Основные задачи и принципы воспитательной работы в университете сформулированы в «Концепции воспитательной работы в Ставропольском государственном университете». Для организации внеучебной работы в университете сложилась развитая инфраструктура, обеспечивающая реализацию различных направлений воспитательной работы: психологическая и социологическая служба, общественные организации (Союз студентов СГУ, профсоюзная студенческая организация), общественных Советов (Институт кураторов, Совет по работе в общежитиях, по профилактике правонарушений).
Регулярно на заседания Ученого совета университета, совещаниях при ректоре (ректорате), деканских совещаниях, заседаниях Ученых Советов факультетов и заседаниях кафедр рассматриваются вопросы по организации воспитательного процесса в университете, на факультете, в общежитиях, в академических группах.
Традицией стало проведение таких мероприятий, как День первокурсника, Посвящение в студенты, фестиваль «Студенческая весна», конкурс «Студент, студентка года», «Лучшая академическая группа» и др.
7.3.2. В университете регулярно проходят встречи ректора университета, профессора В.А. Шаповалова, с активом академических групп. Важной составляющей эффективности системы воспитательной деятельности в университете является развитие студенческого самоуправления. В общежитиях совершенствуется инфраструктура для организации внеучебной работы: во всех общежитиях функционируют компьютерные классы открытого доступа к Интернет-ресурсам, оборудован диско-холл; в вестибюлях каждого общежития установлены телевизоры.
7.3.3. Наличие института кураторов, тьюторов, оказывающих студентам морально-психологическую поддержку, помогающих одаренным студентам определить индивидуальную образовательную траекторию, ориентиры научно-профессиональной карьеры.
7.3.4. Наличие системы мер поощрения, стимулирования успешных студентов (награждение премиями, туристскими поездками, рекомендации к поступлению в аспирантуру, обеспечение вторичной занятости). Введено в действие Положение о дипломах с отличием в СГУ, социальная поддержка молодых семей.
Таким образом, эффективная работа по созданию в университете комплекса организационно-методических, информационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих раскрытие творческих способностей и самореализацию студентов, позволяет придать работе с одаренной молодежью системный практико-ориентированный характер.
Часть II. Программа работы с одаренной молодежью В СГУ
1. Организация работы с одаренными учащимися в системе довузовской подготовки
1.1. С целью совершенствования механизмов выявления, отбора одаренных школьников - будущих студентов университета, создания условий для развития их творческих возможностей целесообразно:
- реализовать сетевой подход к объединению работающих в крае специализированных образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание одаренных школьников, установление договорных отношений с этими учреждениями;
- расширение сети университетских лицейских классов; реализация принципа компетентностного подхода к проектированию содержания обучения и воспитания одаренных школьников, обучающихся в университетских лицейских классах;
- обоснование условий (организационных, психолого-педагогических, методических, социальных) для самореализации интеллектуально одаренных детей в процессе их учебно-исследовательской работы;
- разработка психолого-педагогической модели личности одаренного школьника в единстве его креативных и личностных качеств.
1.2. Внедрение новых организационных форм работы с талантливой учащейся молодежью с целью повышения ее мотивации к НИД:
- организация в университете научных объединений (центов, лабораторий, творческих групп), в состав которых входят одаренные школьники, студенты, аспиранты, молодые ученые;
- создание клуба одаренных школьников, студентов, аспирантов - победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, выставок;
- организация института тьюторства с привлечением успешных студентов, аспирантов к работе с одаренными школьниками в качестве тьюторов - наставников, помогающих школьнику выбрать ориентиры в профессиональной научной карьере;
- создание НОЦ для управления, координации работы факультетских специализированных школ, лабораторий, творческих коллективов, кружков, в состав которых входят талантливые школьники;
- создание Центра довузовской подготовки, в функции которого входят: выявление, отбор, обучение и развитие талантливой молодежи; организация, управление школой лидера; мониторинг достижений одаренных школьников; информационное обеспечение творческих достижений одаренных школьников;
- организация летнего лагеря «Интеллектуал», объединяющего одаренных школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых;
- организация летних экспедиций школьников, студентов, аспирантов, ученых университета для проведения научных исследований, восстановления, сохранения культурно-исторических, природно-ландшафтных памятников.
1.3. В целях информационного обеспечения процесса обучения, воспитания и развития одаренных школьников необходимо:
- создание базы данных о современных образовательных технологиях, применяемых для обучения, развития одаренных школьников;
- создание базы данных о творческих достижениях школьников, составленных на основе их портфолио, резюме, самопрезентаций;
- проведение дистанционных олимпиад, заочных конкурсов «Интеллектуальный марафон», применение виртуальной тестовой программы в технике Квест;
- создание Центра превосходного образования в области дизайна и мультимедиатехнологий, учебно-научных лабораторий (web-студии, научно-учебный центр, инфокоммуникационных технологий (в рамках реализации проекта Президента РФ «Российская молодежная информационная сеть»).
