Рефераты. Концепция работы с одаренной молодежью

Регулярно студенческие лидеры факультетов принимают участие: в школах актива (г. Кисловодск), в работе Студенческой Ассамблеи (г. Санкт-Петербург), в рамках международного проекта развития студенческого самоуправления, в работе Форума студенческой молодежи Южного федерального округа «Мы- молодые!» (г. Элиста), научно-практической конференции ЮФО «Кавказ и Юг России - молодежное сотрудничество» (г. Нальчик).

Для организации студенческого самоуправления на каждом факультете и в настоящее время успешно функционируют: студенческий деканат, студенческий совет общежития, старостат, профбюро, которые координируют деятельность студентов как в учебном процессе, так во внеучебное время.

Мероприятия, проводимые студдеканатами на факультетах: посвящение в студенты первокурсников; организация «Дня знаний» на факультете и «Недели первокурсников»; организация культурно-массовых мероприятий на факультете; конкурсы стенгазет на факультет и пр.

В жизнедеятельности факультетов нередки случаи, когда у студентов самых разных специальностей раскрываются в университет яркие художественные способности, творческие достижения.

Важное место в реализации программы эстетического воспитания студентов отведено художественным коллективам, заботе об эстетике быта, Студенческому клубу. Практика показывает, что одним из направлений внеучебной работы является привлечение студенческой молодежи к участию в художественных коллективах, где студентам предоставляется возможность студентам реализовать свои творческие способности. Этому способствует наличие стабильных, работающих в течение нескольких лет и успешно представляющих университет на городских, краевых и российских фестивалях и конкурсах художественных коллективов: студии эстрадного танца «Экстрим», театр танца «Смайл», получившего звание народного коллектива, а также работа других студий: театральной, танцевальной «Эдельвейс», вокальной, музыкальной, студии КВН, ИЗО-студии, фольклорной группы «Версия».

Реализуя комплексные программы художественного творчества студенческой молодежи, университет преследует цель формирования гармоничной, высоконравственной личности молодого россиянина. В связи с этим одной из задач студенческого клуба является поиск и поддержка уже имеющихся талантливых студентов, презентация их достижений.

Традиционными студенческими конкурсами, выявляющими самых одаренных, умных, талантливых, интеллектуально развитиых, творческих и вдохновенных, стали конкурсы «Студент, студентка года», «Лучшая академическая группа», «Куратор года», «Педагогический дебют».

Благодаря незаурядным способностям студенты получают возможность для вторичной занятости, особо отличившиеся студенты приглашаются на работу, совмещая ее с учебой в университете: работают учителями в школе, детскими тренерами в ДЮСШ города, в реабилитационном Центре, в детской городской больнице в качестве инструкторов ЛФК и массажистов.

Главная цель социокультурной работы в университете состоит в создании среды, условий, стимулирующих формирование у студентов социально значимых ценностей: патриотизма, гражданственности, духовности, инициативности, толерантности, креативности, готовности к социальной инициативе.

Таким образом, важнейшим итогом образовательной деятельности университета как регионального научного и социокультурного центра является развитие творческого потенциала одаренных студентов в академической, научной, общественной, художественно-эстетической, спортивной сферах.

Раздел V. Воспитание интеллектуальной элиты в системе послевузовского образования.

Система послевузовского образования включает два направления: первое - подготовка и аттестация специалистов высшей квалификации в аспирантуре (65 специальностей), докторантуре (15 специальностей); а также в форме соискательства.

Второе направление - система получения второго высшего образования, стажировки, повышения квалификации. В университете действует Центр-Интернет образования, осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области информационных технологий и информационной безопасности.

В СГУ разработана и реализуется комплексная программа подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации.

При университете работают диссертационные советы, имеется Центр мониторинга послевузовского образования, выработано Положение о рекомендации выпускников университета в аспирантуру.

Университет, заключая договор с аспирантами, соискателями, оказывает научно-методическую, материальную помощь будущим элитным специалистам в подготовке и оформлении диссертации.

Для эффективного функционирования системы повышения квалификации, научного потенциала молодых ученых особенно необходимы договоры СГУ с ведущими научными учреждениями.

Особое внимание при организации научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности уделяется формированию сегментов научной инфраструктуры, создаваемых совместно с подразделениями РАН и другими государственными академиями. Университет имеет долгосрочные договоры о научно-техническом сотрудничестве с 20 структурными подразделениями РАН и РАО.

