Рефераты. Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

Таким образом, данная программа при творческом подходе педагога к процессу слушанья музыкальных произведений способствует развитию чувства сострадания у младших школьников.

Вывод по главе II

1) С целью выявления актуального уровня развития сострадания у младших дошкольников мы организовали констатирующий эксперимент во втором классе Проточинской СОШ. Были использованы следующие методики: структурированное интервью, методика экспресс-диагностики эмпатии.

2) По итогам констатирующего эксперимента мы определили, что способность проявления сострадания у младших школьников находится на низком уровне развития - у 60%. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше - к старикам, сверстникам и другим людям

2) Для решения этой проблемы разработана программа по развитию чувства сострадания в процессе слушанья музыки. В программу вошло 14 музыкальных занятий, фрагментов уроков. Предлагаемые музыкальные произведения доступны восприятию детей младшего школьного возраста. Особенностью программы является то, что она может быть применена в сочетании с любой программой по предмету "Музыка" во 2 и 3 классах начальной школы и представляет подборку произведений, способных вызвать сильнейший эмоциональный всплеск - катарсис в процессе слушанья музыки.

При реализации данной программы важно целенаправленно акцентировать внимание на чувствах и эмоциях, возникающих у детей в процессе слушанья музыки, на нравственных выводах, способствующих духовному обогащению.

Заключение

В данном исследовании была рассмотрена проблема о воспитании чувства сострадания у младших школьников в процессе слушанья музыки. Проблема сострадания является актуальной, так как подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, а музыкальному искусству отводят важную роль в воспитании человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека.

Изучением феномена "сострадание" занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов. В толковании понятия мы придерживаемся мнения Т.П. Гавриловой, рассматривающей сострадание как одну из форм проявления эмпатии. В ходе исследования мы уточнили, что эмпатия -- это эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает. В работе рассмотрена сущность понятий "сострадание", "эмпатия", обозначены структурные компоненты эмпатии, выявлена специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте, обосновано значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания посредством переживания катарсиса.

С целью выявления актуального уровня развития сострадания у младших дошкольников мы организовали констатирующий эксперимент во втором классе Проточинской СОШ. Выборку составили 15 учеников второго класса, среди которых 8 девочек и 7 мальчиков. Были использованы следующие методики: структурированное интервью по ситуациям, активизирующим чувство сострадания, методика экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова.

По итогам констатирующего эксперимента мы определили, что способность проявления сострадания у младших школьников находится на низком уровне развития - у 60%. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше - к старикам, сверстникам и другим людям. Для решения этой проблемы разработана программа по развитию чувства сострадания в процессе слушанья музыки.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена. Наше исследование не претендует на целостность, оригинальность, однако оно может быть продолжено в дальнейших научных разработках более высокого уровня.

Библиографический список

1. Абдулин Э.Б. Музыка в начальных классах. М., 1985.201 с.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2-е перераб. и доп.- М., 2001. 525 с.

3. Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. канд. дис. М., 1987.- 112 с.

4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1999. 214 с.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: "Просвещение" 1983. - 222 с.

6. Аристотель. Поэтика. М.: 1957. - 56 с.

7. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. М., 1999.- 125 с.

8. Аткинсон Р. Л, Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. Введение в психологию. 1998. - 435 с.

9. Банщиков В. М., Короленко Ц. П. Эмоции и воображение. М., 1975. - 65 с.

10. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1989. - 156 с.

11. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. М.: "Музыка", 1923. - 125 с.

12. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Воспр. Психол. 1988 № 4. - с.155-160.

13. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. - 280 с.

14. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

15. Вербова К. В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестн. МГУ. 1990. № 2. С. 66 - 70.

16. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. - 256 с.

17. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4. М., 1994. - 325 с.

18. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. 1975. № 2. С. 147 - 158.

19. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопр. психол. 1974. № 5. С. 107 - 114.

20. Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977. - 120 с.

21. Гамезо В.М. Домашенко И.А. Атлас по психологии: М.: 1999. - 214 с.

22. Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом.-- М., 2000. - 84 с.

23. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.-- М., 1997. - 114 с.

24. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.: 1994. - 345 с.

25. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4х тт.Т.4. С-Х. - М.: ОЛМА-Пресс, 2004. - 567 с.

26. Джрназян Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1984. - 101 с.

27. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.,1996. - 90 с.

28. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1996. - 65 с.

29. Денисова 3. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка М., 2001.

30. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб, 1997. - 75 с.

31. Из истории музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.А. Москва: "Просвещение", 1990. - 201 с.

32. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981. - 204 с.

33. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке Москва, Просвещение, 1989. - 130 с.

34. Кабалевский Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1- 3 классы Москва, Просвещение, 1980. - 45 с.

35. Карамуратова Р. Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Автореф. канд. дис. Алма-Ата, 1984. - 145 с.

36. Кириченко Е. И., Журба Л. Т. Клинико - патогенстическая дифференциация форм невропатии у детей раннего возраста. М., 1996. - 55 с.

37. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н.: Просвещение. 1984. - 204 с.

38. Кадцин Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высш. Шк., 1990. - 303 с.

39. Книга о музыке. / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М.: "Сов. композитор", 1975. - 340 с.

40. Коган М. Музыка в мире искусств // Сов. музыка, 1987 № 3. С. 66-70.

41. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки // Сов. музыка, 1956 № 5 с. 53-55.

42. Лихачев Д.С.Письма о добром и прекрасном. М.: Лига-пресс, 2001. - 125 с.

43. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. канд. дис. М., 1989. - 201 с.

44. Музыка в школе. Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва, 1975. - 126 с.

45. Новгородцева А. П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей: Дис. канд. психол. наук. М., 1989. - 107 с.

46. Обуховский К. Психология влечений человека. - М, 1972.

47. Орлов А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. С. 55 -- 58.

48. Порфирьева А.Л. Музыкальная классика и современность. М., 2002. - 100с.

49. Психология. Словарь под ред. А. Петровского, М.: Политиздат, 1990.

50. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. - М.: Музыка, 1972. - 168 с.

51. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994. - 367 с.

52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. - М., 1989. - 137 с.

53. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990. - 112 с.

54. Сарджвеладзе Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4 т. / Под общ. ред. А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассина. Т. 3. Тбилиси, 1978. С. 485 -- 490.

55. Словарь русского языка в 4-х тт.Т.4. под ред. А.П. Евгеньевой. 3-у изд.М.: Русский язык, 1985-1989. Т.4.С-Я.

56. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. канд. дис. М., 1987.

57. Телевич А.А. О воспитании чувств учащихся на уроках музыки. М.: 1968.

58. Тимохина А. В., Борисенко С. Б. Исследования эмпатических возможностей старшеклассников и учителей // Психология -- практике обучения и воспитания. Ч. I. М., 1990. С. 106 -- 111.

59. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т. I. М., 1986.

60. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.О. - Москва: Просвещение 1987. - 311 с.

61. Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М.: 2001. - 75 с.

62. Юсупов И.М. Вчуствование. Проникновение. Понимание. - Казань, 1993. - 145 с.

63. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, Татарское книжное издательство, 1991. - 213 с.

64. Юсупов И.М. Эмпатия как условие эффективного педагогического общения. //Межвузовский сборник научных трудов. /Психологические условия повышения эффективности обучения в педвузе. - М., 1992. - С. 105-115.

65. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. (Развитие нравственных оценок у школьников.)- М., 1961.

66. Якобсон П.М. Экспериментальное изучение нравственных чувств и нравственной оценки у школьников. //Вопросы психологии. 1960, № 4. - С. 23-34.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.