Рефераты. Влияние средств массовой информации на развитие агрессивности школьников

В то время как фрустрация и наказание за проявление зависимого поведения могут интенсифицировать, хотя и вре-менно, попытки ребенка получить вознаграждение за зави-симое поведение, они также могут вызвать состояние тре-воги по поводу зависимости и, таким образом, в этом плане конфликтную ситуацию. Степень проявления у ребенка на данный момент времени зависимого поведения является, следовательно, функцией как силы мотивации зависимости и привычек, так и уровня тревожности по поводу зави-симости. Действительно, при условии строгого наказания тревожность может быть так сильна, что будет в состоянии затормозить почти все открытые проявления зависимости.

Таким образом, хотя в детстве и имеет место положительный перенос зависимости, во многих важных вопросах большинство под-ростков обычно остаются зависимыми от родителей, обра-щаясь к ним за советом, помощью и моральной поддерж-кой. Если подросток сохраняет зависимость в отношениях с родителями и другими взрослыми, к которым он всегда мо-жет обратиться в случае нужды, он с большей увереннос-тью может проявить инициативу в делах, в которых у него нет опыта и, таким образом, обретает большую уверенность к себе и самостоятельность. С другой стороны, если он не может рассчитывать на поддержку, это может помешать ему установить зависимые отношения даже со сверстниками.

Глава 2. Агрессия в сфере массовой информации.

§1. Роль Масс - медиа в жизни подростка.

В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ранжированный ряд видов их времяпрепровождения мы попытались выстроить на основе выводов социологов Цымбаленко С. Б., Шарикова А. В., Щеглова С. Н. и др., а также наших собственных исследований.

Так, смотреть телевизор в среднем предпочитают 76,6% учащихся старших классов, слушать магнитофон, плеер - 69,6%, проводить время с друзьями - 67,4%, смотреть видеозаписи - 51,7%, читать книги 45,1%, общаться в кружке, секции, в другом молодежном объединении - 39,2%, читать газеты и журналы - 37,1%, общаться по телефону - 34,8%, общаться со своей девочкой или своим мальчиком - 27,4%, играть в компьютерные игры - 21,3%, проводить время с родителями и другими взрослыми - 19,4%, ходить в театры, на концерты, в музеи - 8,2%, обмениваться информацией по компьютерной сети - 4,7%, путешествовать по компьютерной сети - 3,1%. Романенко Н. М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками»/ Романенко Н. М. //Педагогика. - 2003г. - №4. - с. 46-48

Приоритеты в выборе той или иной формы досуга не совпадают у жителей мегаполиса, небольшого города или села, но телевидение - почти у всех на первом месте. Являясь доминирующим досуговым компонентом, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками и юношеством, ведь для этого возрастного периода характерны интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, ее социализация.

Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидение называют «окном в мир» и «ящиком для дураков», средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя , источником просвещения и одновременно отупления.

Действительно, функции телевидения далеко неоднозначны. С одной стороны, оно расширяет общую информированность граждан, углубляет их знания. Способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре, искусству, литературе. Праву, формирует нравственные оценки. С другой - обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно - личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору.

Чем же оно является для современных подростков - добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Какие факторы могут способствовать позитивному взаимодействию формирующейся личности со столь сложным феноменом в современной жизни общества?

Обратимся, прежде всего, к психологическому аспекту поставленной проблемы: механизмам выбора, восприятия и освоения личностью информации. Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями человека, а говоря обобщенно - его личностными установками. В самом общем виде положение было сформулировано более 20 лет назад Д. и М. Райли, которые ут-верждали, что в условиях свободного вы-бора человек, сознает он это или нет, предпочитает обычно то, что ему хочется услышать или увидеть, в чем он надеется найти подтверждение своих ожидании. Романенко Н. М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками»/ Романенко Н. М. //Педагогика. - 2003г. - №4. - с. 46-48 Кроме такого "резонансного" вос-приятия срабатывает некий барьер, обу-словленный сложившимися убеждениями человека, уровнем его духовности, который гасит интерес к информации, "не дотягивающей" до этой планки. Аналогичным образом он и воспринимает, интерпретиру-ет полученные сведения, преобразовывая, "перекраивая" их под себя.

Вопрос об избирательном отношении подростков к информации в силу несформированности их убеждений несколько иной и может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, многое зависит от степени привлекательности формы подачи материала, способов организации воздействия на зрителя ( и в этом смысле очень преуспело американское телевидение, широко и интенсивно использующее все приемы манипулирования сознанием и поведением своей аудитории). С другой - от группового (семья, сверстники) опосредования личностного восприятия или диктата моды. Кроме того, механизм восприятия и освоения телеинформации подростками сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного воспитания: скажем, в семье ребенок воспринимает не вербализованные воспитательные формулы родителя, а модель его реального поведения.

Указанный способ воздействия ТВ представляет собой явление глубоко неоднозначное: его положительные стороны связаны с процессами социализации индиви-да, эффективными способами передачи социального опыта; отрицательные касаются же возможностей манипулирования сознанием, навязывания тех или иных сте-реотипов мышления и поведения. Здесь возникает проблема поиска своего рода «противоядия» против подобного манипули-рования. Основой такого «противоядия» является воспитание и духовное развитие личности.

Специфика восприятия и освоения школьником информации в огромной сте-пени зависит or той среды, того круга общения и того социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит его взаимодействие с информационным каналом. Кроме того, сам акт восприятия нередко сопровождается интенсивным межличностным общением по поводу воспри-нимаемою материала, чем в значительной мере определяется механизм его усвоения.