1.4. Обобщение и распространение передового опыта работы с талантливой молодежью, повышение психолого-педагогической компетентности специалистов, работающих с одаренными учащимися, в связи с чем целесообразно:
- закрепление традиции совместного проведения преподавателями университета и педагогами специализированных учебных заведений, работающих с одаренными детьми, разнообразных организационно-методических мероприятий: семинаров, конференций, открытых занятий, конкурсов, олимпиад, диспутов, мастер-классов;
- обобщение опыта работы школ, учреждений дополнительного образования по развитию интеллектуально одаренных детей в условиях профильного обучения;
- организация ВНИКа по разработке теоретико-методологических аспектов персонификации образования интеллектуально одаренной молодежи;
- проведение семинаров, мастер-классов, тренингов для повышения методической готовности преподавателей университета к работе с одаренной молодежью;
- оказание научно-методической поддержки ДДТ в создании кафедры педагогики дополнительного образования, направленной на обеспечение процесса обучения, воспитания и развития личностного потенциала одаренного ребенка;
- организация психологической консультативной службы для специализированных образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми («Поиск», ДДТ, лицей № 14, гимназия № 25).
2. Система работы с одаренными студентами в СГУ.
2.1. Организация учебной деятельности.
Подготовка элитного специалиста качественно нового типа требует создания условий, в которых одаренные студенты могут реализовать свои интеллектуальные способности, овладеть академическими компетенциями, в связи с этим необходимо:
- разработать и внедрить технологию выявления, отбора одаренных студентов, порядок прикрепления к ним тьюторов-магистрантов (аспирантов), ведущих преподавателей;
- разработать систему заданий для самостоятельной работы повышенной сложности;
- привлекать талантливых студентов к разработке УМК, к внедрению инновационных технологий (проективных, рефлексивных, позитивно-исследовательских); ИКТ;
- в методической работе перенести акцент с разработки проблем обучения на разработку вопросов организации самостоятельной работы;
- разработать и внедрить курсы по выбору «Научная организация труда студента-исследователя», «Современные информационные технологии в научном исследовании», «Особенности карьерного и личностного роста преподавателя вуза», «Региональные политические элиты», «Корпоративная культура», « Психология инновационной деятельности корпоративного сообщества»;
- овладение преподавателями университета интенсивными методами овладения задач: метод «мозгового штурма», метод эвристических вопросов, метод проектов, кейс-стадии, а также нетрадиционными видами лекций: лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция «вдвоем», лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, программированная лекция-консультация, лекция-диспут, управляемая лекция;
- на факультетах и кафедрах предусмотреть привлечение ведущих ученых профильных институтов РАН, РАО, РАМН, РИСХН к чтению лекций и спецкурсов для студентов университета;
- обеспечить освоение не менее чем 20 процентами преподавателей, имеющих навыки работы в Интернете в интерактивном режиме, навыки чтения лекций в режиме телеконференций;
- расширить перечень дополнительных квалификаций, специализаций, соответствующих интересам, запросам одаренных студентов;
- расширить языковую подготовку студентов через систему дополнительных курсов иностранных языков, выдачу выпускникам университета Европейского приложения к диплому;
- совершенствование механизмов и форм академической мобильности студентов и преподавателей; привлечение к оценке качества образовательной деятельности университета студентов и работодателей;
- обновить содержание и технологий выполнения курсовых и ВКР, усиление в них аспекта актуальность материалы исследовательских задач и практической значимости;
- разработка технологий дистанционного открытого образования в СГУ посредством ИКТ, применения кейс-технологий на основе материалов информационно-образовательного портала;
- издать пилотажным тиражом учебно-методические материалы по обучению студентов методике использования учебных средств нового поколения (цифровые образовательные ресурсы, информационные УМК, инструменты, коллекции и др.);
- разработать систему мероприятий по усилению роли научной библиотеки университета и Интернет-технологий в реализации дистанционного образования;
- считать, что деятельность Регионального центра дистанционных образовательных технологий, созданного в структуре университета, направлена на решение задач формирования транспортной системы передачи образовательной информации, разработки информационно-образовательных систем для ДО, подготовки организационно-методического обеспечения и сетевых преподавателей для реализации ДО;
- разработать и внедрить технологию по привлечению лучших выпускников средних профессиональных учебных заведений к поступлению в вуз; обеспечить участие преподавателей университета в итоговой государственной аттестации выпускников профильных колледжей, техникумов и др., в качестве членов жюри в конкурсах профессионального мастерства и пр.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9