Рефераты. Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников

Определенно то же самое относится и к демонстрации насилия в кино. Чрезвычайно агрессивный фильм не спровоцирует усиливаю-щие агрессию мысли и моторные реакции, если зрители расценива-ют экранные драки, стрельбу и убийства как злодеяния. Но в боль-шинстве подобных фильмов изображаемая агрессия не осуждается. В этом отношении показательны добрые старые вестерны. В этих фильмах никогда не показывают, что кто-то серьезно пострадал в драке или от пули. Персонажи просто падают, но публика не полу-чает напоминания о смерти и уничтожении, которые несет с собой оружие.

Конечно, в современном жестоком фильме нам почти наверняка покажут тела с кровоточащими рваными ранами от пуль и ножей, но даже в этом случае к концу картины зрители все же приходят к выводу, что для изображенного насилия по большей части имелись достаточные основания. Сколь бы кровожадным ни был фильм, в конечном счете в нем заложена идея о том, что жестокость можно полностью оправдать.

Иногда зрители отожде-ствляют себя с теле- и киногероями, что также влияет на силу их впечатлений от увиденного на экране. Отождествляя себя с одним из персонажей, они, по сути, воображают себя этим человеком. Как следствие, люди эмоционально реагируют на все, что бы ни случи-лось с «их» персонажем. Если герой -- мужчина, который вступает и борьбу, они думают, что вместе с ним дерутся и стреляют в экран-ных врагов. Поскольку они представляют себя агрессивными, в них легко активизируется широкий спектр агрессивных идей и склонно-стей. Эксперимент Жака-Филиппа Лейенса и Стива Пикуса (Jacques-Philippe & Steve Picus) продемонстрировал, что агрессия усилива-ется, когда зрители отождествляют себя с киноагрессором. Испыту-емых, студентов университета Мэдисона, штат Висконсин, попросили представить себя одним из двух боксеров в короткой схватке за приз (персонажем, который в итоге побеждает). После того как ис-пытуемые видели, что их герой в фильме избивает соперника, они сами наказывали ранее провоцировавшего их человека более строго, чем наказали бы его в иной ситуации. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 259

Итак, наблюдаемая агрессия -- в голове самого очевидца. Только если люди толкуют увиденное как агрессию, данное событие активи-зирует связанные с агрессией идеи и стимулирует их к проявлению агрессии.

§2. Опасность СМИ для школьников

Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия явля-ется в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения подростков. Что скрывается за притяга-тельностью кровожадности и зверского насилия для детей, и ка-кие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? Мы подойдем к рассмотрению этих вопросов с учетом психических процессов, важных для перехода из детского во взрослое состоя-ние. При этом мы сделаем особый акцент на насилии и садизме в отношении женщин, стоящих на переднем плане в большинстве фильмов подобного жанра.

По сюжетам видеофильмов ужасов и насилия в банды и дру-гие группировки обычно объединяются только мужчины. Жен-щины, будучи героическими персонажами, выступают лишь в роли борцов-одиночек, имея при этом за своей спиной поддерж-ку мужчины - супергероя (например, фильмы «Скромная Блэз», «Лилиана -- девушка из дикого леса», «Три ангела на острове смерти» и т. д.) Одним из редких исключений является фильм ужасов «День матери», в котором доминирующую роль играет насилие со стороны группы молодых девушек. Эта картина по результатам опроса популярности видеофильмов ужасов и наси-лия оказалась единственной лентой, названной девушками.

Еще в 1956 году в книге «Юность в опасности» американский социолог Роберт Гендриксон писал: «Же-стокость и садизм, небывалый рост преступлений с применением насилия, юный возраст преступников -- все это говорит, что мы стоим перед сложнейшей проблемой нашего времени. Все эти кричащие факты преступности несовершеннолетних требуют, чтобы мы хоть сейчас направили все наши усилия на ее искоре-нение, иначе этот «девятый вал» захлестнет наших сы-новей и дочерей». «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 40

Характерен и такой эпизод: в последние годы на телевизионных экранах стал весьма популярным сюжет «киднэппинга» т. е. кражи детей с последующим требованием выкупа. Вскоре заработала линия «связи»: телевидение -- правонарушения несовершеннолетних. Участились случаи, когда старшие подростки крали де-тей и требовали выкупа у родителей. Нередко такие случаи заканчивались трагически.

Однажды полиции удалось напасть на след убийцы ше-стилетнего школьника Иокомидзо Масатоси. Преступ-ником оказался 16-летний парень без определенных за-нятий. При допросе он заявил, что насмотрелся телеви-зионных постановок и фильмов о похищении детей и решил сам похитить мальчика, чтобы потребовать за-тем за него выкуп. Однако мальчик сопротивлялся и плакал. Тогда похититель убил его. Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 111

По мнению Фредерика Уэртхэма и всех, кто разделяет его взгляды, средства массовой коммуникации не явля-ются, конечно, главной причиной резкого подъема на-силия среди несовершеннолетних. «Однако без учета этого фактора, -- пишет он, -- мы не поймем природы данного социального и психологического явления. Пра-вильный анализ влияния современных средств массо-вой коммуникации (и в первую очередь кино и телеви-дения) на психологию человека может помочь нам справиться с теми взрывами насилия, которые в своей совокупности представляют «эпидемию чумы» в миро-вом масштабе». «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 42

В результате клинического изучения 200 детей Ф. Уэртхэм пришел к выводу, что пока насилия, жесто-кости и садизма оказывают самое губительное влияние на молодых людей, которые в процессе «социализации» становятся все более и более «теленаправленными» (teledirected), т. е. характеризуются враждебностью к окружающим, жестокостью и бесчувственностью. Американский психиатр утверждает, что снижение сопро-тивляемости ко всему этому у детей прямо пропорцио-нально количеству передач с насилием, которые смот-рят дети.

