Приложение Б. Тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин,
Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
Приложение В. Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС)
Приложение Г. Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера
Приложение Д. Сводная таблица данных о семье
Приложение Е. Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)
Приложение Ж. Результаты КРС
Приложение К. Результаты методики семейного взаимоотношения детей и взрослых в быту
Приложение Л. Социально-педагогическая помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияние на семейное воспитание
Приложение М. Статистическая и математическая обработка данных по критерию Т - Вилкоксона
Семья поставлена сегодня в тяжелые экономические условия, расшатывающие и нравственные устои. Все больше встречается беспризорных детей, брошенных родителями, бездомных бродяг. Отсюда в последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института.
Супружеские отношения являются одним из главных факторов влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обуславливают стиль воспитания, а также характер системы отношений "родитель-ребенок".
В данной работе мы попытались определить теоретические основы влияния супружеских взаимоотношений в семье, разработать и реализовать программу социально-педагогической помощи в их формировании и коррекции.
Цель работы - определить теоретические основы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье и разработать формы и методы социально-педагогической помощи в их формировании и коррекции.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Определить роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании;
2) Исследовать научные и практические подходы к изучению проблемы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание;
3) Эмпирическим путем выявить влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание.
4) Разработать и реализовать программу социально-педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семье.
Объектом нашего исследования является воспитание ребенка в семье.
Предметом - влияние супружеских взаимоотношений в семье на семейное воспитание.
В рамках работы была выдвинута следующая гипотеза:
Если оказывать социально-педагогическую помощь родителям в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений, то это окажет положительное влияние на семейное воспитание, а именно изменится отношение к воспитанию ребенка в семье, улучшиться семейная атмосфера, снизится уровень тревожности, ребенок будет чувствовать себя комфортно в семье.
Теоретической основой исследования являются следующие положения: стадии супружеских взаимоотношений В. Зацепина, причины семейных конфликтов В. Сысенко, супружеские роли Т.С. Яценко и супружеские роли К. Киркпатрика, теоретические основы семьи и брака С.И. Голода, психология семейных отношений С. В. Ковалева, теории воспитания детей Й. Лангместера и З. Матейчика, влияние семейного воспитания на возникновение детских неврозов А.И. Захарова, анализ семейных отношений Э.Г. Эйдемиллера, особенности семейного воспитания Г.Т. Хоментаускауса.
Методы и методики исследования:
- Анализ теоретических подходов к проблеме супружеских взаимоотношений;
- Диагностические методы: (Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) /69, с.843/; Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС) /69, с.852/; Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллера; Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС), который предоставляет информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка /38, с.333/; наблюдение, анкетирование);
- Обобщение социально-педагогического опыта;
- Методы обработки данных и графическое представление результатов;
- Эксперимент.
Экспериментальная база исследования - МОУ "Новогеоргиевская СОШ" Шимановского района, Амурской области. Выборку составило 15 семей учащихся 7-го и 8-го классов.
Структура дипломной работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложение.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности социального педагога с семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений /23, с.114/.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24