Социальное окружение индивида, воспринявшее поведенческие образцы и определенные стереотипы мышления, содержащиеся в массовой информации, становятся для него как бы дополнительным, «вторичным» источником этой информации. При этом в данном случае многие ее компоненты поступают к индивиду уже в виде своеобразных культурных норм. Они могут восприниматься либо как неотъемлемые свойства социальной среды и вообще не осознаваться актуально в каждом конкретном случае, либо осмысляться в качестве культурных образцов - эталонов, подкрепленных тем или иным авторитетом.

Широкая общественность сомневается, что увиденное на экране действует не только на психически больных людей, но все же счита-ет, что следует ограничить возможное вредное влияние телевидения и кино для одной категории зрителей -- детей. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 239 Высказываются опа-сения, что кино и телевидение учат детей тому, что агрессия выгодна, а применение насилия -- прекрасный способ добиться цели.

В 80-е гг. началась острая полемика по вопросу о том, насколько велико влияние экранной жестокости на среднего телезрителя. С экранов телевизоров на нас обрушивается ничуть не меньше стрельбы, драк и убийств, чем трид-цать лет назад. В этом параграфе мы покажем, что иногда воспроизведение сцен наси-лия в средствах массовой информации действительно увеличивает вероятность последующего проявления агрессии как со стороны де-тей и сравнительно нормальных взрослых людей, так и со стороны тех, кто эмоционально неуравновешен. Вы также увидите, что это вероятное усиление агрессии может быть обусловлено как времен-ным влиянием, так и более постоянным научением. Хотя со време-нем принцип составления ТВ-программ не изменился, а большинство исследований медиа-эффектов подверглось критике, исследователям человеческого поведения удалось немало узнать о возможных по-следствиях демонстрации жестокости в кино и по телевидению.

Весь обзор можно условно разделить на две части. Первая часть будет посвящена немедленным или относительно кратковременным эффектам от изображения изнасилований и убийств в средствах массовой инфор-мации, начиная с преступлений-имитаций. Этой начальной теме мы уделяем много внимания, чтобы подчеркнуть два главных момента: во-первых, СМИ, просто сообщая новости или стремясь развлечь, могут иметь более обширное влияние на социальную агрессию, чем принято думать. Во-вторых, некоторые из психологических процес-сов, усиливающих агрессивные реакции на художественные фильмы, имеют место в случаях преступлений-имитаций. Основное внимание фокусируется на вопросе, при каких условиях сце-ны насилия на телевидении с большей вероятностью могут усили-вать агрессию. Во второй части будут рассматриваться долгосроч-ные последствия частых просмотров сцен насилия, которыми нас перекармливает телевидение.

В фильме «Таксист» главный герой, выйдя из себя, заявляет ма-лолетней проститутке, что, если она откажет ему, он убьет одного из политиков. Эта сцена может побудить какого-нибудь легковозбуди-мого человека на самом деле застрелить известного политика. В марте 1981 года, вскоре после просмотра этого фильма, Джон Хинкли покушался на убийство президента Рональда Рейгана и ранил его -- так он пытался завоевать любовь женщины. Позже следова-тели обнаружили в гостиничном номере Хинкли письмо, адресован-ное актрисе Джоди Фостер, сыгравшей в фильме проститутку. По-тенциальный убийца, очевидно безумно влюбленный в мисс Фостер, писал, что ради нее готов убить президента Рейгана. Средства мас-совой информации и специалисты-психиатры высказали предполо-жение, что Хинкли действовал в соответствии с фантазией, навеян-ной этим фильмом. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 238

Может ли насилие, показанное на кино- или телеэкранах, дей-ствительно провоцировать агрессию? Допустим, Джон Хинкли под-ражал герою из фильма «Таксист». Тогда возникает другой вопрос: подобные фильмы влияют только на психически неуравновешенных людей и лиц с крайне агрессивным характером или вид драки может побудить даже сравнительно нормальных людей становиться агрес-сивнее, чем обычно?

Дело Джона Хинкли -- наглядный пример того, как изощренно и глубоко средства массовой информации могут влиять на уровень агрессивности современного общества. Не только его попытка убить президента Рейгана была явно спровоцирована фильмом, но и само это покушение, которое широко освещалось в прессе, по радио и те-левидению, вероятно, побудило других людей копировать его агрес-сию.

Именно такой рост имел место шестью годами ранее, в сентябре 1975 года, после того как Линетт Фромме пыталась застрелить пре-зидента Джеральда Форда. Согласно статистике, представленной секретной службой, в первые три недели после покушения в адрес президента Форда пришло 320 угроз в сравнении с обычными 100 угрозами за такой же период времени. Естественно, каждое подоб-ное угрожающее послание требует проверки, поскольку всегда мо-жет найтись тот, кто способен реализовать свои слова. И действи-тельно, примерно через две недели после попытки Линетт Фромме в президента Форда стреляла Сара Джейн Мур. Очевидно, что по-кушения являются источником опасности для всех видных поли-тических деятелей. Хьюберт Хамфри, вице-президент во времена Линдона Джонсона и сам трижды кандидат в президенты, так про-комментировал второе покушение на жизнь президента Форда: «Встречаются люди, которые в ту минуту, когда видят такую попыт-ку или слышат о ней, по той или иной причине... хотят совершить то же самое». Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 241

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.