Рефераты. Сетевые обучающие технологии и проблема глобализации образования

Прежде чем что-то строить, надо понять: что именно, для кого и из каких материалов. Ответить на эти вопросы, напря-мую касающиеся и российского образовательно-го портала, постарался в своем докладе директор ГосНИИ ИТТ «Информика» Александр Тихонов. Предложенная специалистами «Информики» кон-цепция создания распре-деленной системы порта-лов в сфере образования весьма заинтересовала собравшихся. Александр Николаевич сразу отметил, что эти предложения сле-дует рассматривать толь-ко как возможную основу, которая в случае одобре-ния может стать базой для будущих работ.

Прежде всего надо вы-делить те преимущества, которые дает использование системы территори-ально распределенных взаимодополняемых порталов. Оценки оте-чественных и зарубежных экспертов по этому вопросу таковы: са-мым большим преимуществом портала по сравнению с другими ресурсами специалисты назвали возможность доступа к нужной информации через единую точ-ку. Помните фантастов с их межгалактическими телепортациями сквозь космические просто-ры? Портал помогает уменьшить информационные перегрузки, представляет новое, довольно зна-чительное пространство для об-щей работы и позволяет участво-вать в образовательном процес-се, используя Интернет. В распо-ряжении сотрудников появляются различные виртуальные сервисы, а также возможность более эффективно использовать советы экспертов в самых различных областях знаний. Кроме этих основных функций в систему портала могут войти электронные биржи (для помощи в трудоустройстве), информация по профориентации школьников, игры, музыка - все те приложения, которые позволяют жителям Сети экономить время, силы, но при этом чувствовать себя весьма комфортно.

Введение системы образовательных порталов, несомненно, повлияет на эффективность процессов в самом образовании. Увеличиться «прозрачность» учебных учреждении, их инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность. Специалисты прогнозируют также снижение затрат на обучение, повышение уров-ня профессиональной подготов-ки как учащихся, так и преподавателей за счет увеличения дос-тупности информации и более активного взаимодействия с дру-гими образовательными учреж-дениями.

Портал обязан обеспечивать интеграцию образовательных приложений, баз данных, катего-ризацию информации, возмож-ность ее публикации и распрост-ранения, предоставлять пользова-телю полный и адекватный поиск. Подачу всех материалов, дальней-шее развитие ресурса, доступ к нему и обратную связь поможет обеспечить система серверов, зеркал в таких российских городах, как, например, Ростов, Ново-сибирск, Екатеринбург, Владивос-ток...

- Какие бы вопросы, связанные с использованием информацион-ных технологий в образователь-ном процессе мы ни решали - осуществление телекоммуникаци-онного доступа или составление электронных учебников, - продол-жил А.Тихонов, - в первую оче-редь надо определить: для кого это нужно? Практика доказала, что учебник, интересный его разра-ботчику, может быть совершенно непонятен ученику. Как постро-ить портал, удовлетворяющий ин-тересам самого широкого круга пользователей: школьника, студен-та, учителя, аспиранта, профессо-ра, администратора, чиновника? Для этого мы предлагаем взять за основу целостную, взаимодополняемую и территориальную распределенную систему информационных ресурсов сферы образования. Ее структура видится нам базирующейся на двух типах порталов - горизонтальных и вертикальных.

Вертикальные лучше строить по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный, естественно-научный, инженерный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный… А также некие специализированные порталы, связанные, например, с книгоизданием, единым госэкзаменом, автоматизированной системой управления образованием и так далее.

Вертикальный портал, говорят специалисты, должен содержат материалы для всех уровней: школы, начального и среднего профобразования, вузов, дополнительного и постдипломного обучения. Можно структурировать эту информацию, чтобы обеспечить преемственность при переходе пользователя от одного уровня образования к другому.

Для всех вертикальных порталов логично предусмотреть общий интерфейс, единые правила подачи и пополнения информации. А кроме рубрикатора по темам (электронное обучающее средство, справочный материал, статья, электронный вариант книги диссертации, реферата, статистических данных и т.д.) следует ввести и рубрикатор по дисциплинам. Причем вертикальные порталы разумнее размещать не на од-ном сервере. Решать, куда уста-навливать материал - в открытый или платный доступ, предстоит специалисту-модератору (или группам таковых профессиона-лов). Например, естественно-на-учный портал может иметь «до-черние предприятия» по матема-тике, физике и другим дисципли-нам, серверы которых могут на-ходиться в разных городах, под-держиваться одной или несколь-кими организациями. Все это предъявляет свои требования к коллективам, которые будут пре-тендовать на победу в конкурсе по вертикальному порталу: им предстоит сформировать сеть редакций по дисциплинам, взаимо-связанных логических серверов по направлениям.

