В дипломной работе обосновано, что наиболее актуальной, в наше время, становится проблема реформирования бухгалтерской отчетности, т. к. ныне действующие формы отчётности отличаются большей своей частью и структурой, и содержанием от международных бухгалтерских стандартов, что осложняет работу с зарубежными партнерами. В то же время нельзя забывать, что международные стандарты бухгалтерского учёта и отчётности разработаны для потребностей развитой рыночной экономики и их прямая трансплантация в экономику нашей страны в переходный период может нанести ущерб. Таким образом, необходима такая структура и содержание отчётности, которая бы основывалась на международных стандартах, учитывала национальные особенности экономики и методологии учёта. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять в отечественную практику обязательные формы отчётности, которые предусмотрены международными стандартами, но учитывают национальные особенности экономики, нормативно-правовой базы, методологии и практики учета. Таким образом, структура и количество статей баланса должны быть дифференцированы в зависимости от типа отчетности (внешняя, внутренняя) и вида предоставляемого баланса (ликвидационный, разделительный, вступительный, периодической и годовой отчетности). Во Франции, например, в настоящее время используется пять основных видов балансов, которые применяются в экономических расчетах и финансовом анализе: ликвидационный, имущественный, функциональный, функциональный сглаженный баланс, финансовый классический баланс. Однако, во Франции единая и обязательная структура баланса устанавливается только для годовой публичной отчетности.
В соответствии с новым постановления Министерства Финансов Республики Беларусь № 16 от 17 февраля 2004 г были введены новые формы бухгалтерской отчетности. Данные формы бухгалтерской отчетности имеют как положительные стороны так и отрицательные.
Прежде всего, следует положительно оценить изменения в третьем разделе баланса. Он стал более информационно емким и понятным. К положительным моментом следует отнести и то, что резерв предстоящих расходов и платежей и доходы будущих периодов наконец-то вынесены из состава заемных средств и показываются в составе источников четвертого раздела, которые приравниваются к собственным. В результате отпадает необходимость в перегруппировке статей при расчете величины многочисленных финансовых коэффициентов, где участвуют собственные и заемные средства.
Правильно поступили разработчики баланса, вынеся из состава запасов товары отгруженные, поскольку по своей сути это уже не запасы предприятия, а средства в расчетах. Фактически это дебиторская задолженность, которую следовало бы показывать в балансе на по себестоимости, а по отпускным ценам. Тогда реальнее оценивалась бы структура оборотных активов.
Наряду с отмеченными положительными моментами, которые повышают аналитические возможности бухгалтерского баланса, следует остановиться и на некоторых недостатках нового баланса.
Одним из них является то, что долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения отражаются по одной статье.
В предыдущей форме бухгалтерского баланса раздельно отражалась сумма долгосрочной дебиторской задолженности, сроки погашения которой наступят более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и краткосрочная дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение ближайших 12 месяцев. В новом балансе она отражается общей суммой.
К недостаткам баланса следует отнести также и то, что сейчас в одном разделе отражаются и краткосрочные и долгосрочные обязательства. При расчете многих финансовых коэффициентов придется из общего итога по пятому разделу вычитать долгосрочные кредиты и займы. Плохо и то, что одной суммой отражаются и кредиты и займы. Не отражаются в балансе и вексельные займы предприятия, хотя эти сведения можно найти в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
В первый раздел актива можно включить сумму долгосрочной дебиторской задолженности и отсроченных активов, которые по своей сущности можно приравнять к долгосрочным финансовым займам, предоставляемым другим субъектам хозяйствования. Расходы будущих периодов также целесообразно отражать в первом разделе актива, поскольку по своей сути это амортизируемый актив долгосрочного характера, рассчитанный на будущие результаты деятельности.
Второй раздел актива необходимо очистить от статей долгосрочного характера, период оборота которых превышает продолжительность операционного цикла.
Рационально построен и третий раздел пассива баланса, итог которого показывает реальную (оплаченную) величину собственного капитала или величину чистых активов предприятия. Сумма третьего и четвертого разделов -- это собственные и приравненные к ним средства предприятия.
Заемные средства в данном балансе отражены в пятом и шестом разделах. При этом сделана четкая их группировка по срокам до погашения, что упрощает процедуру оценки ликвидности баланса и методику расчета целого ряда показателей.
Предложения изменения бухгалтерского баланса значительно повысят его аналитические возможности, позволят более объективно оценивать финансовое состояние хозяйствующих субъектов и эффективность использования ими совокупного, оборотного, собственного и заемного капитала.
