Учащиеся школ, педагоги, родители могут привлекаться к уча-стию в международных, региональных, городских экологических акциях. Например, под эгидой ЮНЕСКО в Петербурге осуществ-ляются:
- школьный проект «Балтийское море», в котором учащиеся Петербурга участвуют вместе с детьми из Швеции, Дании, Финляндии;
- российско-французский проект «Нева-Сена», предполага-ющий организацию совместных лагерей и обмен опытом экологической работы двух стран.
В Санкт-Петербурге силами детей и взрослых осуществляется акция «Чистые воды Невы». Изучается микрофлора и состав заг-рязненной воды, собираются данные по другим рекам Невского бассейна. Операция «Чистый город» предполагает работу по очистке и озеленению дворов, изготовлению кормушек и домиков для птиц, заботу о домашних животных.
Прогностическая и креативная деятельность успешно может быть организована также на основе имитационного моделирова-ния. Разработаны и используются дидактические игры «Экология и мы», «Ноосфера», «Разумный глобализм», «Экологический со-вет» и др.
Воспитание в духе ненасилия предполагает формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как чле-нов единого человеческого сообщества. При этом необходима информация о том, что такое экономические, политические, со-циальные права и свободы человека. Это также подразумевает обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия от-дельных людей, носителей различных взглядов и концепций, раз-личных национальных групп, различных культур, стран. Кроме того, ставится задача помочь детям разобраться в истинных при-чинах разъединения людей в современном мире. Существенными компонентами психологии ненасилия является уважение к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны.
1.6. Проблема формирование глобального (планетарного) мышления учащихся и подходы к ее решению
Глобальное образование основано на концепции, согласно ко-торой информация о мире должна быть представлена как суще-ственная для выживания человека в сообществе людей и в природе, а формирование непредвзятого взгляда на мир зависит и от отбора фактов из разных областей знаний, и от стратегии позна-ния, от вовлеченности разнообразных ментальных процессов, обусловливающих переработку и обмен информацией.
Глобально-ориентированное мышление внедряется в школах, с одной стороны, как идеология непредубежденного восприятия мира во всей его сложности и многообразии, а с другой стороны, как когнитивно-коммуникативная технология ведения урока, от-ражающаяся в учебных планах и программах.
Наиболее известные подходы к построению учебного плана шко-лы глобальной ориентации основаны на следующих принципах:
· наличие на каждой ступени «стержневого» интегрированно-го курса, объединяющего учебные дисциплины, наполнен-ные глобальным содержанием;
· сочетание концентричности и линейности в учебных про-граммах по каждой дисциплине;
· доминанта практической эстетики в «стержневом» курсе на начальной ступени, естественных наук - на средней ступе-ни и философско-социального аспекта на старшей ступени; (упор на развитие интеллектуальных операций на всех ступенях); личностная ориентация обучения (ученик - в центре обра-зования);
· создание постепенно расширяющегося тезауруса понятий;
· обучение самовыражению через каждую из дисциплин;
· организация познания как формирование картин мира в их многообразии и единстве.
Если же планетарное мышление формируется в рамках отдель-ных курсов (например, курс «Человек и космология», разработан-ный учителем ростовской СШ № 15 Р. Т. Морозовой) http://m-m.sotcom.ru/2-3/glob-obr.htm - Публикации материалов о Глобальном образовании.
, то образо-вательные задачи могут быть несколько сужены. Обычно ставится цель дать научный комплексный анализ человека как существа социоприродного, космопланетарного, в котором в одно целое со-единены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида. При этом личность выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы, корни которой уходят в глубины Космоса.
Избрав концепцию глобального образования, школа должна ориентироваться в своем развитии на целостное познание окру-жающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество в начале XXI в.
Одним из явлений, способствующих рождению в педагогичес-кой теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связа-но зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу зем-ной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от дей-ствий каждого зависит благополучие всех.
Концепция глобального образования хорошо согласуется с иде-ей его гуманизации и экологизации. Современная экология - это образ мысли. Человек должен мыслить глобально, а действовать локально, понимая, что от дей-ствий его зависит судьба многих. Формирование экологически грамотного гражданина - одна из главных задач глобального об-разования.
В контексте реализации общих целей и задач глобального об-разования становится актуальным определение содержания ивключения системы эстетического цикла в учебный план школы. Этот процесс предполагает интеграцию трех основных направле-ний: эстетического, исторического и собственно культурологиче-ского, взаимодействие которых, с учетом возможности выхода на другие блоки дисциплин (общественных, гуманитарных, есте-ственных), позволяет обеспечить становление целостной концептуальной картины мира.
