Рефераты. Воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию

По мере усвоения того или иного правила рекомендуется проводить беседы на различные темы: "Почему лучше работать вместе", "Кого можно считать хорошим товарищем в строительной игре", "Почему нужно строить и играть дружно", "Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения". Эти беседы требуют активного участия дошкольников с привлечением их личного опыта. Чтобы закрепить умение вдвоем строить один объект, можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовать игры-драматизации. Предварительно напомнив содержание сказки, следует рассмотреть соответствующие иллюстрации (например, рисунки Ю. Васнецова в книгах "Ладушки", "Радуга-дуга") и обратить внимание детей на красивое оформление домиков. Это очень важно не только для данной постройки, но и для других заданий, в которых ребята могут использовать полученные знания. Например, воспитатель предлагает детям построить теремок и показать малышам инсценировку сказки: "Будем строить так, чтобы теремок получился красивый. Малыши обрадуются, они любят театр". По мере того так дошкольники усвоят правила дружной совместной стройки вдвоем, они учатся строить вчетвером более сложные объекты, чем в старшей группе: школу, магазин, гостиницу, театр и др. Все эти здания дети видели на ближайшей улице или на иллюстрациях к книгам, знают их особенности и отличия от простых домиков. Основания многоэтажных построек могут быть разные: прямоугольные, с выступами вперед с боков и без них, с аркой, квадратные и др. Ребятам достаточно возвести два-три этажа.

Воспитатель следит за тем, чтобы соблюдался уговор, правила дружной стройки, чтобы работа выполнялась по намеченному плану. Если нужно, педагог помогает определить единую высоту окон, регулировать темп строительства и т. д. Согласованная работа радует ребят, создает дружеские отношения между ними. В беседе о том, как строили, были ли во время работы хорошими товарищами, дети уже способны высказать объективные суждения, подкрепляя их конкретными примерами.

Иногда воспитатель предлагает одной подгруппе понаблюдать за строительной игрой другой подгруппы. Затем все вместе обсуждают, дружно ли строили и играли ребята. Такое наблюдение полезно проводить в том случае, когда все дети в основном усвоили правила, но подчас забывают о них или не придают им особого значения.

Особого внимания при этом требует пространственное размещение объектов и их соразмерность, определение участков работы каждой группы. В организации такой игры потребуется помощь воспитателя, так как обычно возникает много сложных вопросов. Важно, чтобы дети учились их правильно разрешать. Часто один из играющих выступает в роли главного. Задача педагога -- разъяснить ребятам, какими качествами должен обладать такой организатор, какие функции он должен выполнять. Нужно объяснить детям, что главный -- это не только организатор деятельности других, но и самый исполнительный, самый справедливый и самый доброжелательный. К этой роли следует готовить всех ребят.

При выборе темы игры старшие дошкольники должны не только высказать свое мнение, но и мотивировать его (пояснить, что, построив, например, причал, можно всем интересно играть в речной порт и как именно). Педагог раскрывает эту тему, связывает ее с будущей игрой и в своем объяснении излагает краткий план этой игры.

На формирование коллективных взаимоотношений детей большое влияние оказывают целевые экскурсии. Если, например, экскурсия совершается на теплоход или на катер, то после осмотра его и беседы с капитаном желательно показать работу экипажа. Это доставит детям много радости, и они смогут сами убедиться в том, что члены экипажа доброжелательны, помогают друг другу.

Художественная литература, давая детям примеры нравственного поведения людей в труде, помогает им осмысливать и их собственные взаимоотношения с товарищами. Например, рассказы О. Секора "Про жадную Элинку", Э. Мошковской "Пусть он сидит", Н. Калининой "Разве так играют?" и другие оставляют яркий след в памяти детей. "Ты как тот Бориска, все взял себе",-- осуждает соседа девочка во время отбора строительного материала. Важно, чтобы в результате наблюдения и чтения у детей сложилось мнение, что любая сложная работа выполняется коллективом людей в дружной и доброжелательной атмосфере. В конце года в подготовительной к школе группе полезно провести беседу на тему "Что значит вместе дружно строить и играть". Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действии, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Отсюда начинается коллективное творчество.

В процессе воспитания у детей интереса к совместной деятельности мы использовали следующие методы работы: проведение экскурсий и бесед, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Наиболее эффективным на первом этапе было наблюдение совместной деятельности взрослых. Эта работа дала возможность раскрыть перед детьми преимущество результатов совместной деятельности, показать характер совместного труда: много людей различных профессий делают одну общую работу, работают они быстро, слаженно, каждый добросовестно выполняет свои обязанности. Закрепить у детей представления о совместном труде взрослых помогло чтение художественных литературных произведений, стихотворений С. Баруздина "Кто построил этот дом", Э. Мошковской и Е. Перниковой "Как машина в кубики играет", В. Маяковского "Конь-огонь" и др. Ответы детей в беседах свидетельствовали о том, что ими осознается характер совместного труда взрослых. Так на вопрос "О чем написал В. Маяковский в своем стихотворении "Конь-огонь"? дети отвечали: "Как мальчику сделали коня-игрушку. Не один мастер делал, а их много: Художник раскрасил глаза, кузнец вбивал гвозди, столяр сделал колесики. Коня сделали разные мастера". "Как все мастерили игрушку. Они дружно все работали, каждый занимался своим делом и быстро сделали коня"

Для закрепления строительных умений и овладения наиболее элементарными способами объединения мы организовывали совместные строительные игры детей. На основе полученных представлений о характере совместного труда мы в процессе обучения детей конструированию ставили перед ними объединяющую всех цель, например, построить "Улицу". Каждый из детей индивидуально выполнял свою постройку, заранее зная, что все эти постройки делаются для одной совместной игры. Дети строили жилые дома, магазины, театры, ларьки, светофоры и т.д. для совместной игры. Здесь мы стремились дать возможность детям понять преимущество совместной стройки.

