Программа «Коммуникативная деятельность» В.Е. Бобровой
Большинство психологов, педагогов, исследователей (А. А. Бодалев, М. И. Лисина, А. Б. Добрович и др.) считают обще-ние одним из важнейших видов деятельности, оказывающих влияние на становление и формирование полноценной личности.
Ученые-тифлопедагоги, а также практики, работающие со сле-пыми и слабовидящими школьниками и взрослыми, указывают, что одна из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих- трудность в общении, особенно в смешанных коллективах (А. Г. Литвак, П. М. Залюбовский, В. М. Сорокин, В. А. Феоктис-това и др.). Ряд авторов (Л. В. Егорова, Н. Н. Зайцева, А. Г Литвак, М. Зафска, В. М. Сорокин, В. А. Феоктистова и др.) установили, что к моменту поступления в школу многие слепые и слабовидящие дети не владеют основными неречевыми средствами общения, которые, по данным М. И. Лисиной и А. Г. Капчели, являются доступными нормально видящим детям уже к пятилетнему возрасту.
1 год обучения
Основной упор делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения, а также на формирование умения адекватно вос-принимать и правильно воспроизводить несложные мимические и жестовые движения. Обучение новому движению начинается с вы-полнения его сопряженно с педагогом, затем ребенок выполняет движения за педагогом, отраженно и только после успешного вы-полнения и закрепления сформированного навыка педагог предлага-ет ребенку выполнить действие по словесной установке, самостоя-тельно. Когда дети усвоили необходимые умения и навыки, приду-мываются короткие несложные этюды с использованием адаптиро-ванного наглядного материала, в которых участвуют 1 - 2 ребенка. Педагог направляет и уточняет действия детей, стараясь добиться полной самостоятельности в пользовании сформированными средст-вами общения.
2 год обучения
Закрепляются знания, умения и навы-ки, сформированные за первый год, тренируется мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения. Постепенно ус-ложняется дидактический материал при формировании навыка поль-зования средствами общения. В работе над этюдами участвуют два действующих лица, педагог поощряет пользование неречевыми сред-ствами общения в практических жизненных ситуациях.
3 год обучения
В качестве основной ставится задача сформировать умение правильно воспринимать и воспроизводить ос-новные мимические и жестовые движения и научить умению пользо-ваться ими в жизненных ситуациях. Научить по эмоциональным неречевым проявлениям определять настроение собеседника и копиро-вать его, пользуясь мимикой и жестами, вокальной мимикой. Моде-лирование ситуаций усложняется за счет увеличения количества дей-ствующих лиц до трех участников.
4 год обучения
Основной задачей является развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого обще-ния в практической деятельности и формирование умения контро-лировать свои эмоции.
Программа «Физическое воспитание» М.А. Денисовой
Современная тифлологическая наука, опыт жизни и деятельно-сти взрослых инвалидов по зрению свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, и в то же время указывают на глубо-кое отставание в физическом развитии, которое осложняет решение самой актуальной проблемы современности - интеграции инвалидов по зрению в общество (Л, Ф. Касаткин, В. А. Кручинин, Л. А. Семенов, Б. В. Сергеев).
Причина отставания физического развития взрослых заключа-ется в том, что тяжелый зрительный дефект осложняет на ранних этапах развития ребенка процесс активного познания окружающего мира, который связан прежде всего с его двигательной активностью. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испы-тывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приво-дит к дефициту движения.
Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются охрана и укрепление здоровья, нерв-ной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности, формирование нравственных и лично-стных качеств.
Наряду с общими задачами физического воспитания, преду-смотренными программой для массовых детских садов, в специаль-ном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специаль-ные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предше-ствующего двигательного опыта:
· повышение двигательной активности детей путем созданияспециальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
· формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;
· коррекция и компенсация недостатков физического развития;
· формирование личностных качеств, воспитание положитель-ной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуника-тивных свойств личности.
