Присущие малому предпринимательству гибкость и высокаяприспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуютстабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этомусектору свойственны относительно низкая доходность, высокаяинтенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий,ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в остройконкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторемалого предпринимательства вследствие массовых банкротств илипереспециализации деятельности.
Малый бизнес без поддержки государства и без собственноговнутригруппового взаимодействия не всегда способен успешнопротивостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать своиэкономические, политические и социальные интересы. К определению целейи задач государственной политики в отношении предпринимательствапреобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлентаким же утилитарным пониманием места и значенияпредпринимательского сектора в экономике.
Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами, т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным. В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно-монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций. Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства".
1.2 Информационная база финансового анализа
В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётностьхозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации иважнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа.Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается вдополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынкекапиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путёмобъективного информирования их о своей финансово- хозяйственнойдеятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности.Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты,показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия,настолько высока и вероятность получения дополнительных источниковфинансирования.
Основное требование к информации, представленной в отчетностизаключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованныхделовых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечатьсоответствующим критериям:
- Уместность означает, что данная информация значима иоказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информациясчитается также уместной, если она обеспечивает возможностьперспективного и ретроспективного анализа.
- Достоверность информации определяется ее правдивостью,преобладания экономического содержания над юридической формой,возможностью проверки и документальной обоснованностью.
- Информация считается правдивой, если она не содержит ошибоки пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственнойжизни.
- Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность неделает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователейобщей отчетности в ущерб другой.
- Понятность означает, что пользователи могут понять содержаниеотчетности без специальной профессиональной подготовки.
- Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельностипредприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельностидругих фирм.
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдатьсяопределенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
- Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, чтозатраты на составление отчетности должны разумно соотноситься свыгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данныхзаинтересованным пользователям.
- Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, чтодокументы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.
- Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация несодержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициямпредприятия.
Пользователи информации различны, цели их конкуренты, а нередко ипротивоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчётностиможет быть выполнена различными способами , однако, как правило,выделяют три укрупнённые их группы: пользователи, внешние поотношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее ихуправленческий персонал); собственно бухгалтеры.
В соответствии со статьей 13 Ш главы Федерального закона РФ «Обухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ все организации «...обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитическогоучёта бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность организаций, заисключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчёта о прибылях и убытках;
- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверностьбухгалтерской отчётности, если она в соответствии и Федеральным закономподлежит обязательному аудиту;
- пояснительной записки».
В том же Законе отмечено, что пояснительная записка к годовойбухгалтерской отчётности должна содержать существенную информацию оборганизации, её финансовом положении, сопоставимости данных заотчётный период и предшествующий ему году.
1.3 Основные аспекты и методика финансового анализа
1.3.1 Анализ финансового состояния
Под финансовым состоянием понимается способность организациифинансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностьюфинансовыми ресурсами, необходимыми для нормальногофункционирования, целесообразным их размещением и эффективнымиспользованием, финансовыми взаимоотношениями с другимиюридическими лицами, платеже- и кредитоспособностью, финансовойустойчивостью.
Главная цель анализа финансового состояния -- своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния организации.
Для характеристики финансового состояния используютсяотносительные и абсолютные показатели (Приложение 1, 2)
В условиях высокой инфляции использовать для анализа абсолютныепоказатели затруднительно, поэтому ведущую роль в анализе финансовогосостояния предприятия играют относительные показатели.
Практика финансового анализа уже выработала методику анализафинансовых отчетов. Можно выделить пять основных направлений анализа.
- Горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности спредыдущим периодом.
- Вертикальный анализ - определение структуры финансовыхпоказателей (удельные значения каждого показателя в сумме).
- Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядомпредшествующих периодов и определение основной тенденции динамикиизменения показателя.
- Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) -расчет числовых отношений в различных формах отчетности, определениевзаимосвязей показателей.
- Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин)на результативный показатель.
Анализ финансового состояния организации на этапе анализафинансовых отчетов начинается с чтения бухгалтерского баланса. При этомвыявляются важнейшие характеристики:
- Общая стоимость имущества;
- Стоимость иммобилизованных и мобильных средств;
- Величина собственных и заемных средств организации.
Таким образом анализ финансового состояния можно разделить нанесколько этапов:
- Анализ состава, структуры и динамики имущества;
- Анализ состава, структуры и динамики источников формированияимущества предприятия;
- Анализ финансовой устойчивости;
- Анализ финансовой независимости и маневренности;
- Анализ ликвидности;
- Анализ оборачиваемости оборотного капитала.
Имущество предприятия -- это его активы Необходимость анализа,состава и структуры имущества объясняется разной ролью отдельных видовимущества в формировании финансового результата предприятия.
Финансовая оценка имущественного потенциала предприятияпредставлена в активе баланса. Анализ проводиться на основе баланса форма№1, приложения к балансу форма №5 и сведений о «наличии и движенииосновных средств и других не финансовых активов» форма №11.
Задачи анализа:
- Оценка изменения стоимости имущества;
- Определение роли отдельных элементов структуры в формированииимущества;
- Формирование направлений вложений финансовых средств вовнеоборотные или оборотные (наиболее мобильные) активы и оценкацелесообразности этих вложений;
- Детальный анализ эффективности использования структуры идинамики основных и оборотных средств;
- Определение доли дебиторской задолженности в имуществепредприятия, ее состава и структуры, показателей оборачиваемостидебиторской задолженности;
- Выявление предприятий-дебиторов с наибольшей задолженностьюдля разработки мероприятий по ее сокращению.
Анализ проводится в следующей последовательности:
Вертикальный анализ.
В процессе которого устанавливается структура имущества, то естьдоля каждого отдельного вида имущества в общей его стоимости. Оценкаструктуры начинается с сопоставления доли внеоборотного и оборотногоимущества.
Внеоборотное имущество является иммобилизованным (изъятым изобращения) и поэтому в формировании финансового результатанепосредственно не участвует.
Оборотное имущество - это та часть имущества, которое находится вобороте и формирует финансовый результат предприятия.
При анализе необходимо учитывать, что не все видыоборотного имущества в одинаковой мере участвуют в формированиифинансового результата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15