Наряду с бухгалтерским балансом, важное значение имеет дальнейшее совершенствование отчета о прибылях и убытках, содержание которого за последние годы хоть и претерпело существенные изменения, однако, как показывает опыт, его информационная емкость и аналитические возможности значительно ограничены. Это выражается в том, что он не дает полной информации для оценки эффективности отдельных видов деятельности (операционной, инвестиционной и финансовой), не позволяет увязать денежные потоки с финансовыми результатами по видам деятельности и т. д. Опыт зарубежных стран доказал целесообразность составления отчета о финансовых результатах, исходя из экономической концепции прибыли. Группировка доходов и расходов по характеру деятельности (основной, инвестиционной и финансовой) и другие специфические моменты этой модели позволяют всем заинтересованным сторонам оценить экономическую жизнеспособность предприятия, его надежность в финансовом отношении, определять степень операционного и финансового рисков. Такой дифференцированный учет доходов и расходов необходим также для определения цены собственного и заемного капитала, рентабельности совокупных активов, финансовых инвестиций, собственного капитала, эффекта финансового левериджа и других показателей.
Сведения о коммерческих и управленческих расходах, которые приводятся в действующем отчете, не играют существенной роли при внешнем анализе прибыли. Гораздо важнее было бы показать в этой форме отчетности сумму постоянных затрат в составе полной себестоимости продукции. Эти данные необходимы для определения безубыточного объема продаж (порога рентабельности), зоны безопасности, уровня операционного риска предприятия, как основных показателей его финансовой устойчивости.
Управленческие расходы, отражаемые в данном отчете, -- это далеко не все постоянные издержки предприятия, независящие от объемов его деятельности.
Введение в бухгалтерскую отчетность показателя постоянных затрат предприятия дало бы возможность внешним пользователям определять безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, уровень операционного риска, а следовательно полнее и точнее оценивать устойчивость финансового состояния предприятия.
Для оценки динамики прибыли было бы целесообразно выручку, сумму, переменных затрат и прибыль от реализации продукции показывать не только за прошлый и отчетный период, но и за прошлый период в пересчете на фактический объем продаж отчетного периода. Такая информация необходима для изучения факторов формирования прибыли, т. е. можно было бы видеть, как изменилась ее сумма за счет объемов продаж, структуры реализованной продукции, уровня ее себестоимости, отпускных цен.
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи -- прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала и эффекта финансового рычага -- общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала -- чистая прибыль, для оценки экономически устойчивого роста предприятия -- капитализированная (реинвестированная) прибыль и т. д. Желательно, чтобы финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах в таком разрезе.
Из изложенного материала данной работы по рассмотрению бухгалтерской отчетности, как основополагающего источника для проведения анализа финансового состояния субъекта хозяйствования, надо сказать, что финансовую устойчивость организации необходимо исследовать не только в рамках организации, но и сравнивать с соответствующими показателями деятельности других организаций. Необходимо внедрять передовой опыт ведения финансово-хозяйственной деятельности, учитывая при этом опыт мировой практики. Однако ныне существующая бухгалтерская отчетность не в полной мере соответствует международным стандартам. Такое не соответствие, прежде всего, сказывается на результатах финансового анализа. Использование общепринятых в международной учетной практике методик расчета коэффициента финансовой стабильности организации на основании действующей бухгалтерской отчетности не дает должного эффекта, так как полученное значение показателя не соответствует теоретически допустимым. Несопоставимость рассчитываемых коэффициентов приводит к тому, что в экономической литературе стали появляться авторские методики проведения экономического анализа финансового состояния организации, различие которых обусловлено стремлением приспособить содержание баланса к международной практике.
Экономический анализ финансового состояния был проведен по материалам Слуцкого райпо. Его результаты позволяют сделать вывод, что исследуемое предприятие имеет достаточно неустойчивое финансовое положение.
Можно отметить, что организация имеет низкие показатели ликвидности и платежеспособности, деловой активности, средства организации вложены экономически нецелесообразно.
Однако, в организации наблюдается тенденция улучшения финансового состояния, даже, если посмотреть в отчет о прибылях и убытках, можно визуально заметить этот факт (на 01.01.2004 г. убыток отчетного периода составил 211 млн. р., а на 01.01.2005 г. прибыль отчетного периода составила 351 млн. р.).
Поэтому главной задачей планово-экономической, бухгалтерской и финансовой служб является решение вопросов правильного использования имеющихся ресурсов для эффективного развития субъекта хозяйствования и получения максимальной прибыли. Ведь выработка правильной стратегии поможет повысить эффективность хозяйственно финансовой деятельности Слуцкого райпо.
Кроме того, на исследуемом предприятии необходимо повысить качество выполнения подготовительных работ, предшествующих составлению бухгалтерских отчётов, путём жесточайшего контроля со стороны главного бухгалтера за протеканием учётных процессов в течение отчётного периода; строго соблюдать методику составления бухгалтерской отчётности и сроки её предоставления в вышестоящую организацию и другим субъектам хозяйствования заинтересованным в получении отчётных данных; осуществить переход к автоматизированному составлению форм бухгалтерской отчётности с помощью современного программного обеспечения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23