Рефераты. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов. Исходя из количества баллов, определили симптомокомплексы семейной ситуации.

Р. Бернс и С. Кауфман выделяют 5 симптомокомплексов: благоприятная семейная ситуация; тревожность; конфликтность в семье; чувство неполноценности в семейной ситуации; враждебность в семейной ситуации (Приложение Е.).

К высокому уровню родительских отношений мы отнесли рисунки, где ребенку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка сам ребенок в окружении родителей, изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребенка улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. К среднему уровню родительских отношений отнесли те рисунки, где отсутствует кто-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта). К низкому уровню родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребенка (ремень), запуганное выражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке темных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям через прорисовку таких деталей, как разведенные руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков детей показал, что из 15 семей к высокому уровню семейных отношений можно отнести только 2 (13 %) семьи (07, 09.). Подробное описание КРС рассмотрим на примере семьи 07. На основании рисунка семьи 07 видно, что ученица в семье занимает значимое место, отношения в семье тоже значимы, Ребенок изображает себя, сестру и родителей веселыми и счастливыми, все линии четко прорисованы, использовано множество ярких цветов. На рисунке четко прослеживается общая деятельность семьи (проведение субботника в своем дворе). Все это свидетельствует о благополучии в семейных отношениях. Девочке комфортно и уютно в этой семье. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 9 (60%) семей (01, 02, 03, 05, 06, 08, 11, 13, 14). К среднему уровню семейных отношений мы отнесли рисунки, где отсутствует кто-либо из членов семи, прослеживается наличие беспокойства, ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела. В качестве примера рассмотрим рисунок семьи 02. Ребенок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются кроме автора рисунка (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Все это говорит о том, что ребенку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню семейных отношений мы отнесли 4 (27%) семьи (04, 10, 12, 15) Как правило, такие рисунки детей говорят о чувстве отверженности, неполноценности, тревожности, также проявляется агрессия. Используется темные цвета, присутствует штриховка. Рассмотрим в качестве примера рисунок семьи 12. На рисунке автор изобразил свою семью достаточно далеко друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого папа занимает достаточно агрессивную позицию, руки раскинуты в стороны, пальцы длинные подчеркнутые. Изображены угрожающие предметы. Анализируя этот рисунок можно понять, что ребенок не удовлетворен своим положением в семье и отношением к нему родителей. После того, как дети нарисовали семью, им было предложено ответить на ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить индивидуальны причины, вызывающие у детей проблемы в семейных отношениях: это физическое наказание, неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей), общение с детьми на повышенных тонах, супружеские конфликты. Результаты теста "рисунок семьи" представлены в виде диаграммы:

Рисунок 1 - Уровень семейных отношений

Полученные результаты КРС на основании интерпретации симптомокомплексов подробно представлены в приложении Ж.

Для того чтобы представить общую картину результатов, мы разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 33,3% (семья 03, 07, 09, 13, 15) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа - это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 26,7 % (семьи 02, 06, 08, 10).

III группа - это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 40% от общего количества (семьи 01, 04, 05, 11, 12, 14).

Полученные данные можно наглядно представить в виде диаграммы:

Рисунок 2 - Основные симптомокомплексы рисунка семьи

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по I симптомокомплексу - благоприятная семейная ситуация - 7,4 баллов, затем идет II симптомокомплекс - тревожность 5,6 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,3 балла; V - враждебность - 1,2 балла. Данные наглядно представлены в виде диаграммы:

Рисунок 3 - Симптомокомплексы по КРС

Таким образом, на основании формальных и содержательных особенностей КРС можно сделать выводы, что наряду с благоприятной семейной ситуацией, у детей проявляется тревожность, тесно связанная с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, с семейным воспитанием.

Далее нами изучались особенности взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.

Данное направление проводилось с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:

1 - доброта, 2 - согласие, 3 - теплота, 4 - готовность прийти на помощь, 5 - сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:1 - несогласие, 2 - равнодушие, 3 - частые конфликты, 4 - отсутствие сотрудничества, 5 - холодность.

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель - сумма - может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка). Подробное описание по каждой семье представлено в приложении К.

Таким образом, у 53 % (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 40 % (03, 04, 07, 09, 13, 15) семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные. У 7 % (10) семей взаимоотношения негативные.

Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы:

Рисунок 7 - Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту.

Сравнив результаты тестов, мы наглядно представили данные в виде сводной таблицы, в которую ввели данные проведенных тестов:

Код семьи

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

Тр.

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

Но.

1

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

где:

Тр. - это тревожность, проявляемая ребенком в семье;

Но. - это неадекватное отношение родителей к ребенку;

1 - наличие признака;

0 - отсутствие признака.

По данной таблице видно, что 80 % показатели совпадают. Исходя из этого, можно сделать вывод, что взаимоотношения родителей играют немаловажную роль в воспитании ребенка.

На основании проведенного теста - опросника удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) мы определили у супругов уровни удовлетворенности браком.

Следовательно, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

7 % семей (06) - абсолютно неблагополучные,

13 % семей (02, 08) - неблагополучные,

27 % семей (05, 07,14,11) - скорее неблагополучные,

27 % семей (01, 04, 10, 12) - переходные,

13 % семей (13, 09)- скорее благополучные,

13 % семей (15, 03) - благополучные,

0 % семей - абсолютно благополучные.

Наглядно результаты тестирования представлены в виде диаграммы:

Рисунок 5 - удовлетворённость браком

Полученные данные при проведении диалогического опросника межличностных отношений супругов (ДОМОС) были использованы при разработке социально-педагогической помощи.

На основании проведенного опросника АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера нами были выявлены следующие нарушения семейного воспитания:

1. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: 1) гиперпротекция (чрезмерная) - шкала Г+; 47 % семей (02, 06, 08, 10, 11, 13, 15): 2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г-; 53 % семей (01, 03, 04, 05, 07, 09, 12, 14)

2. Степень удовлетворения потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных: 1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала У+; 60% семей (03, 05, 07, 09,11, 12, 13, 15); 2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению "потребностей" ребенка) - шкала У- 40 % семей (01, 02, 04, 06, 08, 10, 14).

3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:1) чрезмерность требований-обязанностей шкала Т+ составляет 33 % семей (03, 07,09, 13, 15); 2) недостаточность требований-обязанностей шкала Т- составляет 67% семей (01, 02, 04, 05, 06, 08, 10,11,12,14); 3) чрезмерность требований-запретов З+ составляет 47 % семей (01, 03, 07, 09, 11,13, 15); 4) недостаточность требований-запретов шкала З- составляет 53 % семей (02, 04, 05, 06, 08, 10 ,12,14); 5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - шкала С+ составляет 60 % семей (01,02, 03, 05, 07, 09, 12, 13, 15); 6) минимальность санкций - упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний - шкала С- составляет 40 % семей (04, 06, 08, 10, 11, 14).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.