Большинство исследователей Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Г. Паренс и др. настаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерени-ем нападающего. Однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия -- это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям. Хотят ли нападающие главным образом причи-нить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей? Это один из главных вопросов научного исследования агрес-сии, и ученые дают на него различные ответы.
Представим себе, что мужчина взбешен каким-то замечанием сво-ей жены и в ярости наносит ей удар. Как и некоторые другие, мы предположили бы, что такое нападение вызвано в значительной мере внутренним побуждением и направлено прежде всего на то, чтобы нанести оскорбление или причинить жертве ущерб. Напротив, многие социальные ученые да и неспециалисты не ставят акцент на причинение жертве вреда, а полагают, что у агрессии могут быть со-вершенно иные цели. Муж может считать, что побоями и причине-нием страданий жене он сумеет утвердить свое доминирование над ней, приучить жену не раздражать его в следующий раз, достичь кон-троля в угрожающей ситуации и так далее.
Многие из социальных ученых Р. Бэрон, Д. Ричардсон. считают, что большинство агрес-сивных действий мотивировано не только желанием нанести вред жертве агрессии. В основном соглашаясь с тем, что агрессоры дей-ствуют расчетливо, рационально, сторонники данного подхода утвер-ждают, что нападающие имеют и другие цели, которые могут быть для них более важными, чем желание причинить ущерб своим жер-твам: желание влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью или сформировать благоприятную (предпочитаемую) идентичность. Разумеется, иногда поведение определяется одновре-менным действием различных факторов. Агрессоры могут стремить-ся добиться своего или утвердить свою власть с тем, чтобы повысить чувство собственной ценности.
Некоторые психологи, например Джеральд Паттерсон и Джеймс Тедеши, особо подчеркивают тот факт, что агрессия часто бывает ничем иным, как грубой попыткой принуждения. Нападаю-щие могут причинить ущерб своим жертвам, но, по мнению Паттерсона и Тедеши, их действия являются прежде всего попыткой повли-ять на поведение другого человека. Они могут стремиться, например, к тому, чтобы заставить других перестать делать то, что их раздра-жает. Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия». СПб., 1997г. - с. 27
Идеи Паттерсона основываются главным образом на его иссле-дованиях внутрисемейных интеракций. Психологи сравнивали интеракции в «нормальных» семьях с инте-ракциями в семьях, которые имеют проблемных детей (подростков, имеющих трудности в общении, обычно из-за своей высокой агрес-сивности). Выяснилось, что проблемные подростки располагают широким диапазоном поведенческих стратегий, используемых для того, чтобы контролировать других членов семьи. Они часто демон-стрируют негативизм и критицизм, отказываются делать то, о чем их просят, и даже при случае могут ударить братьев или сестер и дру-гих людей, стараясь заставить делать то, что им хочется. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 225
Другие теоретики Финкельхр, Джеллес и др. идут дальше, считая, что агрессия включает не только принуждение. С их точки зрения, агрессивное поведение часто бывает направлено на поддержание и усиление власти и доминирование нападающего. Агрессор может нападать на жертву, стремясь добиться выполнения своих желаний, но, как считают сторонники данного подхода, его главная цель -- ут-вердить в отношениях с жертвой собственные доминирующие пози-ции.
Данная интерпретация особенно часто встречается в литературе, посвященной проблемам насилия в семье. Сильнейшие члены се-мьи -- наиболее сильные физически или пользующиеся силой соци-ального статуса и авторитета - обычно с большей вероятностью на-падают на менее сильных членов семьи, нежели становятся их жертвами.
Следующая гипотеза ведет свое происхождение от фрустрационно-агрессивной теории, которая была впервые систематически изложена Доллардом. Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия», М., 2000г. - с. 91. В этой теории утверждается, что агрес-сивность является реакцией на ситуации фрустрации, возникшей путем научения. Эта реакция является не единствен-ной реакцией на фрустрацию, и агрессивное поведение усиливается в той мере, в какой оно помогает преодолевать фрустрацию. Агрессивные подростки испытывают более сильную фрустрацию от потребности в зависимости, чем обычные подростки. Эти фрустрации могут объяснить только способность подростка проявить агрессивность; ими одними нельзя объяснить ни уровень, ни вид агрессивности, которую мальчики проявляют в действительности.
Агрессия может слу-жить реализации других целей. Даже если агрессия всегда включает намерение причинить ущерб, это не всегда является главной целью. Агрессоры, совершая нападения на свои жертвы, могут преследовать и другие цели. Солдат хочет убить своего врага, но его намерение может проистекать из желания защитить свою собственную жизнь, может быть способом проявить патриотизм или же быть продикто-вано стремлением заслужить одобрение своих командиров и друзей. Киллер, нанятый криминальными элементами, может стремиться убить определенное лицо, но делает это с целью заработать большую сумму денег. Аналогично, члены уличных криминальных банд могут напасть на группу прохожих, появившихся в их квартале, желая показать чужакам, какие они крутые парни, которым лучше не попа-даться на пути. Разгневанный муж может поколотить свою жену с тем, чтобы утвердить свою доминирующую позицию в семье. Во всех этих случаях, хотя агрессоры имеют намерение причинить ущерб или даже убить свою жертву, оно не является их основной целью. Нападение в этих случаях является скорее средством достижения некоторой другой цели, которая для них более важна, чем причине-ние ущерба их жертве. Мысль об этой цели инициирует атаку.
