Рефераты. Выявление и предупреждение предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Оценка:

- Внимание устойчивое - 3 балла.

- Внимание устойчивое, но плохо переключается, быстро истощается, ошибок примерно третья часть - 2 балла.

- Внимание неустойчивое, с низкой концентрацией, плохо переключается, половина ошибок при выполнении проб - 1 балл.

- Низкая сосредоточенность внимание не концентрирует, ошибок при выполнении заданий больше половины - 0 баллов.

Таблица 2 - Обследование восприятия

Прием

Содержание задания

Зрительное восприятие:

- «Доска Сегена »

Вкладывать силуэтные фигуры в пазы

- «Узнай спрятанные предметы»

Предъявляются контурные, наложенные друг на друга изображения предметов.

- Найти несколько отличий

Предлагаются 2 картинки с некоторыми различиями друг от друга

Тактильное восприятие:

-«Угадай, что в мешочке?»

Угадывание объемных фигур в мешочке , нахождение и показ на картинке.

-«Почтовый ящик»

С закрытыми глазами на ощупь опускает фигуры в прорези.

Слуховое восприятие.

-Узнавание неречевых звуков

Взрослый проводит действия с предметами: ключами, бумагой, щелкает пальцами.

-Дифференциация звуков: «тихо-громко»

Взрослый произносит звукоподражания:

- «кто лает собака или щенок?»

-«кто квакает лягушка или лягушонок?»

-«чья песня ветра или ветерка?»

- Узнавание мелодий

Напевание или отстукивание музыкальным инструментом знакомой мелодии.

Оценка:

Зрительное восприятие

- Узнавание всех предметов, выполнение без ошибок - 3 балла.

- Выполнение с ошибками, неузнавание предметов, длительность - 2 балла.

- Все пробы с большими ошибками - 1 балл.

Тактильное восприятие

- Угадывание предметов по дифференциальным признакам - 3 балла.

- Нарушается связь между словом, предметом и тактильными ощущениями от этого предмета, длительность выполнения с незначительной задержкой - 2 балла.

- пробы выполняются с большим количеством ошибок - 1 балл.

- не может выполнить - 0 баллов.

Слуховое восприятие

- Узнал все звуки и отдифференцировал их без ошибок - 3 балла.

- Незначительные ошибки в узнавании звуков дифференцирование звуков - 2 балла.

- Значительная часть ошибок в опознании и дифференциации звуков - 1 балл.

- Не узнал в предложенных пробах звуки и песни - 0 баллов.

Баллы, начисленные по каждой группе, суммируются.

Таблица 3 - Обследование памяти

Содержание задания

- Перед ребенком раскладывают 5-6 игрушек, он должен запомнить их. Затем убираем одну из них. Ребенок должен угадать, какой игрушки не стало.

- Перед ребенком раскладывают 5-6 картинок. Он должен запомнить их расположение, затем незаметно поменять их расположение. Ребенок должен восстановить их первоначальное расположение.

- Выучить, рассказать знакомое стихотворение, двустишие.

Оценка:

- Нет ошибок, воспроизводит верно - 3 балла.

- Отсроченное воспроизведение, единичные ошибки при выполнении - 2 балла.

- Выполнение с большим количеством ошибок - 1 балл.

- Не выполняет - 0 баллов.

Серия II. Обследование моторики

Исследование двигательных проб, требующих слуховой и зрительной дифференциации, распределения внимания, активной работы памяти, организации движений руки, ориентировка в пространстве и времени позволит в дальнейшем, например, избежать оптической и аграмматической форм дисграфии.

Таблица 4 - Обследование общей моторики

Прием

Содержание задания

- Исследование двигательной памяти, переключаемости, самоконтроля при выполнении проб

- Повторить любые движения

- Повторить движения за исключением одного запретного

- Исследование статической координации

Стоять с закрытыми глазами:

- стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой ,руки вытянуты вперед(5 сек);

- на правой ноге, затем на левой (5сек)

-Исследование пространственной организации

- Прыжки на правой ноге, на левой, попеременно, затем попрыгать на двух ногах.

