Рефераты. Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

По результатам структурированной беседы мы определили процентное соотношение распределения детей по степени сострадания:

Высокая степень проявления сострадания - 25%;

Средняя степень проявления сострадания - 15%;

Низкая степень проявления сострадания - 60%.

Рис.1. Результаты беседы

Следует отметить, что наиболее высокие результаты были получены по шкале проявления сострадания к животным, чуть меньше по шкалам: проявление сострадания к родным, к героям художественных произведений. Полученные данные во многом соответствуют возрастным особенностям развития, в данном возрасте высока степень эгоистичного поведения, а потому проявление сострадания к сверстникам, знакомым и незнакомым людям имеет низкую степень сформированности. Однако в целом по выборке преобладает низкая степень проявления сострадания.

Таблица 3. Результаты экспресс-диагностики эмпатии

шкалы

№ уч.

Эмпатия с родителями

Эмпатия с животными

Эмпатия со стариками

Эмпатия с детьми

Эмпатия с героями художественных произведений

Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми

Общий балл

Вика К.

2

4

1

2

3

1

13

Саша Г.

4

4

1

3

4

1

17

Оля Д.

3

4

3

3

3

1

17

Никита К.

4

4

2

2

3

0

15

Петя Р.

1

3

1

1

2

0

8

Саша Д.

5

3

3

2

3

2

18

Вова П.

5

3

4

2

2

5

21

Витя М.

4

2

2

3

4

4

19

Ира Е.

4

4

2

3

4

4

21

Галя Ф.

2

2

4

4

2

1

15

Полина Я.

3

1

2

4

2

1

13

Игорь З.

4

5

4

4

5

3

25

Света И.

4

5

4

4

5

2

24

Наташа Б.

4

4

0

3

1

1

13

Яна Р.

3

3

1

0

0

1

8

Рейтинг шкал

48

47

33

40

43

27

По результатам методики экспресс-диагностики эмпатии мы определили:

Высокая степень эмпатии -10%;

Средняя степень - 20%;

Ниже среднего - 60%;

Низкая - 10%;

Очень низкая - 0.

Рис.2. Результаты диагностики эмпатии.

В рейтинге наиболее высоких результатов по шкалам наблюдается примерно равнозначное распределение баллов, однако самые низкие показатели выявлены по шкалам: эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми и эмпатия со стариками. Данные показатели совпадают с результатами беседы по ситуациям.

По шкале лжи получены следующие данные:

Рис.3. Шкала лжи

Таким образом, в целом полученные результаты являются достоверными, респонденты откровенно отвечали на вопросы, недостоверные данные получены в результате желания выглядеть лучше в глазах опрашиваемого.

Итак, проанализировав результаты по обеим методикам, мы пришли к выводу, что актуальный уровень сформированности сострадания у младших школьников находится на низком уровне развития - 60%. При воспитании нравственной сферы личности необходимо уделять особое внимание развитию чувства сострадания, способности проявлять эмпатию не только по отношению к родным и близким, но и ко всему окружению. Для решения этой проблемы разработана программа по развитию чувства сострадания в процессе слушанья музыки.

2.3 Программа музыкальных мероприятий, ориентированных на воспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте

Программа по воспитанию чувства сострадания через музыку составлена на основе программы " Музыка" для 1 - 4 классов в соответствии с основными положениями художественно - педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и "Примерными программами начального общего образования", а также учебно - методическим комплектом (авторы: Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С Шмагина) - Москва. Просвещение, 2005. На изучение курса " Музыка" выделено 34 часа.

В данной программе представлены фрагменты уроков, а также внеклассные мероприятия, направленные на развитие чувства сострадания.

Цель программы - определение музыкальных произведений, способствующих развитию чувства сострадания в младшем школьном возрасте.

Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни.

При слушании музыкальных произведений, отражающих сильные и глубокие переживания, младшие школьники способны испытать сильнейшие эмоции, достигнуть катарсиса, который духовно обогащает человека.

При выборе произведений, доступных понимаю младших школьников, мы руководствовались следующим: это должны быть не только произведения, для детей, но и довольно сложные высокохудожественные творения. Самое главное - это верно преподнести произведение, настроить ребенка на восприятие прекрасного, на переосмысление услышанного на основе доступного ребенку жизненного опыта и развития духовно-нравственной сферы.

Успех музыкального развития и воспитания детей средствами музыки зависит не от личности педагога, от использования им методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего - от качества используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народная музыка, которые способствуют достижению необычайно сильных переживаний, которые, другими словами, Аристотель назвал "катарсисом".

Наша современная жизнь сделала слушание музыки доступным для всех. Она звучит не менее половины радиовремени с раннего утра до поздней ночи. На телевидении музыкой сопровождается едва ли не любая немузыкальная передача. И как часто вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в нейтральный, практически не воспринимаемый шум. Сейчас учащиеся практически не слышат настоящей, серьезной музыки, которая трогала бы их сердца и души. Их привлекает в большинстве лишь музыка низкопробная, рассчитанная на человека с низкой культурой. И такая музыка звучит практически везде. Современной массовой школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.

Восприятие музыки у младших школьников синкретично: в органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластические впечатления. Столь многообразны и задатки школьников. Психологические особенности данного возраста: высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы эмоциональная отзывчивость обуславливает преобладание в этом возрасте художественного типа сознания, поэтому дети от природы склонны к способности яркого проявления эмоций. И важно не упустить эту благоприятную возможность для нравственного развития, так как компенсировать пробел в этой и в позднем возрасте не всегда возможно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.