Большое внимание уделяется совместному с детьми прослушиванию теле- и радиопередач, чтению детской литературы, беседам по поводу прослушанного, а также развитию словесной памяти.
Возраст детей
Названия
Содержание
Упражнения для развития осязательного восприятия
От 0 до 3 лет
Мы шагаем по...;
Закручивание-откручивание пластиковой бутылки; Хваталка;
Горох;
Завинчивание гайки;
Вязание различных узлов;
Определи, что это
Мы шагаем по...
Данная игра направлена на ознакомление с различными видами поверхности. Педагог предлагает дошкольникам пройтись по «волшебной дороге». Дети босыми ногами проходят по песку, по ковру, по воде, по шероховатой поверхности и т.д. Сопровождается это обследование подробным словесным описанием качеств и характеристик поверхности.
Горох
Ребенок перекладывает достаточно крупные шарики (каштаны) из одной руки в другую, проводит различные манипуляции с шарами (стучит шариком по ладони, по полу; катает его между ладонями и т.п.).
От 2 до 7 лет
Волшебный мешочек;
Найди домик;
Из чего построим домик птичке, ежику, лисичке, тебе?;
Расставь по полкам
Ребенку предлагается расставить предметы, предварительно ощупав их. На верхнюю полку надо поставить пластмассовые предметы. На среднюю полку надо поставить предметы, сделанные из дерева. На нижнюю полку нужно положить предметы, сделанные из металла.
Найди домик
В деревянной или пластмассовой панели вырезаны различные фигуры. Надо найти и вставить фигуру, соответствующую отверстию.
На столе лежат веточки, листья, в коробке - песок, деревянные палочки. Ребенок должен определить, кому из чего надо построить дом.
Упражнения для развития тонких дифференцированных ощущений и восприятий
Раскладывание на две кучки предметов, различных по своим свойствам;
«Тактильные карты»
Раскладывание на две кучки предметов, различных по своим свойствам
На столе лежат, например зерна разных злаков, ребенку требуется разложить зерна одного злака в одну сторону, другого - в другую.
На картонные карточки наклеиваются одинаковые по форме, но разные по фактуре фигурки. Карточки раскладываются по типу «парных картинок» по форме, величине и т.п. И ребенку дается задание.
Упражнения для развития осязательно-пространственных представлений, знаний и умений
Разрезные картинки;
Подбери фигуру;
Геометрическое лото;
Лото «цвет и форма»;
Составные картинки;
Что изменилось?
Разрезные картинки
Составлять целые картинки из отдельных частей.
Волшебный мешочек
Узнавать предметы, находящиеся в мешочке на ощупь.
Упражнения для формирования системы сенсорных эталонов формы и величины
Поймай игрушку;
Спрячь игрушку (картинку);
Чей домик?
Найди окошко;
Что катится, что не катится;
Разложи геометрические фигуры на салфетках подходящей формы;
Положи на место;
Круглый как шар;
Матрешка;
Пирамида;
Найди свой стул;
Найди свою пару;
Бегите ко мне
Поймай игрушку
Педагог заранее подвешивает игрушки и рассмат-ривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. Затем он вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2--3 иг-рушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, предлагает поймать еще раз и помогает распределить паль-цы на предмете. Во время повторного проведения игры побуждает детей заранее готовить руку, чтобы правильно взять и удержать предмет. Его форма не называется.
Найди свою пару
Педагог распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каж-дой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е. берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они про-веряют путем наложения карточек друг на друга и обведения фор-мы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят через условные воротца.
Упражнения для развития слухового восприятия слепого и слабовидящего ребенка
Кто как кричит;
Лото (определи слово);
Угадай, кто пришел;
Кто тебя позвал;
Кто слышит?;
Найди игрушку;
Кто в домике живет?;
Звуковые загадки;
Какая картинка говорит?
Найди игрушку
Один из детей выходит за дверь. Педагог вместе с детьми прячет игрушку. Ребенок, стоявший за дверью, должен найти спрятанную игрушку. Педагог стучит в бубен. Если ребенок подходит близко к игрушке, педагог стучит громко, если ребёнок отходит от игрушки, звук бубна становится тише.
Кто тебя позвал?
Дети сидят на стульях, расположенных по кругу. В середине на стуле сидит ребенок. По просьбе педагога он за-крывает глаза и угадывает по голосу, кто из детей его позовет. Дети из разных мест круга называют имя сидящего в кругу. Если ребенок отгадает, то в круг садится тот, кто звал его. В противном случае он продолжает «водить».
6. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств.
Цель физического воспитания - всестороннее развитие физических сил личности.
Основной особенностью ребенка дошкольного возраста является его интенсивный рост и развитие, но формирование систем и их функций еще не закончилось и это определяет высокую ранимость организма.
Исследования Л.И. Солнцевой, В.А. Феактистовой и др. показали, что в принципе возрастная периодизация формирования двигательных функций сохраняется, но учитывая особенности детей с нарушениями зрения, растягивается во времени. Успешное формирование функций обеспечивается на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции по самоконтролю движений наряду со зрением учитываются все виды чувствительности. По мере овладения двигательными умениями полисенсорная основа суживается становясь бисенсорной.
Современная тифлологическая наука, опыт жизни и деятельно-сти взрослых инвалидов по зрению свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, и в то же время указывают на глубо-кое отставание в физическом развитии, которое осложняет решение самой актуальной проблемы современности - интеграции инвалидов по зрению в общество (Л, Ф. Касаткин, В. А. Кручинин, Л. А. Семенов, Б.В. Сергеев).
Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испы-тывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приво-дит к дефициту движения.
Особенностями физического развития де-тей с нарушениями зрения являются:
· меньшая подвижность,
· нечеткость координации движений,
· снижение темпа выполнения движений,
· уменьшение ловкости,
· нарушение ритмичности,
· появление неточности движений,
· трудности при ориентировке в про-странстве,
· трудности при выполнении движений на равновесие.
Медико-педагогические исследования физического развития до-школьников в специальном детском саду и наблюдения за их сво-бодной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей раннего возраста по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходи-мых двигательных навыков, происходит у слепых к 2--2,5 годам, у слабовидящих - к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овла-девают ею к концу первого года жизни.
К моменту поступления большинства детей в специальный дет-ский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое от-ставание, что обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных ком-пенсаторных приемов физического воспитания.
Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются:
· охрана и укрепление здоровья, нерв-ной системы,
· совершенствование функций организма,
· полноценное физическое развитие,
· воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности,
· формирование нравственных и лично-стных качеств.
Наряду с общими задачами физического воспитания, преду-смотренными программой для массовых детских садов, в специаль-ном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специаль-ные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предше-ствующего двигательного опыта:
· повышение двигательной активности детей путем созданияспециальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ог-раниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
· формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11