Технологическая направленность глобального образования заключается в следующих положениях:
· формирование стратегии образования для XXI в. на разных уровнях;
· создание новых моделей педагога и учащегося: разработка и внедрение новых педагогических взаимоотно-шений между субъектами образовательного процесса.
Основные принципы глобального образования отражены в Схеме 1:
Необходимо отметить, что данные принципы представляют собой важную составляющую глобального образования и следование им в педагогической практике является необходимым условием достижения высокого качества обучения, соответствующего современным требованиям.
1.4. Глобальный урок как педагогическая проблема
· формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;
· развитие кросс-культурной грамотности;
· формирование эксцентрического экологического сознания;
· формирование непредвзятого взгляда на мир (эмпатия, то-лерантность).
3. Соответствие принципам глобального образования.
4. Введение глобальной перспективы в урок через:
· фактический материал глобального содержания;
· надпредметность;
· межпредметность;
· отработку универсальных умений и навыков;
· создание единой картины мира;
· обучение правилам жизнедеятельности;
· многообразную увлеченность;
· атмосферу сотрудничества и свободы на уроке;
· активизацию процесса обучения.
5. Соответствие выбранных образовательных технологий иде-ям глобального образования:
· технология эпистем;
· технология развивающего обучения;
· проблемно-модульная технология;
· технология сотрудничества, и др.
Все упомянутые составляющие проблемы представлены в Схеме 2:
Критическое мышление можно определить как такое мышле-ние, которое помогает нам принять обдуманное, осмысленное решение о том, чему верить, что делать. К компонентам критичес-кого мышления можно отнести любознательность, скептицизм, рефлексию, рационализм.
2. Сотрудничество в учении
В процессе совместной работы учащиеся смогут понять, что их многое связывает, узнать о других взглядах и точках зрения. Со-трудничество в учении поможет детям научиться общаться с дру-гими людьми, включая и тех, кто не похож на них. Оно является эффективным и достоверным способом решения проблем, как в процессе обучения, так и в жизни. Сотрудничество в учении име-ет место лишь тогда, когда учащиеся понимают, что смогут дос-тичь поставленных целей только в том случае, если другие учащи-еся, с которыми они совместно работают, тоже их достигнут.
3. Целостно-коммуникативный подход к обучению
Сущность данного подхода заключается в том, что, осуществ-ляя его, мы одновременно развиваем у учащихся как рецептивные, так и репродуктивные умения. Основная предпосылка данного подхода: учащихся необходимо обучать функциональной грамот-ности; язык должен использоваться как средство коммуникации; использование должно касаться насущных проблем; каждое сло-во должно иметь значимость и значение.
4. Модульная технология
Существует несколько подходов к пониманию сущности модуля:
· формирование самостоятельно планируемой единицы учеб-ной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей;
· построение автономных порций учебного материала;
· единица, задающая переход от профессиональной деятель-ности к учебной, от реальных задач - к проблемам аудитор-ным;
· фрагмент содержания курса вместе с методическими мате-риалами к нему;
· определенный объем учебной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Он может включать несколько модульных единиц и компонентов. Компоненты могут варьировать в зависимости от дисциплины.
5. Технология эпистем
Эпистемы, или проблемно-познавательные темы, в том или ином виде, с той или иной степенью полноты сами собой возни-кают в процессе знакомства ребенка с окружающим миром и со-провождают человека на протяжении всей его жизни, помогая понять себя и мир. Действительно, в культуре существуют явле-ния, которые как бы концентрируют в себе колоссальные - в ко-личественном и качественном отношениях - усилия человечества, содержащие неохватную и непосильную единичному человечес-кому разуму программу историко-культурного развития. Напри-мер, Город, Война, Дерево и др. Такие эпистемы можно вводить в учебный процесс в любом количестве и в любом порядке - все за-висит от конкретных обстоятельств, от того, как смогут догово-риться между собой учителя-предметники о выборе содержатель-ного поля А. П. Лиферов, Я. М. Колкер, Е. С. Устинова «Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе». Рязань, Изд-во Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, 1995..
1.5. Российская модель: опыт использования.
Отработка программы функционирования российской модели школьного глобального образования осуществляется в одной из школ Волгограда. Здесь объединились творческие усилия ученых педагогического университета и учителей школы.