- Обойти кабинет вокруг и вернуться, например, в правый угол и наоборот.

- Поймать брошенный мяч правой рукой, затем левой

-Исследование ритмического рисунка

- Отстучать за взрослым ритмический рисунок( …- ; -..-; --.)

- Сначала взрослый ударяет определенный ритм музыки, затем ребенок повторяет

Оценка:

- Норма - 3 балла.

- Незначительно нарушены координация, ритм движений, моторно неловок - 2 балла .

- Движения выполняются неверно, с напряжением, грубыми ошибками при выполнении всех проб - 1 балл.

- При выполнении неловок, падает, пространственно дезориентирован, путает право - лево - 0 баллов.

Обследование произвольной моторики пальцев рук

Все задания сначала проводятся по показу, а затем по словесной инструкции.

Выполнять под счет:

- Пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз).

- Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз).

- Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь.

- Попеременно соединить все пальцы рук с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеими руками одновременно.

- На обеих руках одновременно показать 2 и 3 пальцы («ушки»), 2 и 5 пальцы («рожки») (5-6 раз).

- Выполнять пробу «Кулак - ребро - ладонь» ведущей рукой.

Оценка:

- Норма, сохранность функций, уверенное пользование ведущей рукой, темп и координация не нарушены - 3 балла.

- Недостаточность мелкой моторики, неполный объем движений, незначительные нарушения темпа, координации, переключаемости движений - 2 балла.

- Моторная ограниченность, неуверенность в выборе ведущей руки, переключаемость нарушена - 1 балл.

- Все пробы выполняются с грубыми нарушениями - 0 баллов.

Серия III. Обследование артикуляционного аппарата

У детей с врожденными дефектами в анатомическом строении органов речи (расщелины, нарушения в строении зубочелюстной дуги, языка) неправильно развивается и функционирует язык, нарушается двигательная функция губ, челюсти. В результате возникает стойкое нарушение звукового произношения (отсутствие, искажение, замены звуков). Исследование необходимо проводить, чтобы выявить предпосылки фонематической дисграфии.

Исследование мимической мускулатуры

Начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения, характер линии губ и плотность их смыкания, имеются ли насильственные движения мимической мускулатуры.

Таблица 5

Прием

Содержание задания

- Исследование объема и качества движения мышц лба

- Нахмурить брови

-Поднять брови

-Наморщить лоб

- Исследование объема и качества движений мышц глаз

-Легко сомкнуть веки

-Плотно сомкнуть века

-Закрыть правый глаз, затем левый, подмигнуть

-Исследование объема и качества движений мышц щек

- Надуть левую щеку

- Надуть правую щеку

-Надуть обе щеки одновременно

- Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз

-Удивление

-Радость

-Испуг

-Грусть

-Сердитое лицо

-Исследование символического праксиса (сначала по образцу, а затем по речевой инструкции)

-Свист

-Поцелуй

-Улыбка

-Оскал

-Плевок

-Цоканье

Оценка:

- Выполнено правильно - 3 балла.

- Правильное движение не удается или выполняется с содружественными движениями, мимическая картина поз нечеткая, смазанная - 2 балла.

- Правильное движение не удается, при выполнении поз ограниченность мимической мускулатуры, амимичность, саливация, гиперкинез, синкинезия, посинение носогубного треугольника - 1 балл.

- Выполнение мимических поз не удается совсем - 0 баллов.

Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

В ходе осмотра органов артикуляционного аппарата характеризуют особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов:

Губы: толстые, укороченные, расщелина верхней губы, послеоперационные рубцы, норма.

Зубы: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, смена молочных зубов, диастема, норма.

Прикус: ортогнотический, дистальный, медиальный, передний открытый, боковой открытый, норма.

Подъязычная уздечка: укорочена, короткая, достаточной длины, после хирургического подсечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.