Психологи обозначают действие, которое совершается для дости-жения какой-то внешней цели, а не ради удовольствия от самого дей-ствия, «инструментальным поведением». Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 33 Аналогично и агрессивное поведение, имеющее другую цель помимо причинения ущерба, назы-вается «инструментальной агрессией». «Большой психологический словарь» под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - с. 19 Утверждения о том, что чело-веческая агрессия обычно является попыткой принуждения или стремлением сохранить свою власть, доминирование или соци-альный статус, в основном расценивают большую часть агрессивных действий как проявление инструментальной агрессии.
Некоторые испытывают удовольствие оттого, что причиняют вред другим людям. Понятие эмоциональной агрессии выражает тот факт, что, совершая агрессивные действия, человек может испытывать удовольствие. Многие люди стремятся причинить кому-нибудь ущерб, когда они находятся в подавленном настроении, и, достигая своей цели, получают удовлетворение, так как избавляются от депрессии. Они могут при этом даже испытывать удовольствие и тем самым получать психологическое вознаграждение, причиняя ущерб своим жертвам (до тех пор, пока сами не начинают страдать от негативных последствий своего поведения). Подумайте о том, что это значит. Некоторые люди живут во враждебном окружении, и их часто про-воцируют. Другие люди, например многие подростки из бедных се-мей, проживающих в гетто больших городов, часто сталкиваются с невозможностью достижения целей, которые ставит перед ними об-щество. Они не уверены в ценности собственной личности и чувству-ют себя бессильными в окружающем мире, который они не могут контролировать. Порой они кипят едва скрываемым возмущением. Каковы бы ни были источники неудовольствия, возмущения, гнева людей, следует признать, что некоторые из них постоянно испытыва-ют побуждения к тому, чтобы атаковать других. Поэтому есть все основания полагать, что, атакуя других людей в подобных случаях, они имеют возможность научиться тому, что агрессия может достав-лять удовольствие. Более того, предположим, что такие агрессоры находят также, что, нападая на окружающих, можно получать и дру-гие выгоды: они могут доказать свою мужественность, продемонст-рировать, какие они сильные и значимые, завоевать статус в своей социальной группе и так далее. Достижение этих целей учит тому, что агрессия может быть вознаграждающей формой поведения. По-вторяющееся получение подобных вознаграждений за агрессивное поведение приводит их к открытию того, что агрессия сама по себе доставляет удовольствие. Независимо от того, как именно это проис-ходит, в результате некоторые люди приходят к тому, что совершают агрессивные действия ради удовольствия от причинения ущерба другим людям, а не только в целях достижения тех или иных выгод. Они могут атаковать кого-либо, даже не будучи эмоционально воз-бужденными, просто потому, что уже знают: это доставит им удо-вольствие. Если, например, они скучают или не в духе, то могут от-правиться на поиски агрессивных развлечений.
Можно предположить, что именно этим были обусловлены некоторые из про-гремевших на всю страну инцидентов, произошедших в Нью-Йорке несколько лет назад. К примеру, история о молодой женщине, кото-рая была зверски избита и изнасилована в Центральном парке Нью-Йорка в апреле 1989 года. Л. Берковиц «Агрессия: причины, последствия и контроль». СПб., 2002г. - с. 34 Банда подростков однажды вечером дви-галась через парк, нападая на каждого, кто попадался им на пути, а потом набросилась на проходившую мимо женщину. Она была из-бита столь сильно, что три недели находилась в коме.
Эти действия, несомненно, были обусловлены рядом мотивов. Во-первых, подростки, вероятно, хотели показать окружению (а может быть, и самим себе), что они крутые парни, которых следует уважать.
Однако если мы посмотрим, как они сами описывали свое поведение, то можем вполне обоснованно полагать, что оно было обусловлено также и другими побудительными факторами. Они говорили, что «разъярились», «вели себя дико и буйствовали просто, черт знает почему». Каковы бы ни были прочие мотивы нападения, совершенно очевидно, что эти подростки искали удовольствий, причиняя страда-ния другим людям. Несчастная женщина оказалась жертвой этих агрессивных побуждений.
Логично предположить, что этот вид агрессии гораздо более распро-странен, чем многие думают. Банды, совершающие агрессивные дей-ствия, связанные с насилием, атакуют других ради удовольствия, по-лучаемого от причинения боли, также как и ради достижения чувства силы, контроля, власти над другими.
Помимо выражений «инструментальная агрессия» и «эмоциональная агрессия» для обо-значения этих видов агрессии могут быть использованы и другие термины. Враждебная агрессия, аутоагрессия, альтруистическая агрессия и т. д. Но какие бы определения мы ни применяли, имеет смысл рассматривать инструментальную агрессию как относительно раци-ональную и легко понимаемую форму поведения (во всяком случае, с точки зрения выгоды агрессора), а эмоциональную -- как значи-тельно менее контролируемую сознательно.
§ 2. Основные причины возникновения агрессии.
При выборе подходящих детерминант асоциального агрессивного поведения возможны два подхода. При первом подходе одновременно исследуются все возможные пере-менные: органические, социальные, психологические и культурные. Альтернативой этому является подход, при ко-тором можно попытаться контролировать максимально воз-можное количество факторов для того, чтобы сконцентри-ровать внимание на изучении одного класса переменных. Контроль социальных факторов был эффективен в ряде ис-следований, в русле которых проводились сравнения агрессивной и неагрессивной групп индивидов, социальный уровень которых был близок. Такой подход был использо-ван Глюком, который одновременно прово-дил сопоставление групп по таким переменным, как воз-раст и общий уровень интеллекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10