Рефераты. Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

Сопереживание формируется у ребёнка на способности подражания взрослому. Подражание обеспечивает социальное развитие личности и представляет собой по своей сущности и природе социально обусловленную деятельность индивида, состоящую в отражении действительности. Причём подражание имеет и более ранние, простые формы - инстинктивные. В.В. Зеньковский, анализируя работы 3. Фрейда, С. Бека, В. Штерна и других авторов, пишет о проявлениях сострадания у детей в очень раннем возрасте[42, C.146-148]. Автор указывает на то, что учёные выявили случаи проявления сострадания не только к людям, но к животным, куклам, растениям, образцам людей или животных в картинках или рассказах.

Такого рода проявления на ранних этапах жизни ребёнка могут быть только следствием самых простых форм подражания, имеющих, безусловно, рефлекторную природу. Подражание как отражение примера детерминировано социальными воздействиями и особенностями самого примера. В этом плане нам представляется весьма убедительным выделение сопереживания, сострадания у младших дошкольников как более импульсивной, неосознаваемой и центрированной на "себе" форме эмпатии, при которой другой человек выступает лишь как источник для собственных переживаний личности.

Выделяют два вида эмпатии - гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние являются переживаниями зависти).

В младшем школьном возрасте, особенно во второй его половине, проявляются оба вида эмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться; если сострадает, может поделиться самым дорогим для себя.

Девятилетний ребенок уже способен воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями.

Некоторые дети младшего школьного возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то же время будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другому или ее отсутствие являются устойчивыми примерно у половины детей младшего школьного возраста. Остальные дети составляют очень сложную подгруппу с нестабильными проявлениями эмоциональной отзывчивости.

Первые десять лет жизни ребенка особенно благоприятны для развития его эмоциональной сферы и образного мышления. Из-за сложности самой природы эмоций направленное воздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями, причем эффект эмоционального научения оказывается значительно менее стойким, чем приобретенные моторные и сенсорные навыки.

При воспитании нравственных чувств средствами искусства особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир произведения искусства. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у детей симпатию. Отождествление себя с такими персонажами является одним из социально-психологических механизмов воздействия искусства на личность. Его следствием является рождение новых чувств у учащихся, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров.

Таким образом, сострадание, эмпатия - важнейший компонент в структуре положительного эмоционального отношения ребёнка к другим людям, помогающий не только понимать и эмоционально отзываться на переживания другого, но и на этом основании оказывать ему реальное содействие; на эмпатии строится привязанность ребёнка к другому лицу. Однако в младшем школьном возрасте сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причём ярко проявляются сострадательные эмоции к животным и меньше - к сверстникам и другим людям.

1.3 Значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания

Слушанье музыки - целенаправленный процесс восприятия и осознания музыкального произведения.

Существуют определённые условия, педагогические приёмы и методы, способствующие эффективному формированию эмпатии, развитию сострадания у детей, одним из таких средств является искусство.

Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет социальную воспитательную функцию.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а "социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде"[50, с.31].

Музыкальное искусство через общение, диалог "втягивает" растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену. В процессе общения с музыкальным произведением возрастает духовность и взаимопонимание людей. Музыка рождает гармоническое единство, ее внутренний мир пробуждает в человеке наиболее высокие и тонкие чувства, которые выступают стимулом к изменению как в целом своей жизни, так и сиюминутных порывов. Встреча космической музыки с тонким эмоциональным миром человеческой души рождает красоту и доброту отношений.

"Музыка переносит нас из сферы видимости - в сферу чувств, из области предметных образов - в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая "жизнь души", интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл" [56,с. 54].

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. Итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духово восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор[12, с.155].

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношение, переживание героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать "музыкальной живописью", "рисуются" великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б.В.Асафьева, музыка - "образно-звуковое отображение действительности"[1, с.7]. В ней слышится живая речь - взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

В процессе постижения музыкального произведения сострадание развивается через явление катарсиса. Катарсис (греч. katharsis -- очищение), термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания[49, с.76]. Восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души.

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом "безвредную радость". Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов ("Поэтика", глава VI), ввиду полного отсутствия всяких его разъяснении, вызвало появление литературы о том, как следует понимать здесь катарсис[6, с.44]. Г. Э. Лессинг истолковывал его этически, нем. ученые 19 в. Я. Бернайс -- по образцу медицинского очищения (т. е. облегчения), Э. Целлер -- чисто эстетически и т.д. В учении австрийского врача и психолога З. Фрейда термин "Катарсис" употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии, обозначив им высвобождение энергии подавленных аффектов посредством вспоминания и вербализации вытесненного переживания. Как психологическое понятие оно до сих пор используется относительно широко.

Аристотель подчеркивал, что самым значимым элементом восприятия музыкальных произведений и трагедий, является необычайно сильное переживание, названное им катарсисом.

Проблемой эмоциональных переживаний, возникающих в процессе созидания и восприятия художественных произведений, указывали самые крупные исследователи: Лессинг, Л.Н. Толстой и др.

Основную главу своей "Психологии искусства" Л.С. Выготский посвящает проблеме катарсиса. Он предложил новое понимание катарсиса как явления двустороннего, синтезирующего эстетический и психологический аспекты[17, с. 106]. Используя аристотелевский термин, Выготский пишет: "несмотря на неопределенность его содержания и несмотря на явный отказ от попытки уяснить себе его значение в аристотелевском тексте, мы все же полагаем, что никакой другой термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому катарсису, то есть к сложному превращению чувств"[17, с.112].

"Мы могли бы сказать, что основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства. Благодаря этому разряду чрезвычайно задерживается и подавляется внешняя моторная сторона аффекта, и нам начинает казаться, что мы переживаем только призрачные чувства. На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.