Ставили задачу по формированию устойчивого интереса к совместно деятельности, который станет мотивом, побуждающим детей к активности, осознания каждым участником своей причастности к ней, своей ответственности за общий результат, понимание зависимости его от слаженных действий всех партнеров.

Наблюдения за строящими детьми показали, что даже элементарные конструктивные задачи побуждали детей к деловому общению, в процессе которого они убеждались, что вместе смогут лучше разрешить поставленные задачи. Все это способствовало проявлению у детей взаимной вежливости, благожелательности по отношению друг к другу.

Большое внимание уделяли созданию условий для строительных игр: отвели определенное место для сооружения построек, в распоряжение детей предоставили разнообразные строительные материалы, конструкторы и мелкие игрушки для обыгрывания построек (автомобили, елочки, куклы, животные и т.д.).

Считали особенно важным обсуждать с детьми замысел игры, советоваться, как лучше распределить обязанности в стройке, привлекать внимание детей к выполнению намеченного плана действий.

У детей в процессе игры возникала необходимость в постройках, это делало игру продолжительной, привлекало большее количество детей для совместной деятельности. Согласование действий в строительных играх шло по линии использования строительного материала, сделанных построек в коллективной игре, оказания взаимопомощи.

Однако большинство детей часто забывали распределить обязанности до начала стройки, не могли поделиться строительным материалом и вовремя оказать необходимую помощь товарищу.

На втором этапе формирующего эксперимента мы способствовали накоплению у детей опыта совместной деятельности в процессе стройки на занятиях. Параллельно усложняли правила согласования совместных действий, которое состояло в объединении детей для выполнения одной постройки.

Сначала объединяли по двое детей одного и того же уровня умений согласованно действовать. Например, при постройке мостов. Когда приобрели определенные знания о совместной деятельности, умение работать вместе, объединяли их по пять человек для постройки различных вариантов зданий. Объединялись дети и по желанию. Иногда создавали группы из детей разных уровней, где были дети, имеющие довольно высокий уровень умений согласованно действовать и могли оказывать благотворное влияние на детей с более низкими уровнями, добиваясь усвоения ими правил совместной деятельности.

В процессе работы мы заботились о том, чтобы дети реализовывали свои знания о правилах совместной стройки в строительной деятельности. Наиболее эффективными приемами здесь оказались наблюдения и анализ детьми строительной деятельности товарищей, обсуждение предстоящей работы, в процессе которого дети продумывали содержание постройки, план работы и организацию совместных действий.

Приведенные выше приемы оказали заметное влияние на формирование у детей умений согласованно действовать в строительной игре. С совершенствованием мотивов деятельности у детей значительно повысился интерес к выполнению правил совместной стройки.

Второй этап формирующего эксперимента характеризовался так же закреплением опыта совместной деятельности в процессе строительной игры. Тематика игр была разнообразна: сказочный город, жилой квартал, зоопарк, морской порт и.т.д. Наблюдение за играющими детьми показало, что в строительных играх согласование действий шло по линии определения темы игры и необходимой для нее постройки, распределения обязанностей в стройке, использования строительного материала, исполнения намеченного плана, оказания взаимопомощи.

Вместе с тем, как показало наблюдение, дети часто в строительных играх не соизмеряли объем намеченной постройки с количеством участников стройки, иногда не могли договориться, во что играть, что и как строить. Например, иногда детей затруднял процесс договора, они не умели мотивировать свои предложения, с мотивами других детей не соглашались, старались настоять на своем предложении, иногда из-за отклонения их предложений даже выходили из игры.

На третьем этапе формирования согласованных действий воспитывали у детей умение самостоятельно руководствоваться правилами совместной стройки в процессе строительной деятельности.

На занятиях со строительным материалом учили детей мотивировать в обсуждении с товарищами темы и замыслы стройки, предложения в ходе стройки, оценку деятельности товарищей и своей, доводили до сознания детей, что предложение может быть принято, если сумеешь доказать перед товарищами преимущество его. Учили также соизмерять объем задуманной постройки с количеством участников стройки.

Немаловажным считали обучать детей способам делового и личностного общения, позволяющего в корректной форме, не обижая, делать замечания товарищам, а отстаивая свое мнение, не прибегать к резким недоброжелательным суждениям, не проявлять упрямства, принимать советы участников, уступая их желаниям.

Необходимость разъяснения способов согласования действий, мнений возникает уже в период распределения будущей деятельности. Так, прежде чем предложить детям начать выполнение избранного дела, им разъясняли:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.