Рефераты. Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

В борьбу с врагом с первого дня войны вступили и советские ученые. Они конструировали, создавали новые самолеты, танки, орудия, минометы, пулеметы, автоматы, которые по своему качеству не только не уступали немецким, но и превосходили их. Такого оружия и военной техники в Красной Армии становилось все больше, и гитлеровские захватчики на себе испытали их силу и мощь.

Но советские люди - жители тех мест не склонили головы перед оккупантами. Там начали действовать партизанские отряды и бригады, в городах создавались подпольные организации. Они наносили врагу большие потери.

Как бы было ни тяжело взрослым в годы Великой Отечественной войны, они не забывали о том, что дети должны учиться, чтобы стать грамотными, настоящими гражданами Советского Союза. И даже в тех местах, где шли бои, слышны были выстрелы и взрывы, часто в полуразрушенных классах продолжались уроки.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля, И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

- Почему мы начали урок, именно, с этой песни?

Учащиеся: Песня "Священная война" является "музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны", песней - символом. Эта песня была написана в первые дни войны композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым - Кумачом.

(На экране слайд: портреты А.В. Александрова, В.И. Лебедева - Кумача.)

У. М.: - Какая песня по характеру? (Вопрос музыковедам)

Учащиеся: Мелодия песни энергичная, решительная, призывная, суровая, маршевая.

У.М.:Я попрошу всех встать и исполнить 2 куплета песни "Священная война".

А.В. Александров писал в своей статье "Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война":

(На экране слайд: слова А.В. Александрова.)

"Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения и гнева. …но у меня всё-таки оказалось могучее оружие в руках, это - песня. Песня, которая так же может разить врага. Как и любое оружие…"

"Музыка Великой Победы"

Учитель ведет повествование на фоне музыки композитора М. Таривердиева из к /ф "Семнадцать мгновений весны"

Каждый гражданин нашего Отечества считал своим долгом встать в ряды бойцов Советской Армии… Освобождая города, солдаты видели множество страшных картин виселицы, от которых стыла кровь в жилах. Одни узнавали, что враг замучил их отца или мать, другим стало известно, что родные угнаны в фашистские лагеря. Каждый советский солдат испытывал священную ненависть к фашистам, они боролись за то, чтобы. изгнать немецко-фашистских захватчиков с советской земли,

Учитель: Тонкое проникновение в психологию солдата, ушедшего по призыву Родины на фронт, чувствуется и в строчках "Песни об отце", Андрея Дементьева

Учащийся читает:

Отец, расскажи мне о прошлой войне.

Прости, что прошу тебя снова и снова,

Я знаю по ранней твоей седине,

Жизнь твоя начиналась сурово.

Отец, расскажи мне о друге своем,

Мы с ним уже больше не встретимся в мае.

Я помню, как пели мы с другом вдвоем

Военные песни притихнувшей маме.

Отец, я их знаю давно наизусть,

Те песни, что стали твоею судьбою

И, если тебе в подголоски гожусь,

Давай, мы споем эти песни с тобою.

Исполнение

Песня-реквием "Сыны России"

сл. М. Грузиновой

музыка Л. Печникова

Компьютерный шум "Биенье сердца". Все присутствующие встают. Символическая минута молчания...

У: Прошу всех сесть... Ушли солдаты в вечность, но каждой весной, в мае души солдат возвращаются в родной край, чтобы посмотреть на новое поколение…. Во имя чего ушли солдаты в вечность?

Д: Ради нашего счастливого будущего, во имя мира на земле, ради процветания родного края.

У: Но и в наступившие мирные дни воспоминания о пережитом продолжают будоражить души людей, не дают покоя. Не все еще рассказано нашими писателями о войне, не все спеты песни. Еще много неизвестных, захватывающих душу историй, они не позабудутся, и навсегда останутся в памяти народной, как остаются подвиги, перед которыми нельзя не преклоняться.

Памяти павшим, тем, кто в упорной борьбе добыл Великую Победу, посвящается эта песня "Калиновый цвет" из кинофильма "Тем, кто остается жить" (сл. Н. Гусарова, муз. В. Лебедева - исполнение.)

У: Подвиг одиннадцати Героев-городов навечно запечатлен в литературе, живописи, музыке и в названии улиц городов России: Волгоградская, Киевская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Минская, Одесская, Смоленская, Тульская, Севастопольская, Сталинградская

Документальные видеокадры "Героические сражения советского народа…." сопровождают песню

"Герои-города".

Сл. Е. Шкловского

муз. М. Протасова

1. Уходят в глубь истории года

Со славою военной, как солдаты.

Но остаются с нами даты

И вечные Герои-города.

2. Лавиной шла фашистская орда.

Но встал народ дружиною единой,

За каждый дом земли родимой

Сражались вы, герои-города!