Осмысление действительности во всем многообразии ее про-явлений, рассмотрение как собственно эстетических, так и гума-нитарных, нравственных, этических, экологических и других про-блем, выявление взаимосвязи и взаимовлияния различных культурных подсистем обеспечивает глобально-ориентированный характер этих курсов.
В целом изучение предметов культурологического блока дает учащимся возможность приобщения к достижениям мировой и отечественной художественной культуры, развития их эстетиче-ского и художественного вкуса, способности ориентироваться в культурной среде современного общества, формирования пред-ставлений о многообразии и самоценности различных культур. Оно помогает детям свободно определить собственные мировоз-зренческие позиции, осуществить целенаправленную самостоя-тельную личностную ориентацию в современном мире.
1.7. Перспективы глобализации образования
На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современ-ном мире с его многочисленными политическими, экономичес-кими, экологическими, социальными и другими проблемами.
Эффективность самоидентификации личности, ее становления как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем образованности, причем под образованием понимается не просто приобретение знаний, а формирование мировоззрения, ду-ховности, повышение кросс-культурной грамотности. Перманент-ный характер социокультурных перемен, снижающий возможнос-ти традиционных форм трансляции культуры, невостребованность нравственного потенциала общества в эпоху научно-технической революции, доминирование технократических и сциентистских представлений в науке, приводящее к фрагментарному восприя-тию действительности, актуализируют поиск новой стратегии и содержания воспитания человека третьего тысячелетия Алексашина А.В. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы. С.-П., 1995.
.
Достиже-ние поставленной цели может быть осуществлено только в усло-виях формирования принципиально иной системы освоения дей-ствительности, способствующей становлению концептуальной целостной картины мира в сознании учащихся. При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично свя-зано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, со-ставляющими фундамент нового педагогического мышления.
Очевидно, что концепция глобального образования, ставяще-го своей целью воспитание свободной творческой личности, спо-собной принимать конструктивные решения и осознавать ответ-ственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нрав-ственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершен-ствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов. Ее реализация позволяет:
- поставить личность учащегося с его правами, свободами и идеалами в центр учебно-воспитательного процесса;
- сформировать у школьников способность к объективной оценке явлений действительности, самостоятельному анализу событий и фактов на основе синхронического и диахро-нического сопоставления, классификации и интеграции;
- осуществить целенаправленную ориентацию личности в мире;
- сформировать интеллектуальные свойства личности на ос-нове идей развивающего обучения. Эффективность достиже-ния поставленной цели зависит от решения ряда задач, к числу которых относятся:
- развитие культурного сознания учащихся;
- повышение межкультурной компетентности;
- интернационализация воспитательного процесса;
- развитие представлений о мире как взаимозависимой эко-системе;
- создание оптимальных условий для самоидентификации, социальной адаптации личности.
Идеи глобального образования, развивающиеся в США на про-тяжении двух десятилетий, адаптированы Российским центром проблем глобального образования и проходят сейчас апробацию в школах Москвы, Ростова-на-Дону, Ярославля, Санкт-Петербур-га, Чебоксар, Волжского, Сочи. Однако концепция воспитания (социализации) личности еще не разработана, хотя проект отли-чается оригинальностью подхода к человеку как к космобиопсихо-социокультурной индивидуальности.
Модель глобального образования по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению за счет усиления гуманистического потенциала, расширения возможно-стей освоения культурного опыта человека. Процесс глобализации связан со значительными преобразова-ниями в области политики, экономики, финансов, с перестрой-кой практически всех сфер жизни мирового сообщества. Согласно результатам исследований Научно-исследовательского института социального развития при ООН (ЮНРИДС), намечается по мень-шей мере шесть тенденций, определяющих общее ее направление:
1. Распространение либеральной демократии, благодаря чему значительно выросло число людей, получивших право открыто и свободно выражать свое мнение и участвовать в политике.
2. Преобладание рыночных сил в экономике. Экономический либе-рализм стал доминирующей идеологией с середины 1970-х гг., усилив при этом власть некоторых международных элит, стран-кредиторов и двух крупнейших международных фи-нансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка.
3. Трансформация систем производства и рынка рабочей силы. Сегодня промышленность основывается на небольших и гибких системах производства, а работники предпочитают перемещаться в обслуживающий сектор.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13