Рефераты. Организация и педагогическая деятельность дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения

Программа «Пралеска»

В основу Программы «Пралеска» положено отношение к дошкольному детству как к периоду самоценному в развитии человека: она направлена на «охрану детства» (Л.С.Выготский), обогащение, амплификацию развития (А.В.Запорожец), предполагающую максимальную реализацию возможностей ребёнка, которые формируются и проявляются прежде всего в специфических детских видах деятельности (игровая, музыкальная, изобразительная и др.).

Каждый возрастной период характеризуется специфической «социальной ситуацией развития» (Л.С.Выготский), (определённым соотношением условий социальной среды и внутренних условий), конкретными новообразованиями, их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка, подготовку его к переходу на новую возрастную ступень. С опорой на данный подход в «Пралеске» выделены следующие психологические возрасты:

1. раннее детство, состоящее из двух стадий:

· младенческий возраст (от рождения до года) - «Малютки»,

· ранний возраст (от года до трёх лет) - «Малыши»;

2. дошкольное детство, включающее в себя также две стадии:

· младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) - «Почемучки»,

· старший (от пяти до шести-семи лет) - «Фантазёры».

«Пралеска» включает в себя два основных блока: базис и вариант его реализации, который обозначен в программе постепенно распускающимся цветком.

Базис включает в себя такие общие разделы, как:

· «Познать, чтобы воспитывать»:

представлены основные задачи и направления диагностической работы педагога, а именно: изучение физического и психического здоровья детей, микросреды каждого воспитанника, особенностей взаимоотношений в детском обществе и др. В нём определены основные положения, которые дадут возможность успешно осуществить диагностическую функцию специалистам детского сода. Раздел ориентирует педагогов и психологов на широкое использование результатов диагностической деятельности в профилактической и коррекционной работе, на профессиональное самосовершенствование;

· «Расти здоровым, малыш!»:

представлены основные задачи и содержание работы по созданию благоприятных условий для здоровья воспитанников. Программа ориентирует на гуманистический подход к оздоровительной работе, учёт возрастных и индивидуальных физических и психических особенностей детей, использование природных средств для их закаливания, оздоровления и физического развития;

· «Сотрудничество с семьёй»:

Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гуманистическими приёмами воздействия на ребёнка, помогают молодым папам и мамам, а также трудным семьям, осуществляют просветительскую работу, пропагандируют здоровый образ жизни;

· «Условия воплощения программы в педагогической практике».

Программу каждой возрастной группы составляют следующие её компоненты: характеристики возрастных возможностей психофизического развития ребёнка, задачи развития и обучения, показатели развития, базисные характеристики психического облика ребёнка каждого выделенного возрастного периода. Варианты же воплощения представлены в подразделах «Как работаем с детьми».

Основной программный материал представлен для четырёх групп:

· «Малютки» - первый год жизни;

· «Малыши» второй-третий год жизни;

· «Почемучки» - четвёртый-пятый год жизни;

· «Фантазёры» - шестой-седьмой год жизни.

Основные программные задачи каждой группы сконцентрированы в разделах:

· «Я и мир вокруг меня»:

ставятся задачи по ознакомлению ребёнка с окружающей средой, самим собой; выделяются следующие блоки:

- «Человек и природа»:

включает систему элементарных знаний о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа - растения, животные, человек и неживая природа - горы, реки, моря, озёра), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных началах природоведения, биологии; значительное внимание уделяется знакомству детей с природой Беларуси, того её региона, где живут дети; с теми сезонными изменениями в природе, которые связаны с народными праздниками белорусов, с природными богатствами родного края. Особо выделены в блоке задачи, связанные с познанием человека как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит её сохранение;

- «Человек и общество»:

включает в себя знание о человеке как социальном существе. Специально выделены задачи, связанные с формированием у детей первоначальных психологических знаний (представление о себе, органах чувств, индивидуальных особенностях и др.). Особое внимание уделяется формированию самосознания. Здесь представлены задачи, направленные на развитие знаний ребёнка о человеческом обществе в целом (ребёнок как член семьи, ребёнок как член детской группы, ребёнок как член общества);