Припев:

Москва и Ленинград,

Керчь, Новороссийск, Киев, Волгоград,

Севастополь, Минск, Одесса, Тула, Брест,

Мурманск и Смоленск.

Герои-города, Герои-города!

Мы отдаем вам честь всегда, всегда!

3. У ваших стен Героем был солдат,

Бойцами стали женщины и дети,

И вас, поэтому столетья

Зачислили в Герои-города

4. И ваша слава вечно молода

Идете вы дорогой трудовою,

Как шли когда-то трудовою

Прекрасные Герои-города!

Припев.

Припев.

Заключение.

У: Много десятилетий прошло с тех памятных дней, когда наша страна действительно в едином порыве восклицала со слезами: "Победа!". Это была истинно титаническая борьба светлых и темных сил на земле

[1] "Каждый советский человек, честно сражавшийся на фронтах Великой Отечественной войны, и напряженно работающий в тылу врага, ради победы, мирного неба нес на себе частицу света. Это множество слилось в могучий поток, победно озаривший весь мир"…

Защитникам нашего Отечества, тем, кто погиб в боях, кто живет и здравствует сейчас, скромно надевая по праздникам ордена и медали с оранжево - черной полосатой лентой - "За Победу!" - хочется с благодарностью отдать низкий поклон, поздравить Песней "Победа!" с предстоящим праздником

На экране проходят кадры документального кино "Весна победного 1945…". Звучит песня "Победа", слова В. Семернина, музыка А. Арутюнова.

Припев:

Нельзя забыть весенний этот день-Победа! Победа!

Ликующих на улицах людей - Победа! Победа!

Вы все прошли через пламя и дым,

Погибшим слава и слава живым.

Победа! Победа! Вы верили, вы знали - победим!

1. Снова мирное солнце взошло,

Салютуют сирень и каштаны.

И назло смертям и ранам,

Счастье снова в каждый дом взошло.

2.Вас огнем проверяла война

Навсегда разлучила с друзьями,

Но они сегодня с нами-

Фронтовых героем имена!

Припев.

Припев.

У: Пройдут века, совсем сравняются траншеи и противотанковые рвы, но в рассказах-былях и легендах надолго сохранятся картины тех дней и никогда не померкнет образ воина-победителя, удивившего весь мир своим мужеством и благородством, любовью к родной земле и верностью долгу".

Анализ урока:

Мероприятие прошло хорошо, дети слушали исполнение песен войны, подпевали, плакали. После неоднократно вспоминали данное занятие. Минус мероприятия - слишком много песен, получилось растянутым по времени.

Приложение 5

Урок. "Героическая" симфония Л.В. Бетховена. "Призыв кмужеству".

Структура урока:

1)Прослушивание темы "Траурного марша" прозвучала сначала вне связи с симфонией, как отдельное произведение.

Сможете дать название этому произведению?

. Самостоятельное это произведение или нет?

Что ему может предшествовать или каким может быть его продолжение?

Какие чувства вызывает у вас эта музыка? О чем она?

Можно предложить им проследить, как развиваются, меняются мелодия, лад, характер звуковедения (плавно, подчеркнуто, отрывисто), фразировка, регистры и др. В этом определенную помощь окажет им ориентация на нотную запись, предложенную в учебнике.

2)Слово учителя о симфонии.

Слово учителя

Появлению замысла Третьей симфонии предшествовали трагические события в жизни композитора. На Бетховена обрушивается страшное несчастье-- наступление глухоты. Первое время он скрывает свою болезнь от окружающих, избегает общества, пытается лечиться. По совету врачей он уезжает в Гейлигенштадт-- уединенное место недалеко от Вены… Но поняв, что надежды на выздоровление нет, он погружается в пучину отчаяния; мысли о смерти не покидают его.

В октябре 1802г. Он пишет завещание своим братьям, получившее название Гейлигенштадтского завещания. Безмерные страдания великого музыканта раскрыты в нем с потрясающей драматической силой.

Однако именно в этот страшный для художника момент… рождается идея Третьей симфонии, и начинается душевный перелом, знаменующий возвращение Бетховена к жизни и творчеству. Произведение это отразило увлечение молодого композитора идеалами Французской революции и Наполеоном, который олицетворял в его сознании образ истинно народного героя. Недаром композитор использовал в финале симфонии тему своего балета "Творения Прометея", ведь персонаж знаменитого античного мифа Прометей тоже был его любимейшим героем.

Закончив в1804г. симфонию, Бетховен назвал ее"Буонапарте". Но вскоре Вены достигла весть о том, что Наполеон изменил делу революции и провозгласил себя императором. Узнав об этом, композитор дал симфонии новое название-- "Героическая". С Третьей симфонии началась как бы новая эра в истории мирового симфонизма. Немецкий исследователь П.Беккер пишет, что в этом произведении "силу воли, величие смерти, творческую мощь он (Бетховен.--Е.Г.) соединяет воедино и из этого творит свою поэму о всем великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.