преподавательская деят-ть софистов все
больше ограничивалась областью риторики (искусства красноречия), теории доказательств,
логики. Возможностью такого обучения не преминула воспользоваться ар-тия.
Под влиянием критики со стороны идейных противников, в первую очередь П.а и А.я,
термин- "софистика" приобретает значение мнимой, поверхностной
фил-фии и со временем становится именем нарицательным для обозначения
всякого рода словесных и логических передержек.
Разработку пол-ко-правовых идей демократии в IV в. до н.э. продолжили
ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркивали рав-во гр-н,
незыблемость закона как гаранта гр-нских прав, защищали права собственников
на свое имущество, указывая на пол-ную роль богатства в гос-венной жизни,
доказывали преимущества демократического строя по ср-ю с др-ми формами
гос-ва, а также призывали к объединению греческих полисов под властью Афин.
|
11 .Аристотель о гос-ве
и праве.
Древнегреческий фил-ф А.ь (4 в.
до н.э.)- Фил-ие воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с П.ом.
А.ь считал, что П. глубоко заблуждался, допустив сущ-е особого мира идей,
или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от
явления. Порвав с наивным П.овским идеализмом, препятствовавшим развитию
ест-научных знаний, А.ь приступил к созданию системы идеалистической метафизики.
Гос-во, по А.ю, образуется вследствие природного влечения людей к общению.
Чел-к по природе своей есть существо пол-кое". А.ь дает гос-ву следующее
определение: гос-во — это "общение подобных друг другу людей ради достижения
возможно лучшей жизни". На страницах "Пол-ки" неоднократно
подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая
могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. А.ь
призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных.
Главную задачу пол-кой теории А.ь видел в том, чтобы отыскать совершенное
гос-венное уст-во. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы
гос-ва, их недостатки и причины гос-венных переворотов. Клас-я форм гос-ва в
"Пол-ке" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и
осуществляемой в гос-ве цели. В зав-ти от числа властвующих А.ь выделяет
прав-е одного, немногих и бол-ва. По второму критерию выделяются правильные
гос-ва, где верховная власть преследует цели общего блага гр-н, и
неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды.
Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов гос-венного
уст-ва. К правильным гос-вам А.ь относит м-хию, ар-тию и политию; к
неправильным — тиранию, олигархию и демократию.
Пол-кие симпатии А.я — на стороне политии, смешанной формы гос-ва,
возникающей из сочетания олигархии и демократии. Это строй, при котором
преобладает соб-ть средних размеров, что позволяет не только гарантировать
самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью.
|
13.Гос-во в воззрениях Полибия.
Под влиянием стоицизма
сформировалась конц-я П., Основной мотив написанной им "Истории"
в 40 книгах — путь римлян к мировому господству.
Круговорот пол-кой жизни проявляется в последовательной смене шести форм
гос-ва. Первой возникает м-хии. Разлагаясь, м-хия переходит в
противоположную ей форму гос-ва — в тиранию. Недовольство тиранами приводит
к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного
правителя. Так устанавливается ар-тия — власть немногих, преследующих
интересы общего блага. Она постепенно вырождается в олигархию, где
правят немногие, используя власть для стяжательства. Народ, не веря больше в
прав-е царей или немногих, возлагает заботы о гос-ве на самого себя и
учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство
черни, толпы) — худшая форма гос-ва. Тогда водворяется господство силы, а
собирающаяся вокруг вождя толпа обретает себе властителя и самодержца.
Развитие гос-ва возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя
через те же ступени.
Преодолеть круговорот пол-ких форм способен только мудрый законодатель. Для
этого ему необходимо, уверял П., установить смешанную форму гос-ва,
сочетающую начала м-хии, ар-тии и демократии, чтобы каждая власть служила
противодействием другой. Такое гос-во "неизменно пребывало бы в
состоянии равномерного колебания и равновесия". Ист-ие примеры
смешанного строя П. нашел в ар-тической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом
он особо выделял пол-кое уст-во Рима, где представлены все три основных
элемента: м-хический (консулат), ар-тический (сенат) и демократический
(народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей П. и
объяснял могущество римской державы, покорившей "почти весь известный
мир.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|