Рефераты. Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

67. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.

68. Яковлев И.А. Мир психологии. М., 1999.- 340 с.

Приложение 1

Опросник

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии "Жизнь замечательных людей".

2. Взрослых детей раздражает забота старших.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю "Современные ритмы".

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все родителям прощал, если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую , словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.

26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему мои одноклассники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему

Приложение 2

Адаптированный вариант опросника.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги о хороших и добрых людях.

2. Взрослым детям не очень нравится забота старших.

3. Мне нравится размышлять о том, почему везет или не везет другим людям.

4. Среди всех музыкальных передач мне нравится современная музыка

5. Если больной человек ведет себя раздражительно и часто упрекает в чем-либо окружающих - нужно терпеть, даже если они продолжаются годами.

6.Больному человеку можно помочь даже словом.

7.когда два человека ругаются, не стоит вмешиваться.

8.Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.

9. Когда я слушаю грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачиваются слезы.

10. когда мои родители в плохом настроении, у меня тоже портится настроение .

11. когда меня критикуют, я не обращаю внимание.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все прощаю родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю или узнаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся детей, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. Я привожу домой бездомных собак и кошек.

23. Все люди озлоблены без причины.

24. Глядя на постороннего человека, мне интересно поразмышлять о том, как он живет.

25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.

26. младшие по возрасту ходят за мной по пятам.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев школьное неприятное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему мои одноклассники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я не хочу это слушать, перевожу разговор на другую тему.

Приложение 3

Урок. Постижение художественного образа "Лунной сонаты" Людвига ван Бетховена

ЦЕЛИ УРОКА:

· активизировать слуховую и эмоциональную зоны восприятия информации;

· развивать навыки музыкального образного мышления;

· формировать умение работать в диалоге с учителем;

· развивать навыки формирования собственной точки зрения и умения либо утверждаться в ее правоте, либо отказываться от нее в результате нахождения убедительных аргументов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

· учебный аспект:

o развитие навыков понимания смыслов образного языка музыки;

o развитие навыков слухового восприятия информации;

o развитие навыков поведения в момент эмоционального восприятия информации;

o развитие навыков "перевода" внутренних представлений музыкальных образов на язык слов, расширение активного словарного поля;

· познавательный аспект:

o познакомиться с композитором Людвигом Ван Бетховеном на пересечении его характера, судьбы и творчества через анализ художественного образа Сонаты № 14 (Лунной);

o получить представления о главном социальном противоречии, лежащем в основе французской буржуазной революции;

o создать мотивацию слушать и глубоко воспринимать другие произведения Бетховена;

o познакомиться с интерпретацией сонаты в исполнении Артура Шнабеля;

· воспитательный аспект:

o воспитывать положительное отношение к классической музыке;

o осознать значение музыки в жизни человека, как способ выразить невыразимое словами, но имеющее вполне логический смысл;

o воспитание чувства сострадания;

o актуализировать такое качество личности, как воля, показать ее силу;

· сопутствующие задачи:

o переход на глубинный уровень постижения музыки в рамках предмета

ТСО:

1. Компьютерная презентация урока

2. Аудио файлы с произведениями и фрагментами для анализа.

3. Иллюстрации

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Представление темы урока.

3. Прослушивание Сонаты № 14 Людвига Ван Бетховена

4. Дискуссия.

5. Анализ художественного образа Сонаты № 14 Людвига Ван Бетховена.

6. Итог дискуссии.

7. Выставление оценок.

8. Рефлексия.

Вступительное слово - название произведение, что такое горе в музыкальном произведении.

У. Я предлагаю вам глубже познакомиться с музыкой этого произведения по одной причине. А кстати, поднимите руку, кто знаком с этой сонатой?

(Несколько человек, учащихся музыкальной школы знакомы).

У. Это очень хорошо. Причина, по которой я предлагаю вам эту тему, заключается в том, что я сама полюбила Бетховена, когда мне было столько же лет, сколько и вам.

Идеальным уроком было бы просто приглушить свет, включить запись сонаты в исполнении Эмиля Гилельса или Святослава Рихтера и, не говоря ни слова, слушать музыку. Люди, которые стремятся к глубокому постижению музыки, так и делают, я уж не говорю о том, что в наших условиях невозможно - отправиться на концерт пианиста и, сидя в мягком, красивом бархатном кресле зала филармонии, слушать живое исполнение музыки.

Но мы сейчас с вами создадим обстановку, позволяющую впустить музыку в глубину нашего внутреннего пространства.

Давайте представим, что из соседней комнаты доносятся голоса беседующих людей, видеть их мы не можем, но слышим звуковые волны их разговора, иногда до нас доносятся отдельные слова. А может быть, это один человек беседует с самим собой. В обычной жизни такие беседы, как правило, скрыты от посторонних. И здесь, человек не догадывается, что его слышат, поэтому он открыт, ничего не скрывает от самого себя, потому что смысл этого разговора: найти ответ на вопрос "Как жить дальше".

Я предлагаю вам прослушать Лунную сонату Людвига ван Бетховена так, словно вы слушаете историю своего друга, что же он хочет вам рассказать.

У. Во время прослушивания вы можете рисовать образы, записывать слова-характеры, слова-эмоции.

У. (После прослушивания). Понравилась вам музыка? Поднимите руки, кто слышал это произведение раньше. Расскажите о своих впечатлениях. Какой этот человек? Кто он? Что он чувствует? Он - мужчина, женщина?

Д. Мужчина.

У. Старый, молодой?

Д. Среднего возраста.

У. Что с ним случилось?

Д. Не понятно. Сначала музыка была тихой и медленной, затем оживленной, наконец, стала какой-то быстрой, взволнованной.

У. Как вы думаете, главным действующим лицом в этих трех частях является один и тот же человек или каждая часть представляет другого героя?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.