Небо: готическое узкое, куполообразное, высокое, врожденная расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, субмукозная расщелина, расщелина альвеолярного отростка, норма.
Оценка:
- По всем показателям норма - 3 балла.
- Нарушения в строении артикуляционного аппарата в каждом разделе по одному-двум показателям - 2 балла.
- Нарушение в строении артикуляционного аппарата в каждом из разделов более трех - 1 балл.
- Грубые анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата - 0 баллов.
Таблица 6 - Исследование моторики артикуляционного аппарата.
Прием
Содержание задания
- Исследование двигательной функции губ
- Сомкнуть губы
- Округлить губы
- Вытянуть - «хоботок»
- «улыбка» (зубов не видно)
- многократное произношение [б], [п]
- Исследование двигательной функции челюсти
- раскрыть рот - [А]
-движение нижней челюсти вправо, влево, вперед
- Исследование двигательной функции языка
- Исследование двигательной функции мягкого неба
- Положить широкий язык на нижнюю губу «лопатка»
- Положить широкий язык на верхнюю губу
- «жало»
- «часики»
- Поднять язык к верхним зубам, опустить к нижним
- Закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу
- Широко открыть рот и четко произнести [А]
- Исследование продолжительности и силы выдоха
- Сыграть на духовом инструменте
- Поддувать пушинку
- Движения выполняются в полном объеме, правильно - 3 балла.
- Движения выполняются не в полном объеме, в замедленном темпе, при повторении правильно - 2 балла.
- Движения выполняются не в полном объеме, с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов, саливации - 1 балл.
- Удержание позы не удается, движения не выполняются - 0 баллов.
Таблица 7 - Обследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
Содержание задания (проводится сначала по показу, а затем по словесной инструкции)
- Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко раскрыть рот
- Широко раскрыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов, затем поднять к языку, к верхним губам и положить на нижнюю губу.
- Сделать «чашечку», занести в рот.
- Широко раскрыть рот , растянуть губы в улыбке, вытянуть А - улыбка-трубочка.
- Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.
- Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз(можно менять) А-И-У, У-И-А, КА-ПА-ТА, ВА-НА-БА, ПЛА-ПЛО-ПЛЫ.
- Правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения - 3 балла.
- Все движения доступны, но выполняются некачественно, темп выполнения и переключаемость замедленна - 2 балла.
- Выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движений, отклонение в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, тремор - 1 балл.
- Невыполнение движений, моторная напряженность, расторможенность - 0 баллов.
Серия IV. Обследование общего состояния устной речи
В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Однако, иногда уровень сформированности лексических средств языка может отличаться от нормы. Недоразвитие лексических средств сочетается с несформированностью грамматического строя языка, в ходе предварительной беседы ребенок неточно употребляет широко распространенные слова, заменяет одно слово другим, и к тому же неправильно оформляет высказывания грамматически, то становится очевидной необходимость более детального обследования с целью выявления предпосылок дисграфии.
Таблица 8 - Обследование лексического запаса
Наглядный и речевой материал
-Обследование слов, обозначающих предметы (обобщающие группы)
Одежда, обувь, игрушки, транспорт, овощи, фрукты.
- Самостоятельное дополнение тематического ряда.
Тетрадь, ручка …
Мячик, юла…
- Отгадать загадки описания
- Кто хитрая, рыжая?
- Что светит, греет?
- Назвать детенышей животных.
- Корова
- Свинья
- Название признаков предмета.
- Морковь сладкая, а редис …
- Ручей узенький, а река …
- Название действий и животных (глагольный словарь)
- Кто как передвигается? Кузнечик, птица, змея.
-Кто как кричит? Петух, ворона, корова.
- Назвать времена года в последовательности, признаки.
Сюжетные картинки.
- Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий - 3 балла.
- Ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса - 2 балла.
- Большинство заданий выполнялось с помощью (стимуляции, расширения инструкции, уточнения вопроса, подсказка), соотношение правильных ответов к неправильным 1:3 - 1 балл.
- Невыполнение - 0 баллов.
В процессе предварительной беседы с ребенком не всегда удается выявить аграмматизмы, поэтому используются данные задания. Одним из показателей уровня сформированности грамматического строя языка является изменение правильного построения предложения. Предложены задания на исследования грамматических отношений (управление и согласование) слов в предложении.
Таблица 9 - Обследование грамматического строя
Используемый материал
1
2
- Составление предложений. Задаются вопросы, требующие ответов сложными вопросами.
Сюжетная картинка.
- Рассказ из собственного опыта
- Вставка недостающего предлога в предложении.
- Лена наливает чай … чашки.
- Птенец выпал … гнезда.
- Кот сидит… стулом (откуда выглядывает?)
- Собака сидит … конуре.
- Словоизменение.
а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах.
б) преобразование единственного числа имен существительных во множественное число в именительном и родительном падежах.
По картинкам:
- Чем покрыт стол?
- Чем режут хлеб?
- Кого кормит девочка?
- На кого смотрит Ира?
- За чем идут дети в лес?
По образцу:
- Дом - дома ( им. п.)
- Дом - домов (р.п.)
- Рука, глаз, стул, рот, дерево, билет, воробей, завод.
- Словообразование.
а) образование уменьшительной формы существительного.
б) образование прилагательных от существительных:
- относительных
качественных
- притяжательных
Сюжетные картинки:
- Ковер, голова, птица, ведро, трава, ухо, стул, воробей.
- Варенье из вишни?
- Суп из грибов?
- Карандаш из дерева?
- Шапка из меха?
- Мороз - морозный.
- Солнце, снег, ветер, дождь.
У собаки лапа собачья, у кошки, волка, льва, лисы, медведя.
- Правильное самостоятельное выполнение всех заданий - 3 балла.
- Правильное выполнение, возможно при помощи уточняющих вопросов - 2 балла.
- Большинство заданий выполнялось с помощью (стимуляции, расширения, инструкции, уточнение вопроса, подсказка) - 1 балл.
Таблица 10 - Обследование фонетической стороны речи
Группа звуков
Наглядный материал
- Гласные
а, о, у, э, и, ы
Специально подобранные сюжетные и предметные картинки, где звук стоит в позициях: начало, середина, конец слова.
- Свистящие,
шипящие,
аффрикаты.
с-сь, з-зь,ц, ш, ж, ч, щ
- Сонорные
р-рь, л-ль, м-мь, н-нь
- Глухие и звонкие парные
п-пь, т-д, к-г, ф-в
- Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях - 3 балла.
- Правильно произносятся 1-2 изолированно, но иногда подвергаются искажениям или заменам - 2 балла.
- В любой позиции искажаются или заменяются 3-6 звуков - 1 балл.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13