- Численность персонала.
Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной модельюили промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляютсобой особую модель, со специфическими чертами и законами развития. Дляних характерны особенности в управлении и используемых экономическихметодах. Их можно свести к следующим:
- Высокая степень централизации и персонализации управления.Руководитель-собственник сосредотачивает в своих рукахфинансовые, экономические, социальные функции и полномочия,что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личныхкачеств;
- Высокая зависимость от внешней среды: банков, крупныхпредприятий, государственной администрации, научныхлабораторий, консультационных фирм;
- Дефицит финансовых ресурсов - как собственных, так и заемных.Вместе с тем малому бизнесу присуще: быстрая реакция на требования
рынка, высокий уровень специализации, возможность мобилизации ресурсовна перспективных направлениях.
Особенностью малого предпринимательства, малого бизнеса являетсяобязательное наличие инновационного момента - будь то производствонового товара, смена профиля деятельности или основание новогопредприятия. Новая система управления производством, качеством,внедрением новых методов организации производства или новых технологий- это тоже инновационные моменты.
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренногоэкономического роста, способствует диверсификации и насыщению местныхрынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночнойэкономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путейразвития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малогопредприятия является высокая интенсивность использования всех видовресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества,обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций.Практически, это означает, что на малом предприятии не может бытьлишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишнихработников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторовдостижения рациональных показателей экономики в целом.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малогопредпринимательства можно указать следующие преимущества малогопредпринимательства:
- Увеличение числа собственников, а значит формирование среднегокласса - главного гаранта политической стабильности вдемократическом обществе;
- Рост доли экономически активного населения, что увеличиваетдоходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянииразличных групп;
- Создание новых рабочих мест с относительно низкимикапитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
- Трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, атакже представителей социально уязвимых групп населения(беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
- Подготовка кадров за счет использования работников сограниченным формальным образование, которые приобретаютсвою квалификацию на месте работы;
- Разработка и внедрение технологических, технических иорганизационных новшеств (стремясь выжить в конкурентнойборьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлятьновые проекты);
- Косвенная стимуляция эффективности производства крупныхкомпаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмысчитают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастаютне только крупные компании, но и наиболее современныенаукоемкие отрасли и производства);
- Ликвидация монополии производителей, создание конкурентнойсреды;
- Мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов,которые иначе остались бы невостребованными, а также болееэффективное их использование;
- Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
- кроме того, собственники малых предприятий более склонны ксбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личноймотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом падеятельности предприятия.
Однако малому предпринимательству присущи и определенныенедостатки:
- Более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
- Зависимость от крупных компаний;
- Недостатки в управлении собственным делом;
- Слабая компетентность руководителей;
- Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- Трудности в заимствовании финансовых средств и получении кредитов;
- Неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров призаключении договоров (контрактов).
Как показывает мировая и отечественная практика, основнымкритериальным показателем, на основе которого предприятия (организации)различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малогопредпринимательства, является прежде всего средняя численностьработников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). Вряде научных работ под малым предпринимательством понимаетсядеятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, илипредприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, наоснове которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектаммалого предпринимательства, является численность персонала (занятыхработников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота(прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства(бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериямиявляются следующие: средняя численность занятых на предприятииработников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, загод, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критериемотнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства являетсячисленность работающих.
В нашей стране статус малого предприятия могут получить теорганизации, деятельность которых соответствует следующим критериям:
- Коммерческие организации, в уставном капитале которых доляучастия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов;
- Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает25 процентов;
- Средняя численность работников за отчетный период не превышаетследующих предельных уровней (малые предприятия):
а) в промышленности - 100 человек;
б) в строительстве - 100 человек;
в) на транспорте - 100 человек;
г) в сельском хозяйстве - 60 человек;
д) в научно-технической сфере - 60 человек;
е) в оптовой торговле - 50 человек;
ж) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
з) в остальных отраслях и при осуществлении других видовдеятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются такжефизические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того видадеятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборотаили годовом объеме прибыли.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательскойдеятельности, объекта приложения капитала и получения конкретныхрезультатов, связи предпринимательской деятельности с основнымистадиями воспроизводственного процесса, различают следующие видычастного предпринимательства:
- Производственное. Предпринимательство называетсяпроизводственным, если сам предприниматель непосредственным образом,используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производитпродукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности дляпоследующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговыморганизациям.
- Коммерческо-торговое. Производственный бизнес тесно связан сбизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продаватьили обменивать на другие товары. Высокими темпами развиваетсякоммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй видроссийского предпринимательства.
- Финансово-кредитное. Финансовое предпринимательство - это особаяформа коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предметакупли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги(российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемыепредпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этомимеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностраннойвалюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг
операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.
Посредническое. Посредничеством называют предпринимательство, вкотором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступаетв роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, втоварно-денежных операциях.
Страховое. Страховое предпринимательство заключается в том, чтопредприниматель в соответствии с законодательством и договоромгарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденногобедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видовпотерь за определенную плату при заключении договора страхования,Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховойвзнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Таккак вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаясячасть взносов образует предпринимательский доход.
Активность организаций малого бизнеса является одним изпоказателей современной экономики России. Это подтверждают ипостоянные изменения в законодательстве, направленные на созданиеблагоприятных условий для свободного развития малого и среднегопредпринимательства.
Существенная роль малого предпринимательства в экономическойжизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что вэтом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий,сосредоточена большая часть экономически активного населения ипроизводится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектормалого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции иэкономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных длякрупного бизнеса. Важнейшими особенностями малых предприятийявляются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этогосектора является активная инновационная деятельность, способствующаяускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторахэкономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15