Рефераты. Выявление и предупреждение предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

- узнавание предметов в усложненных условиях;

- состояние зрительного анализа и синтеза;

- знание букв и узнавание их в усложненных условиях.

Эти же задания можно использовать и для профилактики, только число их нужно увеличить. В итоге проделанной работы ребенок старшего дошкольного возраста должен будет без труда справляться - сможет различать все буквы без труда [40].

Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования

Профилактика аграмматической дисграфии непосредственно связана с возможностью овладения ребенком морфологическим принципом письма. Ребенок должен практически усвоить основные правила словоизменения и словообразования, что выражается в грамматически правильном построении устных высказываний, по исследованиям А.Н. Гвоздева [4] заканчивается примерно к четырем годам, а системы словообразования - к восьми или даже к девяти годам.

По исследованиям А.Н. Корнева если первоклассник начинает свое обучение в условиях неполной сформированности у него грамматических систем, то дисграфия переходит в устойчивую дизорфографию [14].

При изучении грамматических правил, в работах Л.Г. Парамоновой, основная задача состоит не в запоминании особенностей отдельных слов, а в усвоении особенностей написания отдельных слов, а в условиях общих закономерностей правописания [26], под которые в дальнейшем подводятся все вновь встречающиеся слова.

Единственный патогенетически обоснованный путь профилактики аграмматической дисграфии в том, чтобы помочь ребенку полноценно пройти дограмматический период усвоения языка, то есть до начала изучения грамматических правил.

Таким образом, для профилактики аграмматической дисграфии у детей с отставанием в речевом развитии необходима целенаправленная и продолжительная работа с использованием большого количества подобранного однородного типа материала.

Функция словоизменения

Важно проверить:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование существительных с числительными;

- согласование прилагательных с существительными;

- правильность употребления предлогов.

Задача профилактики аграмматической дисграфии состоит в обеспечении правильного употребления окончаний имен существительных в предложных конструкциях.

Функция словообразования

Дети с нормальным речевым развитием овладевают всеми способами словообразования к 7-8 годам. В дальнейшем у них не возникает трудностей и с написанием этих слов. Однако у детей даже с небольшим отставанием в речевом развитии начинают проявляться трудности словообразования, выражающиеся в основном в неправильном употреблении суффиксов и окончаний, неизбежно отражаются на письме.

У ребенка старшего дошкольного возраста проверяют состояние основных способов словообразования:

- образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных.

Каждый из этих способов предлагают как выявление их сформированности, так и для устранения возможных отклонений, используя речевые упражнения и задания О.С. Ушаковой [35].

Об устранении предпосылок аграмматической дисграфии можно говорить тогда, когда у ребенка старшего дошкольного возраста не останется аграмматизмов в устной речи. Только в этом случае они не появятся в дальнейшем и на письме.

Обогащение словарного запаса

В профилактике аграмматической дисграфии невозможно без обследования словарного запаса у детей дошкольного возраста, именно с этого возраста должна начинаться профилактическая работа.

Необходима специальная и углубленная работа не только над обогащением словарного запаса детей и уточнение понимания смыслового значения слов, систематизация имеющегося у них словаря. Русский язык организован в строгую систему, с которой необходимо как можно ранее познакомить ребенка в доступной для него форме. Имеющиеся в языке слова систематизированы по частям речи:

- предметы (имена существительные);

- признаки (имена прилагательные);

- действия и состояния предметов (глаголы);

- признаки этих действий и состояний (наречия).

Таким образом, работа над словарным запасом, связанная с проблемой профилактики аграмматической дисграфии должна начинаться в дошкольном возрасте.

Из выше сказанного следует, что дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте, то есть задолго до обучения ребенка грамотности.

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ

2.1 Анализ способов и приемов выявления предпосылок у детей старшего дошкольного возраста

Основной целью современной логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения детей с расстройствами речи. А эффективность обучения зависит от многих факторов, в частности от умения правильно диагностировать речевой дефект.

