Рефераты. Организация и педагогическая деятельность дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения

Опытное обучение тифлографике слепых дошкольников дока-зало, что цель реализации программы может быть достигнута, если к обучению тифлографике приступить в сенситивный период. Этот возрастной период в развитии ребенка имеет важное компенсатор-ное значение, так как способствует преодолению отрицательных по-следствий нарушенных функций и нормализации развития детей, обогащает сенсорной опыт, формирует новые способы познаватель-ной деятельности.

1 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тифлографике.

2. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

3. Обучение восприятию рельефного изображения.

Дети должны уметь:

· осуществлять хватательные действия по указанию педагога;

· выполнять задания по удержанию предметов с помощью педа-гога;

· все задания по развитию осязательных ощущений осуществлять на уровне узнавания, выполнять задания совместно с педагогом, оречевляя производимые действия;

· выполнять осязательное обследование вместе с педагогом оречевляя действие;

· читать точку, линию, геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, выполненные точками и аппликационно;

· определять верх и низ карточки и ориентироваться на ней;

· соотносить простейшие реальные предметы с их моделями, барельефными изображениями этих предметов;

· накалывать точки произвольно и в трафарете;

· держать грифель в руке.

2 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике.

2. Обучение восприятию рельефного изображения.

3. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

Дети должны уметь:

· выполнять задания по удержанию предмета по возможности самостоятельно;

· дифференцировать поверхность по возможности самостоя-тельно;

· выполнять осязательное обследование на уровне самостоя-тельной деятельности, оречевлять выполняемые им действия;

· распознавать точку на плоскости среди других рельефных знаков;

· ориентироваться на горизонтальной плоскости, находить за-данную рельефную линию и называть ее направление, определяя словом (короче, длиннее);

· соотносить простейшие барельефы и их аппликационное изображение с натуральным объектом, находить их среди предло-женных, использовать остаточное зрение для восприятия и узнава-ния аппликации по цвету;

· совместно с педагогом накалывать во внутреннем трафарете изображения;

· держать грифель, ручку;

· узнавать двухмерные изображения с разной плотностью то-чек;

· совместно с педагогом выкладывать орнамент из геометриче-ских фигур;

· проводить линию по трафарету;

· создавать контур плоских предметов при помощи природных материалов.

3 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике.

2. Обучение восприятию рельефного изображения.

3. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

Дети должны уметь:

· самостоятельно оречевлять действия по узнаванию фактуры поверхности;

· одновременно «рассматривать» двумя руками изображения из заданной точки с выделением ведущей и контролирующей руки;

· различать 2, 3 точки на расстоянии в 1 мм, расположенные в одной плоскости;

· иметь представление о видах линий и способах их выполне-ния;

· активно использовать остаточное зрение на понятие «цвет»;

· иметь навык восприятия контурного изображения от задан-ной точки;

· иметь навык создания контура предмета;

· проводить линию по опорным точкам;

· осуществлять штриховку в заданном направлении;

· дорисовывать предмет по заданной аппликации;

· выполнять орнамент по опорной аппликации;

· правильно держать грифель, шариковую ручку.

4 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе по тнфлографике.

2. Обучение восприятию рельефного изображения.

3. Обучение воспроизведению рельефного изображения.

Дети должны уметь:

· одновременно удерживать два предмета в двух руках;

· использовать в практической деятельности навыки осязатель-ных ощущений;

· использовать остаточное зрение совместно с активным осяза-нием при дифференцировке сенсорных эталонов;

· дифференцировать вертикальные и горизонтальные по-верхности малознакомых предметов, оречевляя действия с ними;

· распознавать 6 точек, расположенных па расстоянии 1 мм и различных комбинациях;

· узнавать рельефное изображение предмета, выполненное аппликационно и контуром;

· распознавать простейшие сюжетные рисунки;

· выполнять простейшие рисунки и орнаменты на брайлевском приборе;

· делить лист на 2 и 4 части;

· рисовать предметы геометрической формы в трафарете;

· дорисовывать предметы по опорной аппликации;

· правильно использовать грифель при распознавании точек в приборе.

Программа УВК Москва:

Программа «Развитие осязания и мелкой моторики».

Данная программа рассчитана в основном на дошкольников и учащихся первого класса. Однако ее материал можно использовать и в последующих классах, в частности при работе над развитием осязания у учащихся, потерявших зрение в школьном возрасте и пришедших в школу для детей с нарушениями зрения из массовой школы. Предлагаемая программа поможет в организации занятий с воспитанниками дошкольных групп при школах для детей с нарушениями зрения, слепыми и слабовидящими учащимися начальных классов. Педагог сам может дозировать время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыками осязательного восприятия или приемами конкретной предметно-практической деятельности.

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста Л.И.Плаксиной

Основами организации учебно-воспитательного комплекса (ясли - сада - начальной школы) является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста - периодов созревания зрительной системы ребёнка.

Программа предложенная Л.И.Плаксиной состоит из двух частей:

· программа детского сада:

Развитие речи:

осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения; предусматриваются предметно практические занятия по развитию речи и предметного восприятия, по обучению анализа предметов и функциональным действиям с ними;

Формирование элементарных математических представлений:

основные темы:

«Количество и счёт»,

«Величина»,

«Форма»,

«Ориентировка в пространстве и времени»

формирование взаимосвязанных элементарных математических представлений о количестве и числе, о величине и форме предметов, о положении предметов в пространстве, о времени а также усвоении способов количественного сопоставления -установление взаимно однозначного соответствия, сравнения результатов счёта и измерения;

Ознакомление с окружающим:

способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека;

Изобразительное искусство:

направлен на овладение детьми сенсорными эталонами; занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с игрой ознакомлением с окружающим миром и развитием зрительного восприятия, ручным трудом и формированием элементарных математических представлений;

Физическое воспитание: включает ряд коррекционных задач:

- достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств, ориентировке в пространстве, координации движений;

- коррекция здоровья и физического развития путём применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, зрительно-двигательную ориентировку;

- преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;

- активизация и упражнение зрительных функций;

Трудовое обучение:

формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, уважение и интерес к результатам труда, развитие личностных качеств, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд;

Игра:

проведение специальных пропедевческих занятий по обучению игре; специальной задачей в развитии игры является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры.

· коррекционная работа в детском саду:

Развитие зрительного восприятия:

1-ый год обучения. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру; формировать у детей зрительные способности обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить, находить их форму в реальных объёмных предметах; закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности используя мазайку, предметы, формы, цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом; сформировать у детей представление об окружающих реалиях; обучать детей способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус. Для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по развитию зрительного восприятия и лечения зрения проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию зрительных способностей, цветоразличения, движение глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.

2-ой год обучения. Закреплять у детей умения анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение. Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Формировать навыки ориентировки в пространстве. Учить называть местоположения предметов в пространстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.