Рефераты. Финансовый анализ на предприятиях малого бизнеса как основа повышения эффективности деятельности на примере ОАО "Электромашина"

Таблица 7 - Расчет показателей рентабельности

Показатель

Числитель

Знаменатель

Общая рентабельность

Чистая прибыль

Выручка от реализации

Рентабельность основной деятельности

Чистая прибыль

Затраты на производство и реализованная продукция

Рентабельность оборота

Прибыль от продаж

Выручка от реализации

Рентабельность активов

Чистая прибыль

Ср. величина активов

Рентабельность текущих активов

Чистая прибыль

Величина Оборотных активов

Рентабельность производственных фондов

Валовая прибыль

Производственные фонды

Экономическая рентабельность

Чистая прибыль

Инвестированный капитал

Финансовая рентабельность

Чистая прибыль

Собственный капитал

Рентабельность заемного капитала

Чистая прибыль + расходы по привлеченным заемным средствам

Совокупный капитал

Фондорентабельность

Чистая прибыль

Величина внеоборотных активов

Период окупаемости собственного капитала

Собственный капитал

Чистая прибыль

Средняя величина капитала определяется по данным бухгалтерского
баланса как средняя арифметическая величина итого на начало и конец
периода.

Рассмотренные показатели рассматриваются в динамике и но
тенденции их изменения судя об эффективности ведения хозяйства.
Факторный анализ рентабельности продукции в процессе финансового
анализа осуществляется на основе модели:

R = Прибыль / Выручка от реализации * 100 (19)

Для факторного анализа используют метод цепных подстановок.

ДRв = Пн /Bк - Пн/Вн (20)

ДRп = Пк / Bк - Пн / Bк (21)

где, ДRв,п - изменение рентабельности за счет выручки от реализации, за счет прибыли, Пн,к - значение прибыли на начало и на конец периода, Вн,к -
значение выручки от реализации на начало и на конец периода.

Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными
отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных»
значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с
их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии
финансового положения предприятия. В России эта практика пока
отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о
величине показателей в предыдущие годы.

Рентабельность продаж отражает удельный вес прибыли в каждом
рубле выручки от реализации. В зарубежной практике этот показатель
называется маржой прибыли (коммерческой маржой).

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-
хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких
традиционных показателей прибыльности, как фондорентабельность, которая
показывает эффективность использования основных активов, и
рентабельность основной деятельности, которая показывает, сколько
прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат. Более информативным
является анализ рентабельности активов и рентабельности собственного
капитала.

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и
проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать
показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные
связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

Одним из синтетических показателей экономической деятельности
организации в целом является рентабельность активов, который принято
называть экономической рентабельностью. Это самый общий показатель,
отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на
рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер
дивидендов на акции в акционерных обществах.

В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности
анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у
организации основными и оборотными средствами (активами), С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие
периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на
98%), результатом от реализации продукции (работ, услуг). Выручка от
реализации - показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он
складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный
объем производства и реализации определяется стоимостью имущества.

Рентабельность активов может повышаться при неизменной
рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем
увеличение стоимости активов, т.е. ускорением оборачиваемости активов
(ресурсоотдачи). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность
активов может расти за счет роста рентабельности продаж.

Возможности повышения рентабельности продаж и увеличения
объема реализации у разных предприятий неодинаковы. Поэтому весьма
важно, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов
предприятия.

Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или
снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны в
нынешних условиях. Наиболее последовательная политика организации,
отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы
увеличивать производство и реализацию той продукции (работ, услуг),
необходимость которой определена путем улучшения рыночной
конъюнктуры.

В теории финансового анализа содержится оценка оборачиваемости и
рентабельности активов по отдельным его составляющим: оборачиваемость и
рентабельность материальных оборотных средств, средств в расчетах,
собственных и заемных источников средств. Однако, на наш взгляд, сами по
себе эти показатели мало информативны. Чисто арифметически, в результате
уменьшения знаменателей при расчете этих показателей по сравнению со
знаменателем показателя рентабельности или оборачиваемости всех активов мы имеем более высокую рентабельность и оборачиваемость отдельных
элементов капитала.

При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужно
принимать во внимание роль отдельных его элементов. Но зависимость, на
наш взгляд, целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а
через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости
и рентабельности. Показатель рентабельности собственного капитала
позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых
собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их
использования.

Следует отметить, что факторам по уровню значений и по тенденции
изменения присуща отраслевая специфика, о которой не следует забывать,
проводя анализ. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь относительно
невысокое значение при высокой капиталоемкости. Показатель
рентабельности продаж при этом будет высоким. Относительно низкое
значение коэффициента финансовой независимости может быть только в
организациях, имеющих стабильное и прогнозируемое поступление
денежных средств за свою продукцию (работы, услуги). Это же относится к
организациям, имеющим значительную долю ликвидных активов.

Таким образом, в зависимости от отраслевой специфики, а также
финансово-хозяйственных условий организация может делать ставку на тот
или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте,
необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого
показателя.

Первая связана с проблемой выбора стратегии управления финансово-
хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию с
высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Или наоборот
-- небольшая прибыль, но зато почти нет риска. Одним из показателей
рисковости бизнеса как раз является коэффициент финансовой независимости. И это положение ослабляет финансовую устойчивость организации.

Вторая особенность связана с проблемой оценки показателя
рентабельности. Числитель и знаменатель рентабельности собственного
капитала выражены в денежных единицах разной покупательной
способностью. Числитель, то есть прибыль, динамичен. Он отражает
результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары, услуги в
основном за истекший период. Знаменатель, то есть стоимость собственного
капитала, складывается в течение ряда лет. Он выражен, как правило, в
учетной оценке, которая может существенно отличается от текущей оценки.

И, наконец, третья особенность связана с временным аспектом
деятельности анализируемого объекта. Коэффициент рентабельности
продаж, влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется
результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект
долгосрочных инвестиций он не отражает. Если организация планирует
переход на новые технологии или другую деятельность, требующую
больших инвестиций, то рентабельность капитала может снижаться. Однако,
если затраты в дальнейшем окупятся, то снижение рентабельности
собственного капитала нельзя рассматривать как негативную характеристику
текущей деятельности.

1.3.3 Влияние финансового анализа на эффективность деятельности

Финансовый анализ позволяет выявить резервы роста интенсивности и эффективности использования ресурсов.

Интенсивность использования ресурсов характеризуется показателями
оборачиваемости, а эффективности - показателями рентабельности.

Определим влияние факторов на изменение оборачиваемости
оборотных средств и выявим резервы повышения эффективности их
использования. Показатели и факторный анализ проводятся с целью определения того, на каком конкретно этапе оборачиваемости произошло замедление и какова величина вовлекаемых ресурсов.

Для этого определим размер условного вовлечения по следующей
формуле:

Высвобождение (вовлечение) = РПк.г./Д * (ПОк.г. - ПОн.г.) (22)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.