- «Культура» (физическая культура, мир прекрасного, мир науки и техники):представлены задачи, связанные с приобщением детей каждой группы к продуктам деятельности человека,» человекотворчеству» (физическая культура, мир прекрасного, наука и техника);

· «Развиваемся в деятельности»:

занимает особое место в программе. Приоритетное место отводится основным видам деятельности детей: в период младенчества - эмоционально-личностному общению, в раннем детстве - предметной, а в дошкольном возрасте - игровой деятельности;

· «Поможем нашим воспитанникам»;

· «Мир науки и техники»:

представлены задачи, связанные преимущественно с овладением детьми знаниями в области математики. Программой предусмотрено развитие мышления детей, интереса к математике, формирование и использование математических знаний, специальных действий по познанию математической стороны окружающей действительности в различных видах детской деятельности. Включены в данный подраздел в обоснованном варианте программы и задачи, связанные с овладением основами географии и астрономии. В этом блоке сконцентрированы задачи по приобщению детей к результатам деятельности человека в области техники. Они направлены на расширение кругозора ребёнка, овладение доступными ему навыками, выработанными человечеством и дающими возможность овладеть техникой. Вместе с тем педагог обращает внимание и на формирование интереса детей к технике, стремление её усовершенствовать, на развитие технических способностей своих воспитанников, их мышления, развитие личности в целом.

Выделение направлений блоков условное; они взаимосвязаны, интегрированы.

В программе выделен подраздел «Общение», где описаны задачи, связанные с развитием у детей родного языка, овладением его богатством. Программа ориентирует педагога на своевременное развитие тех видов и форм общения, в которых особенно нуждаются дети (эмоционально-деловое - у «Малышей», внеситуативно-познавательное - у «Почемучек», внеситуативно-личностное - у « Фантазёров»).

В содержание программы включен материал, способствующий развитию разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссёрских, подвижных, дидактических, игр-драматизации. Особое место отводится белорусским народным играм. Значительное место в «Пралеске» отведено задачам по развитию художественной деятельности.

«Пралеска» учитывает индивидуальные особенности детей в процессе руководства их общением (особое внимание уделяется детям, испытывающим трудности в общении, в признании их сверстниками и т.д.).

В процессе чувственной познавательно-практической деятельности реализуется та часть программы, в которой осуществляется самостоятельное, чаще по инициативе ребёнка, взаимодействие с окружающей действительностью.

Программа «Развитие зрительного восприятия»

1-й год обучения - дети 3-4 года

Программа предполагает развитие у детей зрительной реакции на предметы окружающего мира, на их цвета, форму, формирование действия с предметами, а также формирование зрительных способов обследования предметов (различие формы геометрических фигур и ее название); соотнесение формы геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел.

2-й год обучения - дети 4-5 лет

Происходит закрепление у детей умения анализировать основные признаки предметов, формирование способов зрительного восприятия предметов.

3-й год обучения - дети 5-6 лет

Идет закрепление умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам. Учить использованию оптики, зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками.

4-й год обучения - дети 6-7 лет

Учатся создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, различать цвета и оттенки, читать иллюстрации, понимать засоленность, зашумленность изображения.

Данная программа предполагает активное использование при работе с детьми дидактических игр и упражнений в соответствии с возрастом.

Программа «Пространственная ориентировка» Л.А. Рудаковой

Основные задачи обучения пространственной ориентировке, дошкольников со зрительной патологией:

· формирование потребности в самостоятельной ориентировке:

· преодоление страха пространства и неуверенности в своих си-лах;

· овладение ориентировкой на своем теле;

· обучение способам и приемам ориентировки в микропро-странстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

· формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;

· обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и

· взрослыми;

· ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомо-гательных средств (трость, звуковые сигналы).

1 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира:

· развитие мелкой моторики;

· развитие осязательного восприятия пространства

· развитие слухового восприятия пространства;

· развитие обонятельного восприятия;

· развитие зрительного восприятия пространства.

2. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве:

· ориентировка на своем теле и телах близких людей;

· ориентировка в микропространстве.

3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство: формировать представления о предметах, наполняющих знако-мое пространство (дом, квартира, детский сад): игрушки, мебель, по-суда, одежда: формировать навыки обследования данных предметов: учить использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке; соотносить реальные предметы с их моделями, цвет-ным изображением.

4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про-странствах:

5. Развитие общей моторики. Формирование правильной по-зы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

6. Совместная ориентировка со зрячими.

2 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира:

· развитие мелкой моторики;

· развитие осязательного восприятия пространства;

· развитие слухового восприятия пространства;

· развитие обонятельного восприятия пространства;

· развитие зрительного восприятия пространства.

2. Ориентировка в микропространстве:

· формировать пространственные представления слева направо, сверху вниз, верхний-нижний, левый-правый угол; середина справа-слева, середина вверху-внизу;

· формировать навыки точной ориентировки на индивидуальном фланелеграфе и приборе «Школьник».

4. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство:

· расширять представления о предметах, закреплять навыки об-следования предметов, наполняющих знакомое пространство (все помещения детского сада: игрушки, мебель для кухни, спальни, обо-рудование залов, посуда, одежда, обувь и т. д.);

· учить использованию этих предметов в практической деятель-ности при ориентировке.

5. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про-странствах:

· продолжать обучать ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия (расположение помещений всего детского сала: специальные кабинеты, кухня, спортивный и музыкальный за-лы, коридоры, лестницы);

· учить усвоению правил передвижения по лестнице, коридорам (держаться правой стороны, на лестнице ставить ноги поочередно и держаться за перила, рука слегка впереди, чтобы можно было почув-ствовать конец марша лестницы и определить лестничную площад-ку);

· различать временные понятия «утро-день», «вечер-ночь» и уметь соотносить свои действия со временем суток.

6. Развитие общей моторики. Формирование правильной по-зы и жеста при обследовании предметов и ориентировке:

· закреплять умение ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, учить строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шерен-гу;

· учить правильной позе при ходьбе строем (парами, друг за дру-гом), при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориен-тира (стены, перила лестницы);

· учить правильной позе и жесту ребенка при знакомстве, разго-воре, приветствии, прощании.

7. Совместная ориентировка со зрячими: формировать навыки совместной ориентировки в трудовой дея-тельности, учить культуре попечения и общения со слепыми и зря-чими сверстниками, взрослыми.

3 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

· развитие мелкой моторики (тренировать точные координированные движения кисти руки и пальцев: захват мелких предметов двумя разными пальцами пооче-редно, пальчиковый театр, различные виды плетения, обведение по внешнему контуру, раскрашивание; учить самоконтролю производимых движений);

· развитие осязательного восприятия пространств ( детально знакомить осязательным путем с различными обозна-чениями, метками, способами изображения пути; обучать чтению простых рельефных рисунков, планов, схем);

· развитие слухового восприятия (обучать узнаванию и локализации звуков окружающего про-странства (детского сада, дома), городских шумов: определять по шуму приближающуюся автомашину (грузовая или легковая), мед-ленно или быстро движется; определять типичные звуки, возникаю-щие при приближении троллейбуса; уметь по звуку определять оста-новку, открывание и закрывание дверей; учить оценке удаленности звучащего предмета - удаляется или приближается);

· развитие обонятельного восприятия (определять с помощью обоняния запахи, встречающиеся в ок-ружающем пространстве (залах бензина, краски, скошенной травы и др.);

· развитие зрительного восприятия (обучать зрительному различению предметов в свободном про-странстве, формировать способы нестереоскопического восприятия пространства: оценка удаленности предметов в пространстве и их изображение на рисунках (выше-ниже, удаление).

2. Ориентировка в микропространстве (учить уверенной ориентировке в микропространстве (индиви-дуальный фланелеграф, брайлевский прибор, лист бумаги, стол); сформировать понятие о рядах и столбиках; учить пониманию словесных обозначений сложных пространст-венных отношений предметов: по диагонали, сзади, сбоку, из-за).

