В теоретической части нашего исследования были рассмотрены научно-практические подходы к исследованию проблем супружеских взаимоотношений как социально-педагогического фактора воспитания ребенка в семье.
Для выявления влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье и для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений нами были использованы две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение супружеских взаимоотношений со стороны ребёнка в семье. Для определения влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, нами были использованы следующие методы исследования для подростков:
- тестирование: 1. Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС), который предоставляет информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка /15, с.333/. 2.Анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.
Вторая группа методов направлена на выявление супружеских отношений со стороны супругов. В ходе исследования супругов нами были использованы следующие методы: беседа, анкетирование, тестирование: Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко); Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС), Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллера.
Данные методики просты в применении, а также позволяют выявить влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание.
Тест позволяет выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения. Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаши и ластик. Инструкция испытуемому: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи, и ты были чем-то заняты ". Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение, соотношение людей на рисунке, качество изображений: размеры, штриховка, красочность, положение объектов на листе и т.д. /22, с.68/.
- Тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко). Данный тест - опросник удовлетворенности браком предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования - рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. (Приложение Б.)
- Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС). Этот опросник позволяет определить возможность оказать социально-педагогическую помощь семье. (Приложение В.)
- Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. (Приложение Г.).В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: 1) гиперпротекция (чрезмерная) - шкала Г+; 2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г-;
2. Степень удовлетворения потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных: 1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала У+; 2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению "потребностей" ребенка) - шкала У-.
3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний: 1)чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма - шкала Т+; 2) недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу - шкала Т-; 3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации - шкала З+; 4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера - шкала З-; 5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - шкала С+; 6) минимальность санкций - упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний - шкала С-;
4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, - шкала Н.
Примечание: + чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания; - недостаточная выраженность; ± при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания. Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т-, З-, С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У ±, Т ±, З+, С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психоастеническом), сенситивным, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение (Г±, У-, Т±, З±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу "Золушки". Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, З-, С±). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
Причины неправильного воспитания различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем: а) расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ); б) предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК); в) воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН); г) фобия утраты ребенка (шкала ФУ); д) неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ); е) сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкала ПЖМ - предпочтение женских качеств, шкала ПМК - предпочтение мужских качеств): ж) проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК); з) вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК).
Результаты проведённого тестирования позволили нам сделать следующие выводы.
Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены
следующие факторы:
1. Типовые состояние семьи: эмоциональный комфорт; тревожность; эмоционально - психологический дискомфорт и нервно - психические напряжение.
2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
3. Особенности семейного воспитания:
- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; поощряют любимые занятия ребенка).
- родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.
- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
- родители видят недостатки в воспитании своих детей.
4. Недостатки семейного воспитания.
5. Причины недостатков.
Первая часть практической работы по изучению характера
супружеских взаимоотношений в семье проводилась с подростками с помощью следующих методов: изучение состава семьи; беседа; тест КРС (кинетический рисунок семьи); анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.
Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей подросткового возраста.
Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст). Полученные данные оформили в виде таблицы (Приложение Д.)
Общий анализ данных выглядит следующим образом:
1. 100% из 15 семей имеют полный состав.
2. По количеству детей: 13,3 % (семьи 03, 07) имеют 2 детей; 86,7% (семьи 01, 02, 04, 05, 06, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15) имеют 1 ребенка.
С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана.
Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:
1) Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?
2) Где работают и учатся члены семьи?
3) Как в семье распределяются домашние обязанности?
Анализ рисунков семьи осуществлялся по следующим показателям: наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослым, эмоциональное напряжение и дистанция, дискомфорт, наличие враждебности по отношению к взрослым, межличностные отношения в семье. На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24