Рефераты. Сетевые обучающие технологии и проблема глобализации образования

В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамб-леей ООН 8 сентября 2000 г., в частности, говорится: «... главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех наро-дов мира. Глобализация может обрести полностью всеохватываю-щий и справедливый характер лишь через посредство широко-масштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии».

Идея глобализации жизнеустройства (и, следовательно, образова-ния) не нова. Еще два века назад начала формироваться философия так называемого «русского космизма», яркими представителями которого стали известные литераторы и ученые: В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин, Н. Ф. Федоров Федоров Н. Ф. Собр. соч.: В 4-х тт. - М.: Изд. группа "Прогресс", 1995., В. С. Соловьев, Н. А. Умов, С. Н. Булгаков... В последнем веке минувшего тысячелетия к космистам можно смело отнести К. Э. Циолковского, В. И. Вернад-ского, А. Л. Чижевского, В. Ф. Купревича, А. К. Манеева.

Н. Ф. Федоров впервые в истории эстетических учений увидел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. А. Л. Чижевский создал теорию невероятной предсказательности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Для В. И. Вернадского Вернадский В.И. Живое вещество и ноосфера. М:, 1994. появление разума по значимости явление такого же порядка, как и возникновение жизни на Земле.

Теории глобального взаимодействия сил Космоса, разума, со-циального развития не могли не отразиться на содержании обра-зования в цивилизованных странах. В США такой мировоззрен-ческий подход получил название глобального образования. В России мы чаще встречаем словосочетания «планетарное мышле-ние», «планетарное образование».

1.2. Основные модели глобального образования

Теория глобализма не является чем-то чуждым и искусственно привнесенным на российскую почву. Ее истоки лежат в трудах выдающихся отечественных и зарубежных философов и педагогов XVII- XIX вв. Первые шаги по разработке и организационному оформлению теории глобализма относятся к началу 60-х гг. про-шлого столетия. Теория глобального образования оформилась в США и некоторых странах Западной Европы только в 70-е годы. Она стала своеобразным ответом на запросы общества, столк-нувшегося с угрозой общепланетарной трагедии.

К настоящему вре-мени наибольшую известность приобрели две модели глобального образования, авторами которых являются американские филосо-фы Р. Хенви и Боткин http://m-m.sotcom.ru/2-3/glob-obr.htm - Публикации материалов о Глобальном образовании..

Согласно взглядам Хенви, суть глобального образования состо-ит в совокупности следующих основных измерений:

* формирование непредвзятого взгляда на мир, т. е. осознание неоднородности восприятия мира;

* осознание состояния планеты;

* кросс-культурная грамотность (понимание культуры других народов);

* знание глобальной динамики;

* осознанный выбор.

По мнению этого автора, образование является одной из важней-ших основ, призванных помочь каждому человеку войти в мир, гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, соци-альном, экономическом и других уровнях современной жизни.

С моделью Хенви перекликается модель Боткина, главный те-зис которой - необходимость перехода каждого индивидуума от бессознательного приспособления к миру на позиции активной и ос-мысленной социализации, сознательного предвосхищения и личной сопричастности. При этом понятие «предвосхищение» выступает у Боткина в качестве своеобразного широкого требования успеш-ного разрешения новых, ранее не встречавшихся в жизни инди-видуума ситуаций, предвидения и прогнозирования событий и их последствий, соотнесения прошлого с настоящим и будущим, личной инициативы в определении альтернатив и принятии от-ветственности за те или иные решения. Сопричастность означает способность к активному сотрудничеству, диалогу, взаимопони-манию и сопереживанию.

Таким образом, названные выше модели глобального образо-вания не только не противоречат, но и значительно дополняют друг друга. Органически сочетая общечеловеческий и локальный аспекты, философский подход и способность к конкретным дей-ствиям, они выдвигают приоритетной задачей формирование взгляда на мир как на единое целое, как на огромную общину, в которой благополучие каждого находится в прямой зависимости от благополучия остальных.

Тенденции экономической, информационной и культурной глобализации неизмеримо усилились к концу XX в. В 90-е гг., пос-ле распада СССР и «социалистического лагеря», у многих людей стало возникать ощущение, что на место культурно-политического дуализма, поддерживавшегося разделением мира на две системы, идет политический униформизм. Многие стали задавать себе во-прос: не стоим ли мы у порога эпохи, когда будет лишь одна - ми-ровая - культура, одна - мировая - философия и одно - мировое - образование?

С одной стороны, нельзя не видеть прокладывающих себе до-рогу тенденций к унификации бытовых, этических, эстетических, образовательных стандартов, которые нацелены на решение раз-нообразных задач человеческого существования. Например, такая важная сфера деятельности, как естествознание, практически полностью универсализировалась, превратив ученых-естествоиспыта-телей в сословие действительных или потенциальных космополи-тов. Нечто подобное наблюдается в искусстве, прежде всего в му-зыке, эстраде, кинематографе.

