Оценка:
- Внимание устойчивое - 3 балла.
- Внимание устойчивое, но плохо переключается, быстро истощается, ошибок примерно третья часть - 2 балла.
- Внимание неустойчивое, с низкой концентрацией, плохо переключается, половина ошибок при выполнении проб - 1 балл.
- Низкая сосредоточенность внимание не концентрирует, ошибок при выполнении заданий больше половины - 0 баллов.
Таблица 2 - Обследование восприятия
Прием
Содержание задания
Зрительное восприятие:
- «Доска Сегена »
Вкладывать силуэтные фигуры в пазы
- «Узнай спрятанные предметы»
Предъявляются контурные, наложенные друг на друга изображения предметов.
- Найти несколько отличий
Предлагаются 2 картинки с некоторыми различиями друг от друга
Тактильное восприятие:
-«Угадай, что в мешочке?»
Угадывание объемных фигур в мешочке , нахождение и показ на картинке.
-«Почтовый ящик»
С закрытыми глазами на ощупь опускает фигуры в прорези.
Слуховое восприятие.
-Узнавание неречевых звуков
Взрослый проводит действия с предметами: ключами, бумагой, щелкает пальцами.
-Дифференциация звуков: «тихо-громко»
Взрослый произносит звукоподражания:
- «кто лает собака или щенок?»
-«кто квакает лягушка или лягушонок?»
-«чья песня ветра или ветерка?»
- Узнавание мелодий
Напевание или отстукивание музыкальным инструментом знакомой мелодии.
Зрительное восприятие
- Узнавание всех предметов, выполнение без ошибок - 3 балла.
- Выполнение с ошибками, неузнавание предметов, длительность - 2 балла.
- Все пробы с большими ошибками - 1 балл.
Тактильное восприятие
- Угадывание предметов по дифференциальным признакам - 3 балла.
- Нарушается связь между словом, предметом и тактильными ощущениями от этого предмета, длительность выполнения с незначительной задержкой - 2 балла.
- пробы выполняются с большим количеством ошибок - 1 балл.
- не может выполнить - 0 баллов.
Слуховое восприятие
- Узнал все звуки и отдифференцировал их без ошибок - 3 балла.
- Незначительные ошибки в узнавании звуков дифференцирование звуков - 2 балла.
- Значительная часть ошибок в опознании и дифференциации звуков - 1 балл.
- Не узнал в предложенных пробах звуки и песни - 0 баллов.
Баллы, начисленные по каждой группе, суммируются.
Таблица 3 - Обследование памяти
- Перед ребенком раскладывают 5-6 игрушек, он должен запомнить их. Затем убираем одну из них. Ребенок должен угадать, какой игрушки не стало.
- Перед ребенком раскладывают 5-6 картинок. Он должен запомнить их расположение, затем незаметно поменять их расположение. Ребенок должен восстановить их первоначальное расположение.
- Выучить, рассказать знакомое стихотворение, двустишие.
- Нет ошибок, воспроизводит верно - 3 балла.
- Отсроченное воспроизведение, единичные ошибки при выполнении - 2 балла.
- Выполнение с большим количеством ошибок - 1 балл.
- Не выполняет - 0 баллов.
Серия II. Обследование моторики
Исследование двигательных проб, требующих слуховой и зрительной дифференциации, распределения внимания, активной работы памяти, организации движений руки, ориентировка в пространстве и времени позволит в дальнейшем, например, избежать оптической и аграмматической форм дисграфии.
Таблица 4 - Обследование общей моторики
- Исследование двигательной памяти, переключаемости, самоконтроля при выполнении проб
- Повторить любые движения
- Повторить движения за исключением одного запретного
- Исследование статической координации
Стоять с закрытыми глазами:
- стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой ,руки вытянуты вперед(5 сек);
- на правой ноге, затем на левой (5сек)
-Исследование пространственной организации
- Прыжки на правой ноге, на левой, попеременно, затем попрыгать на двух ногах.
- Обойти кабинет вокруг и вернуться, например, в правый угол и наоборот.
- Поймать брошенный мяч правой рукой, затем левой
-Исследование ритмического рисунка
- Отстучать за взрослым ритмический рисунок( …- ; -..-; --.)
- Сначала взрослый ударяет определенный ритм музыки, затем ребенок повторяет
- Норма - 3 балла.
- Незначительно нарушены координация, ритм движений, моторно неловок - 2 балла .
- Движения выполняются неверно, с напряжением, грубыми ошибками при выполнении всех проб - 1 балл.
- При выполнении неловок, падает, пространственно дезориентирован, путает право - лево - 0 баллов.
Обследование произвольной моторики пальцев рук
Все задания сначала проводятся по показу, а затем по словесной инструкции.
Выполнять под счет:
- Пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз).
- Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).
- Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь.
- Попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеими руками одновременно.
- На обеих руках одновременно показать 2 и 3 пальцы («ушки»), 2 и 5 пальцы («рожки») (5-6 раз).
- Выполнять пробу «Кулак - ребро - ладонь» ведущей рукой.
- Норма, сохранность функций, уверенное пользование ведущей рукой, темп и координация не нарушены - 3 балла.
- Недостаточность мелкой моторики, неполный объем движений, незначительные нарушения темпа, координации, переключаемости движений - 2 балла.
- Моторная ограниченность, неуверенность в выборе ведущей руки, переключаемость нарушена - 1 балл.
- Все пробы выполняются с грубыми нарушениями - 0 баллов.
Серия III. Обследование артикуляционного аппарата
У детей с врожденными дефектами в анатомическом строении органов речи (расщелины, нарушения в строении зубочелюстной дуги, языка) неправильно развивается и функционирует язык, нарушается двигательная функция губ, челюсти. В результате возникает стойкое нарушение звукового произношения (отсутствие, искажение, замены звуков). Исследование необходимо проводить, чтобы выявить предпосылки фонематической дисграфии.
Исследование мимической мускулатуры
Начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения, характер линии губ и плотность их смыкания, имеются ли насильственные движения мимической мускулатуры.
Таблица 5
- Исследование объема и качества движения мышц лба
- Нахмурить брови
-Поднять брови
-Наморщить лоб
- Исследование объема и качества движений мышц глаз
-Легко сомкнуть веки
-Плотно сомкнуть века
-Закрыть правый глаз, затем левый, подмигнуть
-Исследование объема и качества движений мышц щек
- Надуть левую щеку
- Надуть правую щеку
-Надуть обе щеки одновременно
- Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
-Удивление
-Радость
-Испуг
-Грусть
-Сердитое лицо
-Исследование символического праксиса (сначала по образцу, а затем по речевой инструкции)
-Свист
-Поцелуй
-Улыбка
-Оскал
-Плевок
-Цоканье
- Выполнено правильно - 3 балла.
- Правильное движение не удается или выполняется с содружественными движениями, мимическая картина поз нечеткая, смазанная - 2 балла.
- Правильное движение не удается, при выполнении поз ограниченность мимической мускулатуры, амимичность, саливация, гиперкинез, синкинезия, посинение носогубного треугольника - 1 балл.
- Выполнение мимических поз не удается совсем - 0 баллов.
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
В ходе осмотра органов артикуляционного аппарата характеризуют особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов:
Губы: толстые, укороченные, расщелина верхней губы, послеоперационные рубцы, норма.
Зубы: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, смена молочных зубов, диастема, норма.
Прикус: ортогнотический, дистальный, медиальный, передний открытый, боковой открытый, норма.
Подъязычная уздечка: укорочена, короткая, достаточной длины, после хирургического подсечения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13