Обучение должно затрагивать эмоции ребёнка, вызвать эмоциональное отношение, способствовать активности в усвоении знаний.
Обучение организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.
Активная роль, принадлежащая воспитателю, фактическая зависимость качества процесса обучения от действий воспитателя говорит о необходимости тщательной разработки всех актов процесса обучения с учётом закономерностей развития детей для того, чтобы воспитатель мог оценивать своё влияние на детей.
5. Дошкольники непосредственно основы наук не изучают,они лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться, т.е.слушать и слышать педагога, воспринимать задание и выполнять его, словом понимать учебную задачу.
4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Форма обучения - это специально организованная деятельность обучающего и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определённом режиме. Формы различаются по количественному составу обучающихся, характеру взаимодействия между учащим и обучающимся (степенью активности и самостоятельности), способам (методам и приёмам) деятельности, месту проведения, а также по удельному весу - по тому месту, которое они занимают в целостном учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения. В специальном детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.
Сравнительная характеристика форм учебно-воспитательного процесса
Формы
Регламентация количества дошкольников
Основные цели,
решаемые при
помощи формы
Особенности организации в разновозрастных группах
Коррекционная направленность
Занятия
фронтально;
по подгруппам
-освоение детьми умений по разделам обучения программы;
-формирование представлений и элементарных понятий о свойствах и качествах объектов, первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизация;
-формирование практических навыков и умений при обучении продуктивным видом деятельности.
Целесообразно проводить занятия со всеми детьми по одному разделу программы. Первыми начинают заниматься старшие дети, постепенно включаются младшие. Второе занятие также начинается с работы со старшими детьми. Но некоторые занятия не совпадают по темам и они проводятся 1 раз в 2 неделю отдельно с детьми разных групп. Третье занятие проводится со всей группой
Должны быть выделены коррекционные задачи. Каждое занятие должно включать зрительную гимнастику. Должен использоваться специальный наглядный материал. Учет индивидуальных особенностей и в связи с этим выбор и использование необходимых методов и приемов работы с детьми.
Экскурсия
Все дети возрастной группы
Решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсия используется с целью обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятия;
Для ознакомления детей с природой, трудом взрослых, яркими общественными событиями. Экскурсии формируют представления об окружающем.
Проводят по подгруппам. Для детей младшего возраста отбирается небольшой объем общеобразовательных задач, даются разнообразные задания. В старшей группе даются более усложненные задания. Если маршрут экскурсии очень длинный, то младшие дети возвращаются в дошкольное учреждении раньше.
В зависимости от содержания коррекционных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, методы. Размещение детей происходит таким образом, чтоб всем был виден объект наблюдения. Использование приемов, возбуждающую умственную активность и поддерживающих интерес к наблюдению. Специальная наглядность.
Наблюдение на прогулке
Вся возрастная группа
Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира, свойствах и качествах предметов и явлений, связях наблюдаемого объекта с другим.
Для всей группы, но с использованием индивидуального подхода к детям. Активное участие старшей подгруппы и вовлечение младшей группы.
Учет возрастных возможностей при отборе объема представлений. Размещение объекта таким образом, чтобы объект был виден.
Чтение во II половине дня
Предварительное накопление, отработка навыков и умений. Развитие слуха, памяти, мышления, развитие словарного запаса.
Если для старшей подгруппы используется текст, то для детей младшей подгруппы необходимо продумать уточняющие вопросы. Если берется текст для младшей подгруппы, то необходимо усложнить задания и упражнения для старшей подгруппы.
Соблюдение специальных условий при рассаживании детей во время чтения. Индивидуальный подход во время беседы о прочитанном.
Дидактическая игра
Вся возрастная группа, подгруппа, индивидуальная игра
Развивать сенсорику, мыслительные процессы (внимание, мышление, память), зрительное восприятие (глазомер)
Предполагается дидактическая игра для старшей подгруппы и отдельно для младшей подгруппы. Предлагается 1 дидактическая игра, где старшая подгруппа помогает младшей. Может быть индивидуальная игровая деятельность.
Специальный наглядный материал. Индивидуальный и дифференцированный подход.
Коррекционное занятие
Индивидуальные и подгрупповые занятия.
Лечебная физкультура направлена на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
- по возрасту;
- по характеру нарушения зрения;
- по характеру нарушения двигательных умений и навыков.
Групповые и индивидуальные занятия.
Коррекция нарушений речи:
Логопедическая помощь способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей, формированию черт личности, формированию фонетически и грамматически правильной речи.
Комплектование групп детей одного возраста с однородными нарушениями речи, индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Применение специальных средств наглядности, пособий. Владение особыми приемами и методами работы.
Групповые и индивидуальные занятия, занятия по подгруппам.
СБО: формирование умений и навыков по темам:
«Личная гигиена»
«Одежда»
«Обувь»
«Питание»
«Семья»
«Культура поведения»
- по возрасту
- по характеру нарушения зрения
- по имеющимся знаниям
Коррекционные занятия проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей слепых и слабовидящих.
5.СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом не-обходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены -- обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно про-изнести соответствующее слово-название.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей детей с нормальным и нарушенным зрением.
Основными задачами являются:
· формирование у дошкольников системы обследовательских перцептивных действий (рассматривание, ощупывание);
· формирование системы сенсорных эталонов, то есть обобщенных представлений о свойствах, качествах, отношениях, предметах;
· формирование умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности;
· сенсорное воспитание осуществляется во время содержательной деятельности и в процессе обучения;
· исправление недостатков моторики, развитие ручной умелости, зрительно-двигательной координации, способов и приемов двигательных действий, включенных в восприятие предметов и явлений действительности;
· развитие поисковых способов ориентировки;
· формирование правильной ориентировки в окружающем предметном мире, благодаря тому, что он приобретает умение учитывать свойства предметов в практических ситуациях.
Осязательное и кинестетическое восприятие является наиболее информативной сенсорной функцией для детей слепых и слабовидящих. Оно дает им информацию о форме, величине, объеме, а также обеспечивает развитие представлений о других свойствах предметов: весе, фактуре, температуре.
Развитие тактильно-осязательного восприятия начинается с младенчества. При нарушении зрения необходимо развивать целенаправленно процесс хватания, удерживания, ощупывания предметов, перекладывание их из одной руки в другую. Следует учитывать, что дети склонны к захватыванию предмета всей кистью, а не пальцами; при перекладывании предмета стремятся переложить его на какую-нибудь поверхность и только потом берут его другой рукой, обследуя предмет, ощупывая его не полностью. Мелкие движения пальцев, необходимых для выполнения ряда операций вызывают значительные трудности.
Слух имеет огромное значение для слепых и слабовидящих детей, позволяя принимать разнообразную информацию об окружающей действительности. Слух играет большую роль в процессе ориентировки слепого ребенка. Он должен различать разные звуки, которые слышит вокруг себя, и устанавливать связь между звуком его источником. Развитие слухового восприятия достигается предъявлением ребенку различных звуков, не похожих друг на дуга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11