С другой стороны, процессам глобализации и интеграции со-путствуют процессы регионализации - дезинтеграции. Например, в образовании вводится на всех уровнях обучения региональный компонент, подавляющее большинство стран имеет национальные театры и филармонии, в науке каждая страна стремится подчерк-нуть достижения отечественных ученых. Мало того, во многих европейских странах в последние годы набирает силу движение «антиглобалистов», представляющее собой конгломерат различ-ных по возрасту и занятиям людей и политических партий - анар-хистов, коммунистов, «левых» и др. Особенно ярко это проявилось летом 2001 г., когда в Генуе проходила встреча руководителей ве-дущих в экономическом развитии стран (так называемой «восьмерки»). Массовые выступления съехавшихся из разных стран «антиглобалистов» привели не только к их столкновениям с итальянской полицией, но и даже к человеческим жертвам.

В сущности, сейчас вырисовываются два понимания глобали-зации: глобализация как объективный процесс, идущий рука об руку с регионализацией и диалогом культур (две стороны едино-го внешне противоречивого явления), и глобализация как унифи-кация - процесс, навязываемый миру как якобы объективный субъективным групповым интересом транснациональных корпо-раций http://m-m.sotcom.ru/2-3/glob-obr.htm - Публикации материалов о Глобальном образовании..

Во всех высокоразвитых странах сейчас школьные эксперты заняты тем, что составляют учебные программы для «индустриа-лизации» школы. Эти планы ориентированы на школы с числом учеников не менее 2000, иначе они будут нерентабельными. Но что же тогда будет с человеком, с человеческими отношениями, с глу-бочайшим знанием - познанием человека и человеческих отно-шений?

Современная цивилизация оказывает весьма глубокое влияние именно на маленьких детей - если только родители сознательно не творят иных форм жизнедеятельности - она дает слишком много односторонних внешних впечатлений и информации, но совершенно мало импульсов для «моторики», воли и жизненных чувств. Индустриализованная школа с ее потоком информации и недостатком общения весьма способствует распространению этой опасной тенденции. Чувство отчужденности и изолированности в таких школах ощущается все острее. Учителю все чаще отводится роль «наблюдателя», «контролера», а не «творца человеческих душ».

1.3. Глобальное образование в российской школе.

Основные задачи и ориентиры

Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией об-щества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пре-небрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценнос-тей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к цело-стному восприятию мира в широком культурном контексте. Од-ним из возможных путей реализации этой задачи может стать гло-бальное образование, главной задачей которого и является формирование творческой личности, способной принимать взве-шенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувство-вать ответственность за настоящее и будущее мира.

Глобальное образование ориентируется на:

· актуализацию человека, его прав, свободы и идеалов, на ус-ловия существования и нормы взаимодействия в сообществе;

· преодоление сохраняющегося у молодежи нигилизма и не-верия, снижения интереса к образованию;

· поиски наиболее эффективных методик и технологий отбо-ра и трансляции знаний в условиях информационной рево-люции, стремительного накопления, старения и обновления знаний, резкого сокращения сроков внедрения в образова-тельную практику новейших достижений науки и техники;

· освоение качественно нового этапа ликвидации неграмотнос-ти, поскольку изменение критериев грамотности - требова-ние, кроме умения читать и писать, еще и понимать - при-вело к резкому возрастанию во всех странах мира числа функционально неграмотных;

· создание эффективно действующей системы непрерывного образования как одного из условий полноценного исполь-зования рабочей силы.

Мир, сохраняя всю гамму красок национального, становится все более единым и взаимозависимым. Можно и нужно спорить по поводу удачности самого определения «глобальное образова-ние», но продолжать спорить о необходимости максимально пол-ного учета в современной педагогической теории и практике взрывного динамизма мировых общественно-экономических про-цессов, непрерывно растущей взаимозависимости отдельных стран и народов, все более тесного взаимопроникновения их куль-тур, а также потребности готовить человека к жизни в условиях глобальных кризисов - не просто бессмысленно, но и вредно.

Целью глобального образования является преодоление:

· разделения мира на противоборствующие группировки, а также социальных, национальных и иных антагонизмов, приводящих к вооруженным конфликтам в различных реги-онах;

· разлада между человеком и природой, грозящего экологи-ческой катастрофой;

· расщепленности человеческого сознания и души.

Подобные цели предполагают интегративное обучение, осно-ванное на центральных проблемах выживания человека и сотруд-ничества различных сообществ и членов одного сообщества, а так-же развития цивилизации как совокупности частных культур. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытес-няет из достигнутого в отечественной и мировой педагогике. Оно вовсе не идеал, а лишь один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях. Можно утверждать, что оно выступает как объективно необходимое дополнение к любо-му хорошему образованию.

Таким образом, глобальное образование можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки чело-века к жизни в условиях быстро меняющегося, все более интегри-руемого мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.