Решение общих и специальных задач, обеспечивается реализа-цией специальной программы по физическому воспитанию. Она включает в себя дополнительные разделы, не предусмотренные об-щей программой для массовых детских садов, предполагает специ-фические формы организации работы по физическому воспитанию, органическую связь медицинского, педагогического персонала и ро-дителей в решении задач физического развития, раскрывает специ-альные приемы работы с детьми со зрительной депривацией, вклю-чает описание и требования к оснащению физкультурных занятий.
1. Знакомство с основными положениями.
2. Формирование представлений о движении.
3. Общеразвивающие упражнения.
Дети должны уметь:
· ориентироваться по «схеме» тела; - ходить (на ориентировочный звук) не шаркая ногами, сохра-няя заданное направление;
· выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, по-вернуться;
· бегать за воспитателем (на звук бубна, погремушки);
· сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, перешагивая предметы;
· ползать на четвереньках, лазать по гимнастической стенке произвольным способом;
· энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах;
· катать мяч в заданном направлении, не ориентируясь на зву-ковой сигнал;
· бросать мяч вниз о пол и вверх, ловить его двумя руками;
· выполнять танцевальные движения - кружиться в парах, при-топывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (платочки, флажки).
1. Закрепление материала 1 года обучения.
2. Основные движения.
· ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног, за звуковым сигналом;
· лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, переле-зая с одного пролета на другой;
· ползать на четвереньках, по скамейке на животе, подтягиваясь руками;
· довить мяч руками;
· принимать правильное исходное положение при метании;
· метать правой и левой рукой из-за головы на звуковой сигнал;
· сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;
· строиться в колонну по одному, парами в круг, в шеренгу (с помощью взрослого);
· выполнять танцевальные движения: пружинка, парами по кру-гу; кружиться по одному и в парах; упражнения с предметами и без них.
1. Закрепление пройденного материала.
· ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп, определяя направление по звуковому сигналу, по специальной дорожке без звука;
· лазать по гимнастической стенке двумя способами;
· ползать по скамейке: змейкой между предметами по полу;
· метать в цель с расстояния 2--3 м после звукового сигнала;
· бросать и ловить мяч, отбивать мяч на месте;
· сохранять устойчивое равновесие при выполнении упражне-ний;
· перестраиваться в колонну по два, равняться, размыкаться, в колонне, шеренге (самостоятельно); выполнять повороты направо, налево, кругом;
· выполнять танцевальные упражнения; приставной шаг с при-седанием, полуприседания с выставлением ноги на пятку; кружение по одному и парами на носочках;
· освоить основные положения рук, ног, туловища и движения, совершаемые ими;
· знать место занятий и способы ориентирования на нем;
· называть изучаемые игры.
1. Повторение и закрепление пройденного материала.
· выполнять правильно все изученные виды ходьбы и бега; все виды прыжков, упражнений с мячом, метания, ползания, лазанья;
· уметь пользоваться спортивным инвентарем;
· выполнять построения и перестроения, основные строевые команды;
· выполнять физические упражнения из разных исходных по-ложений четко, ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словес-ной инструкции;
· сохранить правильную осанку, походку при ходьбе;
· уметь ходить и бегать, ориентируясь на неподвижный и пере-мещающийся звуковой ориентир; по нескольким ориентирам;
· выполнять метания в озвученную мишень с расстояния 3-4 м;
· знать место занятий и способы самостоятельного ориентиро-вания в нем, названия и правила разученных игр.
Программа «Тифлографика» Л.М. Егорминой
Тифлографика - теория построения рельефных рисунков, при-меняемых в качестве пособий при обучении слепых детей рельефно-му рисованию. Тифлографика знакомит с пространственной ориен-тировкой на рисунке, со способами оценки величины и формы изо-браженных предметов.
Отечественные и зарубежные тифлопедагоги (С. Геллер, С. М Гибор, О. И. Егорова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, К). А. Кулагин, Н. А. Семевский, А. И. Солнцева, В. Фромм) обос-новали возможности и условия использования рельефных рисунков слепыми детьми: рельефный рисунок только тогда выполняет роль наглядного пособия и является источником знания, когда у ребенка накоплены минимальные представления о предметах, сформировано умение соотносить объемные предметы с контурным изображением, когда ребенок обучен способам восприятия и воспроизведения рель-ефного рисунка - тифлографике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11