Мнения детей могут разделиться: одни могут говорить, что эти картины не связаны между собой общей идеей, другие - что это происходит с одним и тем же человеком.
У. Пожалуйста, поднимите руки, кто поддерживает ту и другую позицию (по очереди). Хорошо, давайте послушаем аргументы в пользу обеих точек зрения.
Аргументируют, как могут.
У. Хорошо. Чтобы выяснить кто же прав, необходимо во всем этом разобраться.
Чтобы поглубже понять, что происходит в этой сонате, пригласим музыковедов. Они изучили всю биографию композитора, сопоставили факты биографии с творчеством и обнаружили отражение жизненных переживаний композитора в его произведениях.
Соната посвящена Джульетта Гвичарди и теперь навеки связана с этим именем и предшествующими ей событиями.
Представьте только: он - известный музыкант, композитор, его знает вся Вена, его принимают в аристократических салонах и аплодируют именитые вельможи. Она - юная девушка, берет у него уроки музыки, нежное создание. Как это часто случается, учитель влюбляется в свою прекрасную ученицу и, чувствуя ответное чувство с ее стороны, предлагает ей руку и сердце. А она? Отказывает ему!!! А принимает предложение совершенно бездарного сочинителя музыки, некого графчика…
А теперь еще раз вслушайтесь в первые звуки сонаты: действие происходит днем или ночью?
У. Да, ночь, никакого света. Ночь - неЯсность. Мучительные поиски ответа на вопрос. Какой, по-вашему?
Д. Почему?
У. Конечно, золотые вы мои: если вслушаться в самую первую интонацию вопроса, можно услышать по-русски: "По-че-му?" или, "Как же так?". Но на немецком языке это звучит "varum? (варум)" и "wie so? (ви зо)". Не правда ли, нет совпадения в речевой и музыкальной интонациях. Но у Бетховена своя лексика - музыкальная. Послушайте фрагмент части ранее сочиненной сонаты №12, под названием marsh funebre. Читаем: "Marcia funebre sulla morte d'un Eroe", т.е. похоронный марш на смерть героя. Вот откуда пришла интонация первой части сонаты и совершенно очевидно, что она означает. Что?
Д. ….
У. Да, образ гибели и крушения не самого героя, но всех его надежд. Но, поскольку герой жив, он переживает крушение своих надежд и мучительно ищет ответ на вопрос: "почему?" Вопрос этот проходит через всю ткань I части сонаты, каково состояние этого человека, задающего свой вопрос?
Давайте, я поиграю вам сонату, и мы будем подыскивать слова, соответствующие эмоциональному состоянию вопроса:
Фрагмент1. - что вы почувствовали, каковы чувства героя?
Небольшое вступление - переборы звуков минорного трезвучия. Интонация голоса стала очень тихой, печальной.
Наконец, в верхнем голосе возникает интонация вопроса, нижний голос - сдерживает душевные порывы. Есть голос души, которая рвется к своей мечте, стремится к достижению желаемого, и есть голос разума, голос мудрости, голос жизненного опыта, который советует обуздать чувства, чтобы выжить.
Вначале вопрос звучит благородно и спокойно.
Фрагмент 2. - что вы почувствовали, каковы чувства героя?
Во втором эпизоде в вопросе появляется боль, душевные страдания. Словно человек обращается к своей судьбе: "ну почему, почему так получается у меня?". Краски мрачнеют: чувства движутся от печали к горестному состоянию.
Фрагмент 3. - что вы почувствовали, каковы чувства героя?
В третьем эпизоде вопрос звучит в самой высокой позиции: такое чувство, что человек дотягивается до своей мечты, но не может ее достать даже кончиками пальцев и срывается вниз.
Фрагмент 4. - что вы почувствовали, каковы чувства героя?
Здесь мелодия разрушается - мы слышим, что человеку слов не хватает, он вообще не может говорить, он плачет тихо очень на низких звуках, т.е. глубоко-глубоко в раненом сердце своем, как могут плакать мужчины. В этом плаче нет обиды, просто невыносимая боль.
- Как вы думаете, человек, в первой части справился со своим горем?
Д. Похоже нет. Он рассказал только о своем горе. Да и не всем, а самому себе.
У. Диалог не привел к ясности. Внутренний конфликт не разрешился.
А как вы понимаете его горе?
Вторая часть. Фрагмент 6.
Как вы думаете, чей музыкальный портрет здесь представлен?
Д. Можно предположить, что это образ той самой девушки.
У. Согласна. Зачем Бетховен представляет нам образ той, которая его так ранила? Не лучше ли было бы вычеркнуть его из сердца, забыть?
Д. Надо показать, какая она красивая.
У. Это верно. Но обратите внимание, во второй части есть маленькая середина, которая многое объясняет. Послушайте, пожалуйста.
Вторая часть. Фрагмент 7.
Нет ли здесь еще одного портрета?
Д. Да это же сам Бетховен…
Во второй части композитор отстраняется от своего переживания и можно сказать, холодно исследует причину своего стресса. Возможен ли союз таких разных людей, как он и Джульетта?
Д. ...
У. Можно предположить, что композитор на уровне представления вполне допускает, что союз между этими людьми возможен вполне. Если такие понятия как "свобода, равенство, братство - не пустые слова". По крайней мере, если бы только Джульетта мыслила также…
Но Бетховен - аналитик, реалист, а не мечтатель и понимает все очень глубоко и правильно.
Она прелестна, это правда. Но если она предпочитает ему пустого человека, но графа, значит, любви настоящей нет.
И логика неумолимо приводит его к следующей мысли: "как я мог позволить обмануть самого себя?" Ведь я знаю это общество, как никто другой. Как я мог поверить!" Логика его размышлений приводит к новому чувству. Какому?