Обследование необходимо для уточнения структуры нарушения и определения коррекционной программы, а главное, преодоление последствий недоразвития речи, которые могут стать стойкими.

Эффективность коррекционного обучения детей с нарушением речи зависит от квалификации первичного звена в структуре дефекта, поэтому необходимо проанализировать процесс возникновения дефекта, найти первопричину нарушения.

Анализируя эти проявления в диагностике, можно оценить роль дефекта в становлении, в дальнейшем - письменной речи ребенка, отделить причину от следствий.

Одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей. Предварительным этапом профилактики является ее диагностика. В логопедии разработаны методы, позволяющие диагностировать предпосылки дисграфии.

В данной работе представлен анализ работ:

- тестовая методика Т.А. Фотековой;

- «Исследования устной речи» А.Н. Корнева;

- «Нейропсихологическое обследование детей» З.А. Репиной.

В тестовой методике диагностики устной речи Т.А. Фотековой, автор предлагает стандартизированный метод обследования речи с бально-уровневой системой оценки и рекомендует речевые задания в виде тестов и критерии оценки их выполнения. Статистическая обработка данных позволяет вывести усредненные показатели, характерные для детей с разными нарушениями: Общее Недоразвитие Речи, Задержка психического развития, умственная отсталость с системным речевым дефектом.

В методике автор использует речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой. Кроме этого исследовалось понимание сложных логико-грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурием [21, 6]. Для оценки успешности выполнения заданий методики автор предлагает разработанную бальную систему.

Методика включает 6 серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей сложности. Для того, чтобы оценка каждой из сторон речи вносила примерно равный вклад в общий балл, суммарные баллы за выполнение каждой серии были по возможности уравнены. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задания, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики [21].

Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы пробы, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий, является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного подхода. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

Авторы предлагают сокращенный вариант, который содержит те же задания и пробы, которые по результатам анализа являются самыми информативными. Экспресс-вариант состоит из четырех серий.

Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, наблюдается у детей общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, поэтому предлагаемую методику обследования речи авторы рекомендуют использовать только в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов. Авторы ссылаются на другие источники. Поэтому необходимо подобрать комплекс тестов и заданий, дидактических игр, упражнений, которые дали бы возможность исследовать характеристики психологической базы речи - восприятия, внимания, памяти, мышления [21].

Достоинство тестовой методики Т.А. Фотековой в том, что не требуется большого количества наглядных средств. Представленные тесты и пробы доступны всем педагогам (при условии точного соблюдения требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб). Возможность использования в научно-исследовательских целях. Разработана в двух вариантах, один из которых полный, дающий возможность тщательного и углубленного исследования всех сторон устной речи. Другой вариант сокращенный, предназначенный для экспресс-диагностики и требующий гораздо меньшей затраты времени. Возможность использования каждой из серии самостоятельно (например, для уточнения состояния какой либо стороны речи). Возможность представить результаты обследования в количественной форме и своевременно составить целенаправленную коррекционную программу.

Недостатки представленной методики в том, что для обработки данных, построения речевого профиля требует достаточно много времени. Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста, поэтому требуется дополнительные изменения в речевых пробах и тестах и адаптации их в обследовании детей старшего дошкольного возраста. В силу возрастной психологии детей дошкольного возраста дополнительно потребуется подборка наглядного материала, игровых форм заданий. В данной методике не представлены задания нейропсихологических методов диагностики, исследования психологической базы речи. Нет тестов и приемов по выявлению предпосылок к оптической дисграфии. Сложность использования количественного анализа, представленного в долях балла, для детей дошкольного возраста.

В методике «Исследования устной речи» А.Н.Корнева автор рассматривает дисграфию как явление, возникающее на пересечении биолого-психологических и социально-культурных закономерностей, и предлагает в диагностику включить широкий ассортимент клинико-психологических и психолого-педагогических методик.

Основные задачи диагностики:

- уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках;

- диагностика интеллекта;

- исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой;

- анализ психопатологической картины, особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в освоении программного материала [15].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.