- Коэффициент оборачиваемости, который характеризует количествооборотов производимых оборотными средствами за рассматриваемыйпериод;
- Продолжительность оборота, который характеризует количестводней необходимых для совершения одного оборота.
1.3.2 Анализ финансовых результатов
Конечные результаты деятельности предприятия характеризуютсяприбылью, но прибыль это эффект, который не дает возможности судить опутях ее достижения. Более объективными показателями, характеризующимифинансовые результаты являются относительные показатели или показателиэффективности деятельности (показатели рентабельности).
Анализ показателей прибыли.
Прибыль - часть чистого дохода предприятия, созданного в процессепроизводства и реализованного в сфере обращения. Только после продажипродукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно онапредставляет собой разность между выручкой и полной себестоимостьюреализованной продукции.
Цель анализа - определить реальную величину чистой прибыли,стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенденции ихизменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить«зарабатывающую» способность предприятия.
Анализ прибыли проводится в следующей последовательности:
- Исследование структуры соответствующих показателей(вертикальный анализ), в данном случае это определение доли каждогопоказателя прибыли в выручке от реализации;
- Исследование изменений каждого показателя прибыли за текущийпериод (горизонтальный анализ), в данном случае определяются абсолютныеразмеры изменения и темпы роста (относительное измерение показателей);
- Определяется степень изменения прибыли по отношению кпредшествующим периодам (трендовый анализ). Данный анализ позволяетвыявить тенденцию изменения прибыли;
- Сопоставление темпов роста прибыли и выручки от реализациитоварной продукции.
Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия проводится в виде составления расчетной таблицы, отражающей абсолютные суммы прибыли и ее структуру.
В обобщенном виде исходные данные и результаты проведенного анализа можно представить в виде таблицы (Таблица 5)
Таблица 5 - Данные факторного анализа прибыли от реализации
Показатели
Начало года
Значение показателей при фактических объеме и структуре
Конец года
Отклонение фактических значений от базисных
В том числе за счет
Объема и структуры
Себестоимости и цен
1
2
3
4
5
6
7
Выручка от продажи
N0
N1,0
N1
N1 - N0
N1,0 - N0
N1 - N1,0
Полная себестоимость
S0
S1,0
S1
S1 - S0
S1,0 - S0
S1 - S1,0
Прибыль от продаж
P0
P1
P1ё
P1 - P0
P1,0 - P0
P1 - P1,0
Приведем методику формализованного расчета факторных влияний наприбыль от реализации продукции.
- Расчет общего изменения прибыли (ДР) от реализации продукции:
ДР = Р1- Р0, (11)
где Р1 - прибыль на конец года, Р0 - прибыль на начало года.
- Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ДР1) воценке по плановой (базовой) себестоимости:
ДР1=Р0К1-Р0 = Р0 (К1 - 1), (12)
где Р0 - прибыль на начало года, К1 - коэффициент роста объема реализациипродукции;
К1 = S1,0/S0, (13)
где, S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции на конец года в ценах и тарифах на начало года, S0 - себестоимость на начало года.
- Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции,обусловленных изменениями в структуре продукции (ДР2):
ДР2 = Р0 (К2 - К1), (14)
где К2 - коэффициент роста объема реализации продукции в оценке поотпускным ценам;
К2 = N1,0/N0 (15)
где, N1,0 - реализация на конец года по ценам на начало года, N0 - реализацияна начало года.
- Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счетструктурных сдвигов в составе продукции (ДР3)
ДР3= S0 К2 - S1,0 (16)
- Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимостипродукции (ДР4)
ДР4 = S1,0 - S1, (17)
где S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетногопериода.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли отреализации за отчетный период, что выражается формулой (18):
ДР = Р1 - Р0 = ДР1 + ДР2 + ДР3 + ДР, (18)
Методика управленческого анализа прибыли требует веденияраздельного учета переменных и постоянных, прямых и косвенных расходов.Такое разделение позволяет определить важный в аналитических расчетахпоказатель - маржинальный доход.
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменныеиздержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собойразность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее.Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.
С целью управления прибылью и доходами предприятия проводится маржинальный или операционный анализ. Он позволяет:
- Более точно исчислить влияние факторов на изменение суммыприбыли и на этой основе более эффективно управлять процессомформирования и прогнозирования ее величины;
- Определить критический уровень объема продаж (порогарентабельности), постоянных затрат, при заданной величинесоответствующих факторов;
- Установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
- Исчислить необходимый объем продаж для получения заданнойвеличины прибыли;
- Обосновать наиболее оптимальный вариант управленческихрешений, касающихся изменений производственной мощности, ассортиментапродукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологиипроизводства, приобретения комплектующих деталей и другие с цельюминимизации затрат и увеличения прибыли.
Проведение расчетов, основанных на соотношении «затраты - объем -прибыль», требует соблюдения ряда условий:
- Необходимость деления издержек на две части - переменные ипостоянные;
- Переменные издержки изменяются пропорционально объемупроизводства (реализации) продукции;
- Постоянные издержки не изменяются в пределах значимого объемареализации продукции;
- Тождество производства и реализации продукции в рамкахрассматриваемого периода времени.
В процессе анализа рассчитываются следующие показатели,представленные в таблице 6:
Таблица 6 - Операционный анализ
Пояснение
1.Выручка от реализации
Форма №2
2.Переменные затраты
Главная книга сч.20
3.Постоянные затраты
Главная книга сч.25,26
4.Маржинальная прибыль
Маржинальная прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации переменными затратами. Маржинальная прибыль должна покрывать постоянные затраты предприятия и обеспечивать ему прибыль
5.Коэффициент маржинальной прибыли
Отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации
6.Прибыль от реализации
7.Сила воздействия операционного рычага (СВОР)
СВОР представляет собой отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации. СВОР проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Она указывает на степень предпринимательского риска. Чем>сила, тем> предпринимательский риск.
8.Порок рентабельности
Порок рентабельности представляет собой отношение между суммой постоянных затрат и коэффициентом маржинальной прибыли.
9.Запас финансовой прочности
Показывает на сколько может понизится объем производства и продаж прежде чем предприятие понесет убытки.
Анализ показателей рентабельности деятельности.
Достоинство показателей рентабельности в том, что они сопоставляютконечный результат - прибыль с затратами на ее достижение.
Анализ рентабельности проводится в следующей последовательности:
- Рассчитываются показатели рентабельности, характеризующие различные аспекты деятельности;
- Проводится факторный анализ с целью выявления резервовповышения эффективности деятельности;
- Разрабатываются мероприятия по реализации вскрытых резервов.Для оценки рентабельности рассчитывается система показателей (таблица 7):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15