Д. …
У. Ярости. На кого?
Д. На самого себя.
Фрагмент 9.
У. На самого себя. Так гневаться на себя мог только Бетховен. Беспощадно, с насмешками и издевками.
Фрагмент 10.
Финал сонаты - это избавление от страданий через самобичевание - своеобразное раскаяние, своего рода покаяние.
Как вы думаете, почему в следующем фрагменте музыка как бы застревает на одном месте, словно долбит по одному и тому же месту?
Такое впечатление, что Бетховен "лупит" себя от всего сердца: он же Бетховен! Теперь внутренний голос души становится голосом беспощадной воли. На слайде "Зло надо вырвать с корнем, беспощадно, "невзирая на лица".
И Бетховен показывает, на что способна человеческая воля. Финал завершается волей к жизни, деятельности. Конфликт исчерпан. О нем остался рубец на сердце и память, овеянная грустью.
У. А как могла бы, по-вашему, закончиться эта история?
У. Я предлагаю рассказать вам о своих чувствах по поводу урока. Ваше отношение к композитору, его несчастной истории и музыкальному произведению.
Рассказывают.
У. Поднимите руки те, кто обязательно отправится на концерт, если увидит на афише: Людвиг Ван Бетховен?
У. Я хочу сказать, что наблюдала весь урок за вами и видела, как вы слушали музыку, как серьезно отнеслись к предложенным заданиям. Вы хорошо поработали, и потому урок получился интересным, и я говорю вам: Спасибо за урок!
Анализ урока:
В самом начале урока удалось создать соответствующую обстановку, настроить детей на восприятие музыкального произведения. Дети слушали внимательно, однако сначала на вопросы отвечали нерешительно. Это вполне объяснимо, поскольку соната является непростым для восприятия произведением в данном возрасте. Однако общее настроение все уловили верное. После того, как познакомились с историей создания сонаты, работа пошла активнее, при работе с фрагментами дети высказывали интересные, глубокие рассуждения о сонате, о своих чувствах и эмоциях.
В результат цель урока достигнута, детям удалось проникнуться настроением сонаты, на словах передать свои чувства и размышления.
Еще приведу несколько рассуждений ребят о "Лунной сонате" Л.Бетховена:
"Я думаю, что эта музыка обладает глубокими чувствами. Она проникает в меня, задевая каждую струну моей души" (Саша Г).
"По-моему, эта соната рассказывает о том моменте в жизни композитора, когда любовь поступила сурово с ним. Он огорчен. Но надеется, что все пройдет и он встретит еще человека, с которым будет счастлив" (Вика К.).
Приложение 4
Урок. Внеклассное мероприятие "Песни военных лет"
Внеклассное мероприятие - концерт ко дню Победы - разучивание и исполнение песен, старшеклассники поют для младших классов.
Песни В. Соловьего-Седого на слова А.Чуркина "Вечер на рейде" и А.Александрова на слова В.Лебедева-Кумача "Священная война". Свиридов "Под насыпью, во рву некошеном" и др.
1. Беседа о героическом подвиге нашего народа, о том, какой ценой завоёвана Победа.
Учитель: Начало Великой Отечественной войны для нашей страны оказалось чрезвычайно тяжелым. На рассвете 22 июня 1941 г. германские войска, поддержанные армиями Румынии, Венгрии, Финляндии и Италии, вероломно вторглись на территорию СССР. Это был невиданный по силе удар, нанесенный агрессорами.
Исполнение песни - Звучит песня "Священная война" (Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).
Началась Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей. В развернувшемся гигантском сражении с обеих сторон участвовало до 10 млн. человек. Фашисты планировали в короткий срок полностью ликвидировать Советский Союз, а на его территории создать четыре рейхскомиссариата, как германские провинции. Москву, Ленинград, Киев и ряд других крупных городов предусматривалось вообще взорвать либо затопить. То есть ставилась задача уничтожения гражданского населения.
Они хотели поработить, закабалить русских, украинцев, белорусов, казахов, узбеков, другие народы Советского Союза и беспрепятственно использовать богатства наших земель, чтобы у этих народов не было своих ученых, инженеров, писателей, поэтов, чтобы дети забывали родной язык и учили только немецкий, чтобы они кончали только начальные школы и дальше не учились.
Советские люди понимали, что в войне с гитлеровской Германией дело шло о жизни и смерти Советского государства, о настоящем и будущем их самих, их детей, внуков и правнуков. Поэтому, несмотря на тяжелейшие испытания, они все как один выступили на защиту своей Родины. Кто мог держать в руках оружие, шли в Красную Армию, на корабли Военно-морского флота, воевали с врагом на всех фронтах. На заводах и фабриках, которые делали оружие, снаряды, мины и пули для фронта, изготовляли самолеты, танки и пушки, вместе с другими мужчинами работали женщины и девушки. Часто к заводским станкам становились подростки и дети. Чтобы легче им работалось, и они могли дотянуться до нужных им механизмов, им под ноги подставляли деревянные ящики.
На заводах и фабриках, у доменных печей, у станков взрослые и дети работали по двенадцать - четырнадцать часов в сутки, часто и засыпали там после окончания работы. Они понимали, что их труд -- это вклад в победу над фашистскими захватчиками.
Чтобы дать хлеб воинам-фронтовикам, рабочим, инженерам и техникам, чтобы не оставались голодными семьи, оставшиеся без кормильцев, напрягая все силы, трудились колхозники, рабочие совхозов. В основном на полях работали женщины, подростки и дети. Когда не хватало техники, пахали землю с помощью лошадей, а иногда и сами впрягались в плуги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13