Лаборатория глобального образования создана с целью вхож-дения школы, района, города, области в международный проект «Глобальное образование» и осуществления научного, учебно-ме-тодического обеспечения развития глобального образования. Ла-боратория глобального образования, следуя принципам всемерной гуманизации и гуманитаризации отечественного образования че-рез их осмысление, ведет просветительско-организаторскую и исследовательскую работу по нескольким методическим направ-лениям.
Просветительско-организаторская деятельность лаборатории связана с распространением идей глобального образования в раз-личных формах повышения научно-методической подготовки пе-дагогов школ и совершенствования их профессионального мастер-ства в целом. Среди них: подготовка и проведение методической учебы «Проблемы глобального образования» и «Глобальная ориентация урока» http://www.ug.ru/ug_pril/az/96/45/a4_1.htm -Учительская газета; участие в работе методических объединений учи-телей-предметников школы; проведение семинаров различного уровня (района, города, области) по тематике глобального обра-зования; участие в научно-практических конференциях и семина-рах.
Исследовательская деятельность лаборатории реализуется че-рез опытно-экспериментальную работу школы.
В процессе обобщения философской теории глобального обра-зования и внедрения ее в практику российской школы конкрети-зированы цели и задачи этого образования.
В концепции школы цель глобального образования сформули-рована как создание условий для понимания целостности и взаи-мозависимости мира, единства человека и природы; преодоление расщепленности человеческого сознания и души. Данная цель об-разования реализуется, на наш взгляд, благодаря решению конк-ретных задач:
· развитие кросс-культурной грамотности (знание культуры других народов);
· формирование непредвзятого взгляда на мир (эмпатия, то-лерантность и др.).
Исходя из анализа образовательной ситуации школы создана программа развития в условиях эксперимента, которая определя-ет деятельность школы по пяти направлениям: 1) создание и апробация учебного плана школы глобальной ориентации; 2) освоение содержания глобального образования; 3) поиск и освоение новых эффективных технологий образо-вания, в том числе и технологий глобального образования; 4) создание модели воспитательной системы школы глобаль-ной ориентации; 5) развитие нормативной базы опытно-экспериментальной площадки.
Несомненный интерес представляет отражение глобалистской тематики в Петербургской концепции воспитания, разработанной в 1993 году коллективом педагогов под научным руководством доктора педагогических наук, профессора университета педагоги-ческого мастерства И. А. Колесниковой. В этой концепции есть специальный раздел «Воспитание человека Мира». Подчеркива-ется, что человечество, вступив в последнее десятилетие XX сто-летия, начинает осознавать себя как общность, ответственную за продолжение жизни на Земле. Единство с Природой и поддержание ее ресурсов в планетарном масштабе, причастность к процессам развития ноосферы, встроенность в машинную цивилизацию - объединяет людей.
Жизнь в XXI веке потребует нового качества подходов к решению глобальных проблем, поэтому в воспитании ребенка как человека Мира могут быть намечены основные на-правления:
- формирование планетарного, глобального мышления, цело-стного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности, чувства личной от-ветственности за решение глобальных вопросов, касающих-ся каждого жителя Земли;
- формирование экологического поведения, обеспечивающего сохранение на Земле природы и человека, их взаимодей-ствия;
- воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми. Ведущими идеями при этом будут: идея общности, гармонии индивида со Вселенной и челове-чеством, основанная на экологии природы и человека; идея целесообразности поведения человека в условиях раз-вития ноосферы как существа природного, социального, ак-тивного; идея ценностно-смыслового равенства людей.
В совместной деятельности детей и взрослых в работе по этим направлениям актуален принцип «мыслить глобально - действо-вать локально», утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечелове-ческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.
Одним из отправных пунктов работы может стать созидание (совместно с учащимися и их родителями) интегративных курсов и программ, сводящих в проблематику эпохи ноосферы Вернадский В.И. Живое вещество и ноосфера. М:, 1994.. Современному школьнику необходимы зна-ния о себе как природном существе, на каждом этапе образования он должен представлять целостную картину мира и своего места в нем. Центральными здесь становятся такие категории, как Вселен-ная, Космос, Планета, Ноосфера, Пространство, Время и др. Рекомендуется включение курсов экологической направленно-сти, связанных с охраной окружающей среди, собственного орга-низма, дисциплин валеологического цикла в учебный план рабо-ты школ всех типов на уровне нормативных курсов, спецкурсов, факультативов, кружков. В содержательном отношении решении этих задач может служить и курс обеспечения основ жизнедеятель-ности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13