Рефераты. Финансовый анализ на предприятиях малого бизнеса как основа повышения эффективности деятельности на примере ОАО "Электромашина"

- Коэффициент оборачиваемости, который характеризует количество
оборотов производимых оборотными средствами за рассматриваемый
период;

- Продолжительность оборота, который характеризует количество
дней необходимых для совершения одного оборота.

1.3.2 Анализ финансовых результатов

Конечные результаты деятельности предприятия характеризуются
прибылью, но прибыль это эффект, который не дает возможности судить о
путях ее достижения. Более объективными показателями, характеризующими
финансовые результаты являются относительные показатели или показатели
эффективности деятельности (показатели рентабельности).

Анализ показателей прибыли.

Прибыль - часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе
производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи
продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она
представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью
реализованной продукции.

Цель анализа - определить реальную величину чистой прибыли,
стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенденции их
изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить
«зарабатывающую» способность предприятия.

Анализ прибыли проводится в следующей последовательности:

- Исследование структуры соответствующих показателей
(вертикальный анализ), в данном случае это определение доли каждого
показателя прибыли в выручке от реализации;

- Исследование изменений каждого показателя прибыли за текущий
период (горизонтальный анализ), в данном случае определяются абсолютные
размеры изменения и темпы роста (относительное измерение показателей);

- Определяется степень изменения прибыли по отношению к
предшествующим периодам (трендовый анализ). Данный анализ позволяет
выявить тенденцию изменения прибыли;

- Сопоставление темпов роста прибыли и выручки от реализации
товарной продукции.

Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия проводится в виде составления расчетной таблицы, отражающей абсолютные суммы прибыли и ее структуру.

В обобщенном виде исходные данные и результаты проведенного анализа можно представить в виде таблицы (Таблица 5)

Таблица 5 - Данные факторного анализа прибыли от реализации

Показатели

Начало года

Значение показателей при фактических объеме и структуре

Конец года

Отклонение фактических значений от базисных

В том числе за счет

Объема и структуры

Себестоимости и цен

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от продажи

N0

N1,0

N1

N1 - N0

N1,0 - N0

N1 - N1,0

Полная себестоимость

S0

S1,0

S1

S1 - S0

S1,0 - S0

S1 - S1,0

Прибыль от продаж

P0

P1

P1ё

P1 - P0

P1,0 - P0

P1 - P1,0

Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на
прибыль от реализации продукции.

- Расчет общего изменения прибыли (ДР) от реализации продукции:

ДР = Р1- Р0, (11)

где Р1 - прибыль на конец года, Р0 - прибыль на начало года.

- Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ДР1) в
оценке по плановой (базовой) себестоимости:

ДР1=Р0К1-Р0 = Р0 (К1 - 1), (12)

где Р0 - прибыль на начало года, К1 - коэффициент роста объема реализации
продукции;

К1 = S1,0/S0, (13)

где, S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции на конец года в ценах и тарифах на начало года, S0 - себестоимость на начало года.

- Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции,
обусловленных изменениями в структуре продукции (ДР2):

ДР2 = Р0 (К2 - К1), (14)

где К2 - коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по
отпускным ценам;

К2 = N1,0/N0 (15)

где, N1,0 - реализация на конец года по ценам на начало года, N0 - реализация
на начало года.

- Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет
структурных сдвигов в составе продукции (ДР3)

ДР3= S0 К2 - S1,0 (16)

- Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости
продукции (ДР4)

ДР4 = S1,0 - S1, (17)

где S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного
периода.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от
реализации за отчетный период, что выражается формулой (18):

ДР = Р1 - Р0 = ДР1 + ДР2 + ДР3 + ДР, (18)

Методика управленческого анализа прибыли требует ведения
раздельного учета переменных и постоянных, прямых и косвенных расходов.
Такое разделение позволяет определить важный в аналитических расчетах
показатель - маржинальный доход.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные
издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой
разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее.
Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

С целью управления прибылью и доходами предприятия проводится маржинальный или операционный анализ. Он позволяет:

- Более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы
прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом
формирования и прогнозирования ее величины;

- Определить критический уровень объема продаж (порога
рентабельности), постоянных затрат, при заданной величине
соответствующих факторов;

- Установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

- Исчислить необходимый объем продаж для получения заданной
величины прибыли;

- Обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих
решений, касающихся изменений производственной мощности, ассортимента
продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии
производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью
минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение расчетов, основанных на соотношении «затраты - объем -
прибыль», требует соблюдения ряда условий:

- Необходимость деления издержек на две части - переменные и
постоянные;

- Переменные издержки изменяются пропорционально объему
производства (реализации) продукции;

- Постоянные издержки не изменяются в пределах значимого объема
реализации продукции;

- Тождество производства и реализации продукции в рамках
рассматриваемого периода времени.

В процессе анализа рассчитываются следующие показатели,
представленные в таблице 6:

Таблица 6 - Операционный анализ

Показатели

Пояснение

1.Выручка от реализации

Форма №2

2.Переменные затраты

Главная книга сч.20

3.Постоянные затраты

Главная книга сч.25,26

4.Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации переменными затратами. Маржинальная прибыль должна покрывать постоянные затраты предприятия и обеспечивать ему прибыль

5.Коэффициент маржинальной прибыли

Отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации

6.Прибыль от реализации

Форма №2

7.Сила воздействия операционного рычага (СВОР)

СВОР представляет собой отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации. СВОР проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Она указывает на степень предпринимательского риска. Чем>сила, тем> предпринимательский риск.

8.Порок рентабельности

Порок рентабельности представляет собой отношение между суммой постоянных затрат и коэффициентом маржинальной прибыли.

9.Запас финансовой прочности

Показывает на сколько может понизится объем производства и продаж прежде чем предприятие понесет убытки.

Анализ показателей рентабельности деятельности.

Достоинство показателей рентабельности в том, что они сопоставляют
конечный результат - прибыль с затратами на ее достижение.

Анализ рентабельности проводится в следующей последовательности:

- Рассчитываются показатели рентабельности, характеризующие различные аспекты деятельности;

- Проводится факторный анализ с целью выявления резервов
повышения эффективности деятельности;

- Разрабатываются мероприятия по реализации вскрытых резервов.
Для оценки рентабельности рассчитывается система показателей (таблица 7):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.