Таблица 7 - Расчет показателей рентабельности
Показатель
Числитель
Знаменатель
Общая рентабельность
Чистая прибыль
Выручка от реализации
Рентабельность основной деятельности
Затраты на производство и реализованная продукция
Рентабельность оборота
Прибыль от продаж
Рентабельность активов
Ср. величина активов
Рентабельность текущих активов
Величина Оборотных активов
Рентабельность производственных фондов
Валовая прибыль
Производственные фонды
Экономическая рентабельность
Инвестированный капитал
Финансовая рентабельность
Собственный капитал
Рентабельность заемного капитала
Чистая прибыль + расходы по привлеченным заемным средствам
Совокупный капитал
Фондорентабельность
Величина внеоборотных активов
Период окупаемости собственного капитала
Средняя величина капитала определяется по данным бухгалтерскогобаланса как средняя арифметическая величина итого на начало и конецпериода.
Рассмотренные показатели рассматриваются в динамике и нотенденции их изменения судя об эффективности ведения хозяйства.Факторный анализ рентабельности продукции в процессе финансовогоанализа осуществляется на основе модели:
R = Прибыль / Выручка от реализации * 100 (19)
Для факторного анализа используют метод цепных подстановок.
ДRв = Пн /Bк - Пн/Вн (20)
ДRп = Пк / Bк - Пн / Bк (21)
где, ДRв,п - изменение рентабельности за счет выручки от реализации, за счет прибыли, Пн,к - значение прибыли на начало и на конец периода, Вн,к -значение выручки от реализации на начало и на конец периода.
Следует отметить, что в странах с развитыми рыночнымиотношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных»значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей сих допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состояниифинансового положения предприятия. В России эта практика покаотсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация овеличине показателей в предыдущие годы.
Рентабельность продаж отражает удельный вес прибыли в каждомрубле выручки от реализации. В зарубежной практике этот показательназывается маржой прибыли (коммерческой маржой).
Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не такихтрадиционных показателей прибыльности, как фондорентабельность, котораяпоказывает эффективность использования основных активов, ирентабельность основной деятельности, которая показывает, сколькоприбыли от реализации приходится на 1 рубль затрат. Более информативнымявляется анализ рентабельности активов и рентабельности собственногокапитала.
Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом ипроанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезироватьпоказатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственныесвязи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.
Одним из синтетических показателей экономической деятельностиорганизации в целом является рентабельность активов, который принятоназывать экономической рентабельностью. Это самый общий показатель,отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете нарубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размердивидендов на акции в акционерных обществах.
В показателе рентабельности активов результат текущей деятельностианализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися уорганизации основными и оборотными средствами (активами), С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующиепериоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на98%), результатом от реализации продукции (работ, услуг). Выручка отреализации - показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: онскладывается из натурального объема и цен реализации, а натуральныйобъем производства и реализации определяется стоимостью имущества.
Рентабельность активов может повышаться при неизменнойрентабельности продаж и росте объема реализации, опережающемувеличение стоимости активов, т.е. ускорением оборачиваемости активов(ресурсоотдачи). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельностьактивов может расти за счет роста рентабельности продаж.
Возможности повышения рентабельности продаж и увеличенияобъема реализации у разных предприятий неодинаковы. Поэтому весьмаважно, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активовпредприятия.
Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен илиснижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны внынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации,отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобыувеличивать производство и реализацию той продукции (работ, услуг),необходимость которой определена путем улучшения рыночнойконъюнктуры.
В теории финансового анализа содержится оценка оборачиваемости ирентабельности активов по отдельным его составляющим: оборачиваемость ирентабельность материальных оборотных средств, средств в расчетах,собственных и заемных источников средств. Однако, на наш взгляд, сами посебе эти показатели мало информативны. Чисто арифметически, в результатеуменьшения знаменателей при расчете этих показателей по сравнению сознаменателем показателя рентабельности или оборачиваемости всех активов мы имеем более высокую рентабельность и оборачиваемость отдельныхэлементов капитала.
При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужнопринимать во внимание роль отдельных его элементов. Но зависимость, нанаш взгляд, целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, ачерез оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемостии рентабельности. Показатель рентабельности собственного капиталапозволяет установить зависимость между величиной инвестируемыхсобственных ресурсов и размером прибыли, полученной от ихиспользования.
Следует отметить, что факторам по уровню значений и по тенденцииизменения присуща отраслевая специфика, о которой не следует забывать,проводя анализ. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь относительноневысокое значение при высокой капиталоемкости. Показательрентабельности продаж при этом будет высоким. Относительно низкоезначение коэффициента финансовой независимости может быть только ворганизациях, имеющих стабильное и прогнозируемое поступлениеденежных средств за свою продукцию (работы, услуги). Это же относится корганизациям, имеющим значительную долю ликвидных активов.
Таким образом, в зависимости от отраслевой специфики, а такжефинансово-хозяйственных условий организация может делать ставку на тотили иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.
Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте,необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этогопоказателя.
Первая связана с проблемой выбора стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию свысоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Или наоборот-- небольшая прибыль, но зато почти нет риска. Одним из показателейрисковости бизнеса как раз является коэффициент финансовой независимости. И это положение ослабляет финансовую устойчивость организации.
Вторая особенность связана с проблемой оценки показателярентабельности. Числитель и знаменатель рентабельности собственногокапитала выражены в денежных единицах разной покупательнойспособностью. Числитель, то есть прибыль, динамичен. Он отражаетрезультаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары, услуги восновном за истекший период. Знаменатель, то есть стоимость собственногокапитала, складывается в течение ряда лет. Он выражен, как правило, вучетной оценке, которая может существенно отличается от текущей оценки.
И, наконец, третья особенность связана с временным аспектомдеятельности анализируемого объекта. Коэффициент рентабельностипродаж, влияющий на рентабельность собственного капитала, определяетсярезультативностью работы отчетного периода, а будущий эффектдолгосрочных инвестиций он не отражает. Если организация планируетпереход на новые технологии или другую деятельность, требующуюбольших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться. Однако,если затраты в дальнейшем окупятся, то снижение рентабельностисобственного капитала нельзя рассматривать как негативную характеристикутекущей деятельности.
1.3.3 Влияние финансового анализа на эффективность деятельности
Финансовый анализ позволяет выявить резервы роста интенсивности и эффективности использования ресурсов.
Интенсивность использования ресурсов характеризуется показателямиоборачиваемости, а эффективности - показателями рентабельности.
Определим влияние факторов на изменение оборачиваемостиоборотных средств и выявим резервы повышения эффективности ихиспользования. Показатели и факторный анализ проводятся с целью определения того, на каком конкретно этапе оборачиваемости произошло замедление и какова величина вовлекаемых ресурсов.
Для этого определим размер условного вовлечения по следующейформуле:
Высвобождение (вовлечение) = РПк.г./Д * (ПОк.г. - ПОн.г.) (22)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15