Итак - интерфейс, правила ве-дения и пополнения для всех «вер-тикалов» будут одни. При этом вертикальные порталы в полной мере смогут пользоваться спра-вочной информацией, расположен-ной на верхнем - горизонтальном портале, задействовать его поис-ковую машину, ибо содержать хо-рошую свою - дорого и неэффек-тивно. Мало того, есть возможность кастомизации интерфейса. Гово-ря по-русски - это возможность построить индивидуальный экран для каждого пользователя в зави-симости от его потребностей.

Все необходимое для такого построения, включая защиту ин-формации, можно «занять» у «боль-шого брата», то есть горизонталь-ного портала.

Назовем его условно - «Россий-ское образование». Здесь пользо-вателю предоставят, во-первых, средства навигации по всем вер-тикальным серверам. Во-вторых, поиск информации в ресурсах Интернета, связанных с образо-ванием. По типу того, кок это уст-роено в Яндексе или Рамблере (с обязательным запросом на рус-ском языке - это довольно слож-ная, но для отдельных коллективов профессионалов вполне решае-мая проблема).

Хочу вернуться к одной из важ-нейших, на мой взгляд, интерфей-сных сервисных функций - кастомизации. Сообщив о себе, кто он - обучаемый, учитель или препо-даватель, администратор, разра-ботчик, пользователь может полу-чить «личный» экран, но котором будут регулярно появляться ново-сти его сферы интересов. А при желании можно принять участие в конструировании такого «лич-ного» экрана. Скажем, я учитель, мои родители живут в Сочи, я - в Воркуте, хочу, чтобы каждый день на экране высвечивалась погода в Сочи, маме позвонить, узнать, как у нее с давлением...

Или меня интересуют научные публикации в какой-то сфере - тогда у меня все так выстроено, что они регулярно ко мне поступают из разных ис-точников.

Вся официальная ин-формация по системе об-разования - на горизонтальном портале. Прика-зы, документы с грифом ми-нистерство, паспорта ВАКовских специальностей, стандарты высшего обра-зования, базы данных по вузам и т.д. Здесь же - ежедневный обзор прес-сы по вопросам образо-вания и самое главное: ленто новостей. Это спе-циальный обзор по серве-ром, электронным СМИ - отечественным и зарубеж-ным. А также горизонталь-ный портал «в ответе» за организацию форумов, дискуссий, видеоконферен-ций, проведение олимпиад или симпозиумов...

Естественно, что со всей этой работой в одиночку никому не справиться. Нужен консорциум.

Если говорить о платформах, на которых будут базироваться пор-талы, пока не существует одной-единственной, которая удовлетво-ряла бы всем требованиям рос-сийского образования. Как бы ни были хороши продукты Майкро-софта, IBM и других популярных фирм, все они требуют доработ-ки под наши нужды. Дело это до-рогостоящее. Например, нигде нет русского языка. Заплатить много и купить все - было бы здорово, но... придется решать вопрос по-другому.

Подвожу итог - если с нашими предложениями руководство соглашается, пора передавать ма-териалы в экспертные группы по разработке ТЗ. В течение полу-тора месяцев - максимум - они могут быть разработаны. Ведь есть серьезный задел для верти-кальных порталов по экономике, праву, социологии...

Продолжением обсуждения темы «Создание российского об-разовательного портала» стало представление главой издатель-ство «Просвещение» А. Кондако-вым образовательного ресурса www.edu.ru. К сожалению, по-пытка в полном объеме проде-монстрировать его возможности не удалась: телекоммуникацион-ные линии самого Министерства образования РФ пока оставляют желать лучшего".

Единого российского образовательного портала пока нет. Однако уже существуют и более-менее удачно действуют региональные образовательные порталы, пытающиеся объединить образовательные ресурсы одного отдельно взятого региона. Для примера можно рассмотреть портал http://www.stavedu.ru Портал хостится на базе Ставропольского узла Федеральной образовательной сети РанНет., объединяющий образовательные ресурсы Ставрополья. Портал имеет следующие разделы: 1) история, 2) вузы, 3) ссузы, 4) школы, 5) библиотеки, 6) научные объединения, 7) Северо-Кавказское отделение Академии технологических наук России, 8) новости.

В принципе, по образцу этого портала мог бы быть создан и общероссийский образовательный портал.

2.8. Необходимость стандартизации образования

и международные стандарты

2.8.1. Необходимость стандартизации образования как следствие

неотъемлемых прав и свобод личности

Говоря о российских образовательных ресурсах, мы упоминали о необходимости совместимости, т.е. - соответствия сложившимся и складывающимся стандартам представления информации. Это необходимо для "конвертируемости" российских образовательных ресурсов, для их интегрированности в мировую информационную среду. То же можно сказать и об образовании вообще. Международная "совместимость" образования, по идее, должна вытекать из неотъемлемых прав человека на труд и свободу передвижения. Т.е., образование, полученное в любой стране или образовательной системе должно признаваться (и фактически являться) действительным, действенным в любой точке земного шара. По меньшей мере, перемещение человека из страны в страну должно требовать, максимум, "привязки к местности", незначительной переквалификации в соответствие с местными условиями, но не начала образования по уже полученной специальности с нуля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.