3.Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство (формировать представление об объектах в городе, расположен-ных рядом с дошкольным учреждением: театры, магазины, жилые дома, транспорт на улицах города.; познакомить с тротуаром, проез-жей частью, перекрестком, светофором; расширять знания детей о природе, временах года, о природных явлениях, способных быть воспринятыми слепыми и слабовидящими детьми).

4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про-странствах (учить самостоятельной и свободной ориентировке детей с на-рушенным зрением в детском саду и на всем участке детского сада; формировать представления о пространстве с использованием макетов; учить составлению рассказа о знакомом замкнутом про-странстве; знать специальные приемы ориентировки (мягкое скольжение руки по стене, осязание ногами, использование слуха и обоняния); учить самостоятельному выполнению заданий, включающих в себя ориентировку как условие их выполнения (дежурство по столовой).

5. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов (учить правильной позе при обследовании предметов, находя-щихся выше и ниже роста ребенка, при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе предметов, при отыскивании предметов, при передвижении в пространстве без постоянного ори-ентира; формировать правильную позу при посадке в транспорт и выхо-де из него; познакомить ребенка с тростью (правильный захват и удержа-ние, техника безопасности при обращении с тростью).

6. Совместная ориентировка со зрячими (формировать правила поведения ребенка в общественных мес-тах (транспорт, парк, ателье, почта, театр) и на улице; учить моделировать ситуации из жизни общества: игры «Регулировщик», «Ателье», «Театр».

4 год обучения

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию
признаков в свойств окружающего мира (учить комплексному использованию сохранных анализаторов в пространственной ориентировке, использованию в качестве ориен-тиров характерных свойств и признаков предметов (звуки, запахи, характер поверхности).

2. Ориентировка в микропространстве:

· учить свободной и уверенной ориентировке на рабочем месте, доске, за столом, в книге, тетради, брайлевском приборе;

· учить знанию условных обозначений на рельефных планах и ориентировке в рельефных планах и макетах замкнутого и свободно-го пространств;

· обучать умению самостоятельно составить простой план замкнутого и свободного пространств по словесному описанию.

3. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство (формировать представления о некоторых достопримечательно-стях и памятниках архитектуры родного города, учить переносить е реальную действительность представления о предметах, сформиро-ванные на основе использования моделей, макетов, рельефных изо-бражений словесного описания).

4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про-странствах:

· познакомить с 2--3 улицами, прилегающими к детскому салу, обучать переходу улицы на перекрестке, регулируемом звуковым и обычным световым светофором при контроле и участии педагогов и родителей;

· формировать представления о маршруте из детского сада домой (виды транспорта, ориентиры);

· обучать обобщенным способам ориентировки и возможности их переноса в незнакомое пространство;

· учить умению ориентироваться по картам-схемам, карте-пути и меткам, позволяющим во время движения контролировать свое местонахождение и правильность направления движения;

· составлять рассказ о знакомом свободном пространстве;

· учить свободно ориентироваться в частях суток, днях недели, месяцах, временах года и свободно оперировать понятиями "вчера", "сегодня", "завтра", "позавчера".

5. Развитие общей моторики. Формирование правильной по-зы и жеста при обследовании предметов:

· учить легко и ритмично ходить и бегать, сохраняя правильную осанку, правильно выполнять все изученные виды ходьбы;

· закреплять умение сохранять правильную позу при самостоя-тельной свободной ходьбе в замкнутом знакомом и незнакомом про-странствах, на улицах города в сопровождении взрослого;

· отрабатывать приемы ходьбы с тростью (маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения), учить подъему и спуску по лестнице с помощью трости, учить обращаться с тростью в зда-ниях и помещениях, в транспорте, обнаруживать препятствия с по-мощью трости.

6. Совместная ориентировка со зрячими:

· обучать совместной ходьбе с тростью со взрослым проводником;

· учить совместной ориентировке в учебной деятельности;

· знакомить с правилами поведения ребенка в школе;

· учить моделированию ситуаций из жизни общества: игра «Школа», «Библиотека».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.