3
Министерство образования Российской Федерации
Ставропольский Государственный Университет
ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ
И УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
«Допущена к защите»
зав. кафедрой информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии Информатизации Образования
Брановский Ю.С.
«___»_____________2003 г.
________________Брановский Ю.С.
зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы, доктор педагогических наук, профессор Беляев А.В.
_________________ Беляев А.В.
Сетевые обучающие технологии
и проблема глобализации образования
Отделения "Информатика/лингвистика
и межкультурная коммуникация"
Быковой Евгении Александровны
Научные руководители:
кандидат тех. наук, доцент
ИТОиУ Микула Н.П.
Ставрополь
2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _________________________________________________________4
Глава 1
Глобализация образования как педагогическая проблема
1.1. Тенденции информационной и культурной глобализации ____________________6
1.2. Основные модели глобального образования ___________________________________8
1.3. Глобальное образование в российской школе.
1.6. Проблема формирование глобального (планетарного) мышления
учащихся и подходы к ее решению ___________________________________________ 21
1.7. Перспективы глобализации образования __________________________________ 23
2.8.2. Международные стандарты и организации,
занимающиеся стандартизацией __________________________________________ 56
2.8.3. Необходимость глобальной стандартизации образования
и использование сети ____________________________________________________ 58
Глава 3
Система управления обучением Lotus Learning Space, как фактор стандартизации
3.1. Общие сведения _________________________________________________________60
3.2. Основные технические параметры Lotus Learning Space ____________________ 63
3.3. Lotus Learning Space: обзор среды _________________________________________65
3.4. Иллюстрации ___________________________________________________________80
3.5. Примеры использования Learning Space ___________________________________82
Заключение _____________________________________________________________86
Библиография ______________________________________________________________93
Введение
Образование должно опережать жизнь. Это аксиома, давно ставшая общим местом, но по-прежнему остающаяся (по крайней мере, в России) чистой декларацией. Когда образование реально работает на опережение, появляются такие феномены, как, например, Университет Беркли, который, оставаясь образовательным учреждением, является одновременно научно-исследовательским центром, рождающим технологии, покоряющие весь мир (например, ОС Unix семейства BSD). Каким образом образование может опережать жизнь? Понятно, что преподавать то, чего ещё нет, невозможно. Но давать учащемуся самые современные знания, одновременно ориентируя его на решение основополагающих, концептуальных вопросов, - можно. Именно концептуальность образования в системе с осведомлённостью в области последних конкретных реализаций стимулирует поиск новых, более совершенных, более смелых решений.
Информатизация, как ведущая тенденция социально-экономического прогресса развитых стран, является объективным процессом во всех сферах человеческой деятельности, в том числе образовании. Информатизация образования, как составная часть этого процесса, представляет собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации образования состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий (НИТ).
Современное опережающее образование немыслимо без широкомасштабного изучения и глобального использования в обучении компьютерной техники и компьютерных информационных сетей. Информационная насыщенность современного общества, его функциональность на достойном уровне сегодня предполагают такие скорости движения информации, которые могут обеспечить только компьютерные сети, интегрированные в глобальное информационное пространство.
Таким образом, цель данной работы - рассмотреть проблемы внедрения в образование и образовательный процесс современных форм и методов обучения на основе достижений компьютерной техники и коммуникационных технологий в связи с растущей глобализацией всех областей жизни общества, в том числе и педагогической науки и практики.
Объектом исследования являются сетевые обучающие технологии в условиях глобализации образования. В качестве предмета исследования избрана система управления обучением Lotus Learning Space фирмы IBM, рассматриваемая как возможный фактор стандартизации и унификации образования. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- выявление тенденций и моделей развития информационной и культурной глобализации;
- выявление основных проблем и перспектив внедрения глобального образования с помощью глобальной информатизации;
- рассмотрение форм использования сетевых технологий в условиях глобализации образования;
- обзор сетевых технологий, в российском образовании;
- рассмотрение возможностей среды разработки электронных курсов и управления обучением Lotus Learning Space как фактора структуризации программ курсов и приведения содержания, методик обучения и контроля качества образования к международным образовательным стандартам.
Вышеприведенные задачи рассмотрены в соответствующих главах данного исследования.
1.1. Тенденции информационной и культурной глобализации
Конец второго и начало третьего тысячелетия удивительным образом совпали с глобальной трансформацией общества, преоб-разованием всего существующего миропорядка. Новое мироуст-ройство - предмет пристального внимания политиков и ученых, причем ряд высказанных ранее оценок (например, «новое индус-триальное общество; «постиндустриальное общество», «комму-низм», «глобальная деревня», «информационное общество» и др.) оказались весьма уязвимыми с позиций реального хода событий. В самые последние десятилетия XX в. получили распространение такие оценки, как «социальный пост модерн», «новый мировой порядок», «глобализм». Но и они не лишены уязвимых мест и под-вергаются глубокой и содержательной критике. Реальный новый мировой порядок на планете Земля суще-ственно отличается от умозрительных схем типа «One World», на-против, все более актуальными становятся процессы «новой регионализации» и социально-экономической диссоциации мира.
Академик РАЕН Л. В. Лесков http://newhumanity.narod.ru/plenary28.htm - Научно-социальная Конференция. Лесков Л.В. «Критерии эволюционного развития цивилизации».
трактует глобализацию лишь как глобальность социального и экологического кризиса, охватившего во второй половине XX столетия всю планету. Кризиса, который, по мнению Л. В. Лескова, принимает в настоящее время все более острые формы, поскольку механизмы сдерживания, позволявшие сохранять определенный баланс между цивилизацией и окружа-ющей средой, ныне стремительно деградируют, утрачивая эффек-тивность.
Поэтому вполне естественной представляется тематика теоре-тического семинара в Институте Африки Российской академии наук, состоявшегося 4 марта 1999 г. - «Глобальное сообщество; изменение социальной и культурной парадигм». Среди многочис-ленных докладчиков, выступивших по экологическим, социальным, педагогическим, психологическим аспектам бытия, не было выска-зано единого воззрения на будущее землян. Несомненным призна-ли одно: социальная динамика не может не отразиться на граж-данских позициях современного человека, его возможностях, его активности, его мировоззрении, а проблема спасения и благоуст-ройства жизни приобрела в наши дни системный характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13