Таким образом, средства массовой коммуникации «по-могают сформировать и закрепить в сознании подрост-ка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. А это в свою очередь не мо-жет не увеличивать числа тех молодых людей, которые не только восхищаются насилием, но и даже обожеств-ляют его.

Однако некоторые исследователи Ф. С. Махов, Л. Берковиц и др. утверждают, что по-каз насилия на экранах телевизоров действует благо-приятно на психику ребенка, так как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабля-ет его агрессивные инстинкты, выполняя функции сво-еобразных «предохранительных клапанов».

С целью проверки этой теории проводился такой экспе-римент: группа студентов, доведенная предварительно до агрессивного состояния, была разделена на две час-ти. Одной половине был показан фильм, рассказывающий о матче боксеров-профессионалов, другая полови-на смотрела видовой фильм без единой сцены насилия. После этого все участники эксперимента подверглись проверке с помощью тестов. Оказалось, что первая группа стала настроена менее агрессивно, чем вторая. Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 112

Американский психолог Сеймор Фешбах, проводивший данный опыт, объяснил это явление своеобразным «выходом» агрессивности, «переносом» ее на другой объ-ект. Несмотря на то, что другие подобные эксперимен-ты (в частности, с детьми) опровергают гипотезу С. Фешбаха, у последнего немало сторонников.

По мнению социолога Джеймса Хэллорана, отрицатель-ное воздействие «жестоких передач» имеет место лишь тогда, когда они наслаиваются, накладываются на соот-ветствующий личный жизненный опыт зрителя, т. е. когда происходит «совпадение» этих передач с соответ-ствующим жизненным опытом зрителя. А поскольку у детей подобный опыт отсутствует, то они воспринима-ют элементы насилия и даже смерть как нечто нере-альное, сказочное, подобно тому, как они воспринимают то, что Серый Волк проглатывает Красную Шапочку. Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 113

Данную точку зрения поддерживают многие социаль-ные психологи. Так, Джузеппе Kаталано к статье «Ра-бы голубого джина»» пишет, что «телевидение гипноти-зирует и порабощает линии тех детей, которые уже предрасположены к этому и не обладают необходимой защитной реакцией». «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 44

Существует и третья группа, которая пытается «синте-зировать» точки зрения двух первых. Так, признавая тот факт, что «показ насилия в больших дозах, не явля-ясь главным фактором в формировании преступных на-клонностей, все же усиливает возможность того, что кто-то из зрителей будет вести себя более агрессивно в оп-ределенной ситуации», американские социологи Л. Берковиц и А. Бэндура не согласны полностью с теорией Хэллорана. Они считают, что «телемодели» могут быть восприняты подростком в качестве эталона поведения столь же эффективно, как и реальные модели, так как некоторые подростки с одинаковым успехом копируют как реальных гангстеров, так и их «киномодели». Одна-ко, по их мнению, агрессивность, насилие (как формы подражания и «теленаправленности») могут иметь мес-то у ребенка лишь тогда, когда, он находится в состоя-нии «фрустрации», т. е. в тех случаях, когда имеет ме-сто так называемая аккумуляция агрессивности.

«Мне нравилось, когда по телевидению кого-либо уби-вали», -- это слова 15-летнего мальчугана. А произнес он их на судебном процессе. Его судили за то, что он задушил маленькую девочку. Задушил «играючи». Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 114

Комментируя этот факт, западногерманский журна-лист Герман Зильбер пишет: «Войны и террор, казни и изнасилования, уличные драки и похищения, захваты самолетов и убийства -- все эти события, ставшие дей-ствительностью для взрослых, превратились в сюжеты детских игр. Дети не всегда могут отличить развлече-ние от действительности, и играют они вполне серьез-но: 13-.летний мальчик и огрубление банка и при этом перерезал горло своему «заложнику». Ф. С. Махов «США: молодежь и преступность». М., 1972г. - с. 114

Поблизости от Ганновера три ребенка стреляли из лу-ков по «пленным» маленьким детям, почти два часа подряд до крови избивали их, а потом заявили, что это «доставило им удовольствие». «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 45

Две 14-летние девочки в Кевеларе (Нижний Рейн) по-сле просмотра по телевидению детективного фильма «Увеселительная прогулка» играли на чердаке и уду-шили там 7-летнего мальчика. «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 46

После просмотра... Эти два слова фигурируют во всех судебных делах.

Иногда жертвами становятся сами юные зрители. Так, в феврале 1978 года из окна седьмого этажа в Брукли-не (Нью-Йорк) выбросился ребенок. Это не было само-убийством. Впечатлительный мальчик решил повто-рить подвиги своего любимого героя-супермена.

Но чаще жертвами «телевизионного подстрекательст-ва» становятся посторонние. В Бостоне (США) было за-держано шесть подростков, совершивших зверское преступление. Они напали на женщину, которая несла канистру с бензином, заставили ее облить себя бензи-ном и чиркнули зажигалкой. Женщина скончалась, а юные убийцы рассказывали в полиции, что накануне смотрели по телевидению боевик, в котором группа не-совершеннолетних издевалась над беззащитной жерт-вой и потом сожгла ее. Фильм им понравился. «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». Минск, 1996г. - с. 46

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.