Рис. 3.2 - Структура стандартов внешнего ГФК субфедерального уровня
Особое внимание должно уделяться стандартизации внешнего аудита бюджета, в частности контроля исполнения бюджета. Это обосновано тем, что это направление является ведущим в деятельности контрольно-счетных органов. В пределах данного направления деятельности региональные контрольно-счетные органы нацелены на осуществление всех видов контроля:
- предварительного, направленного на экспертизу, анализ законопроектов, в том числе обоснование доходов, расходов и госзаимствований проекта бюджета;
- текущего (оперативного), нацеленного на контроль исполнения бюджета планируемого года в процессе его исполнения и на определение своевременности и полноты денежных поступлений, правильность осуществления расходов, своевременное выявление нарушений и их предотвращение;
- последующего - контроля исполнения регионального бюджета истекшего года.
Предварительный и последующий контроль относятся к ведущим аспектам деятельности контрольно-счетных органов всех уровней.
Текущий контроль должен быть систематическим только по отношению к исполнительным органам власти. Относительно бюджетных организаций, учреждений и госпредприятий текущий контроль должен носить выборочный характер, и критерием отбора в выборочную совокупность может служить фактор дисциплинированности (благонадежности) объекта. Текущим контролем бюджетополучателей должны заниматься исполнительные органы власти, территориальные подразделения КРУ и Казначейство в части средств, проходящих через казначейские счета. К таким проверкам желательно подключать представителей контрольно-счетных органов либо предоставлять им информацию о результатах проверки. Обозначенный порядок позволит сформировать достаточно полную информационную базу для проведения последующего контроля.
Международный опыт в части стандартизации контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности органов государственного финансового контроля доказывает необходимость разработки единой методологии и методики внешнего контроля для всех уровней бюджетной системы. Отсутствие единых методологических и методических подходов в содержании деятельности контрольно-счетных органов РФ приводит к непроизводительным затратам и снижает эффективность финансового контроля в целом.
Анализ финансового состояния бюджетного учреждения преследует следующие цели:
идентификацию финансового состояния бюджетного учреждения. Под идентификацией финансового состояния предприятия понимают комплексную оценку структуры источников формирования хозяйственных средств и направлений их использования на отчетную дату;
определение масштаба финансово-экономической деятельности государственного предприятия;
оценка качества управления предприятием;
определение бюджетной эффективности и социальной значимости предприятия.
- своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности предприятия,
- находить резервы улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Результат экономического анализа определяется его задачами. Наиболее значимыми являются следующие три направления:
- оценка состояния производства и выявление изменений в нем в пространственно-временном разрезе;
- выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансово-производственном состоянии, и оценка степени их влияния;
- выявление резервов повышения эффективности функционирования предприятия.
Кроме указанных трех основных на анализ возлагаются такие задачи, как:
- контроль выполнения требований коммерческого расчета;
- контроль выполнения плана;
- определение рациональности использования бюджетных ресурсов;
- раскрытие причинно-следственных связей между финансовой и производственной деятельностью;
- изучение интенсивности и формы связи экономических показателей;
- выявление наиболее информативных синтетических показателей;
- прогноз основных тенденций в финансовом состоянии;
- сравнение с другими предприятиями
- разработка мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов и др.
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей. Они характеризуют изменения:
- в структуре капитала предприятия по его размещению и источникам образования;
- в эффективности и интенсивности использования капитала;
- в платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
- в запасе финансовой устойчивости предприятия.
В зависимости от вида экономического анализа различают учетные и внеучетные источники информации.
Учетные источники информации - бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчетность руководителя унитарного предприятия, нормативы предприятия.
Внеучетные источники информации - материалы проверок налоговой инспекции, аудиторской фирмы, материалы собрания трудового коллектива, материалы печати.
Анализ финансового состояния предполагает предварительную подготовку информации: сквозная проверка данных, содержащихся в отчетном периоде с помощью стыковок одних и тех же показателей по различным формам; приведение данных отчетности к сопоставимому виду;
Обязательно проводят проверку достоверности информации.
Проверку проводят с точки зрения:
- ее увязки в разных формах плана (план по производству продукции (услуг) с планом ее реализации);
- соответствия предшествующим формам отчета;
- правильности арифметических расчетов (избирательно);
- увязки в разных формах отчетности (логический контроль);
Также проводится проверка сводных отчетов и встречные проверки информации. Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Информационная ценность бухгалтерской отчетности, несомненно, повышается, если она была предварительно проверена аудиторской службой. Аудитор в ходе проверки и по завершении ее обязан проанализировать состояние бухгалтерского учета, установить соответствие хозяйственно-финансовых операций действующим законам и подзаконным актам; установить правильность постановки учета и достоверность бухгалтерской отчетности.
Таким образом, систематический и всесторонний анализ деятельности учреждения позволит:
1) быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
2) точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
3) определить затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;
4) находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Исходя из поставленных задач и имеющейся информационной базы, различают предварительный анализ (экспресс-анализ), основанный преимущественно на данных бухгалтерской отчетности, и углубленный анализ, осуществляемый с привлечением данных управленческого учета.
Результативность финансово - хозяйственной деятельности государственного коммерческого предприятия в отчетном периоде может оцениваться по различным направлениям. Приведем основные: прибыльность, динамичность развития, эффективность использования ресурсов и рыночная активность.
В таблице 3.1 представлены по каждому направлению наиболее характерные показатели из общей их совокупности.
Таблица 3.1 Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа отчетности
Направление (процедура) анализа
Показатель
1
2
1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования
1.1.Оценка имущественного положения
Величина основных средств и их доля в общей сумме активов.
Коэффициент износа основных средств.
Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении коммерческой организации.
1.2.Оценка финансового положения
Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников.
Коэффициент текущей ликвидности.
Доля собственных оборотных средств общей их сумме
Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников.
Коэффициент покрытия запасов
1.3. Наличие "больных" статей в отчетности
Ссуды и займы, не погашенные в срок
Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность
Векселя выданные (полученные) просроченные
2. Оценка результативности финансово - хозяйственной деятельности
2.1. Оценка прибыльности
Прибыль
Рентабельность общая
Рентабельность основной деятельности
2.2. Оценка динамичности
Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала.
Оборачиваемость активов
Продолжительность операционного и финансового цикла.
Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности
2.3.Оценка эффективности использования экономического потенциала
Доходность авансированного капитала
Доходность собственного капитала
Составляющие финансового анализа бюджетного учреждения: общий анализ финансового состояния, анализ финансовой устойчивости, анализ ликвидности баланса, анализ финансовых коэффициентов, анализ финансовых результатов, анализ рентабельности и деловой активности.
Результатом общего анализа является оценка финансового состояния предприятия, включающая итоги анализа:
1) динамики валюты баланса (суммы значений показателей актива и пассива баланса). Нормальным считается увеличение валюты баланса. Уменьшение, как правило, сигнализирует о снижении объема производства и может служить одной из причин неплатежеспособности предприятия;
2) структуры активов. Определение долей иммобилизованных (внеоборотных) и мобильных (оборотных) активов, установление стоимости материальных оборотных средств (необоснованное завышение которых приводит к затовариванию, а недостаток - к невозможности нормального функционирования производства), определение величины дебиторской задолженности со сроком погашения менее года и более года, величины свободных денежных средств предприятия в наличной (касса) и безналичной (расчетный, валютный счета) формах и краткосрочных финансовых вложений;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16