На основании договоров о сотрудничестве и учредительных договоров создано 10 совместных научных структурных подразделений: Отдел социально-политических проблем Кавказа ЮНЦ РАН при СГУ (науч. рук. проф. Шаповалов В.А., зав. лаб. отд. проф. Авксентьев В.А.); Лаборатория биоресурсов, биологически активных веществ и новых материалов ЮНЦ РАО и СГУ (науч. рук. проф. Шаповалов В.А., зав. лаб. д-р техн. наук Ищенко В.М.); Межведомственный научно-образовательный центр истории науки и техники Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН и СГУ (рук. д-р геогр. наук Лиховид А.А.); Проблемная научно-исследовательская лаборатория (ПНИЛ) русской литературы XXI века: проблемы духовности Института русской культуры (Пушкинский дом) РАН и СГУ (рук. проф. Бронская Л.И.); ПНИЛ интеллектуальной истории Института всеобщей истории РАН и СГУ (рук. д-р ист. наук Крючкова И.В.); ПНИЛ исследований социально-политических процессов на Северном Кавказе Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН и СГУ (рук. д-р социол. наук Ерохин А.М.); ПНИЛ региональной элитологии ИСПИ РАН и СГУ (рук. проф. Новикова О.С.); ПНИЛ гендерологии и гендерной конфликтологии ИСПИ РАН И СГУ (рук. доц. Андреева Н.И.); ПНИЛ этноконфликтологии Института социологии РАН и СГУ (рук. проф. Авксентьев В.А.); ПНИЛ психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи Института психологии РАО и СГУ (рук. проф. Озеров В.П.).

В связи с изменениями порядка сдачи экзаменов кандидатского минимума, в частности введения нового кандидатского экзамена по Истории и философии науки, в университете проведен ряд организационно-методических мероприятий: разработана программа курса с учетом научных специальностей и отраслей наук, по которым ведется подготовка в аспирантуре университета; определен состав преподавателей, которые читают курсы по философии истории отдельных отраслей науки; организовано прохождение данными преподавателями повышения квалификации, создана кафедра философии и истории науки ,на базе которой осуществляется подготовка и сдача кандидатского экзамена по истории и философии науки; разрабатывается его учебно-методическое обеспечение.

В соответствии с приказом Рособразования обучение на курсах повышения квалификации осуществляется по следующим направлениям:

«История и философия науки», «Менеджмент в образовании», «Современные педагогические технологии», «Информационно-коммуникационные технологии».

В СГУ продолжается работа по совершенствованию информационной системы управления в области послевузовского профессионального образования: создан Центр мониторинга послевузовского профессионального образования, имеющий собственный программно-аппаратный комплекс, включающий три модуля:

- «Аспирантура (докторантура)»;

- «Диссертационный совет»;

- «Служба анализа и статистики».

Создание Центра мониторинга послевузовского профессионального образования университета, включение указанного программного комплекса в общую автоматизированную информационную систему университета позволило усовершенствовать процесс управления и контроля качества системы послевузовского профессионального образования, собирать, хранить и обрабатывать информацию о деятельности диссертационных советов, действующих при университете, автоматизировать делопроизводство, качественно и быстро готовить ежегодный отчет о результатах послевузовского профессионального образования университета.

Реализация проекта по реконструкции научной библиотеки позволила создать в университете интеллектуальный центр. Использование информационных ресурсов библиотеки - важнейшая составная часть образовательного процесса по реализуемым специальностям, в том числе и в системе послевузовского образования.

Основными путями совершенствования послевузовской подготовки специалистов высшей квалификации в настоящее время являются:

- совершенствование системы планирования и формирования контингента поступающих в аспирантуру и докторантуру;

- планирование и своевременная корректировка программ подготовки докторов и кандидатов наук, прогностическое квотирование мест в аспирантуре для талантливых студентов;

- повышение требований, обеспечивающих конкурсное поступление в аспирантуру, селективный отбор одаренных студентов;

- повышение роли стажировок в крупных научных центрах, привлечение для чтение лекций, проведения мастер-классов ведущих ученых отечественных и зарубежных университетов;

- разработка комплекса мер по усилению заинтересованности учреждений РАН в совместной с университетом деятельности - в привлечении ученых университета к выполнению научных проектов, финансируемых из средств федерального бюджета;

- разработка долгосрочной программы использования возможностей научной стажировки аспирантов, молодых ученых в научных подразделениях РАН, привлечение одаренной научной молодежи к научным исследованиям Центра, повышения заинтересованности ведущих ученых ЮНЦ РАН в преподавательской деятельности в университетах;

- разработка системы мер по превращению базовых кафедр университета, созданных при научных учреждениях РАН, в стабильный источник подготовки специалистов системы РАН;

- систематическая работа по формированию кадрового потенциала факультетов кафедр из числа талантливых выпускников аспирантуры.

Вышеназванные условия, факторы направлены на обеспечение высокого качества подготовки элитных специалистов, формирования кадрового потенциала университета и других вузов ЮФО.

Раздел VI. Особенности системы трудоустройства одаренных студентов

Начала будущего карьерного и личностного роста у одаренных студентов, как правило, закладываются уже на III - IV курсах.

Личностный рост есть обретение жизненного пути в целом, а карьера - это профессиональный путь.

Одним из средств обеспечения успешности такого роста, обеспечения качества жизни будущего специалиста является систематическое проведение «Дней карьерного роста» - мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов. Воспитательное значение таких мероприятий в том, что на них студенты выступают с самопрезентациями (устно, размещение на стенде, демонстрация портфолио через кейс- папку), в которых они представляют свои достижения в личностном и карьерном росте. В кейс-папке, например, отражаются план действий после окончания вуза, автобиография, общественная работа, стажировка, практики, демонстрация конкретных результатов (резюме, эссе, видеоматериалы, образцы работ, письма поддержки и другие примеры достижений).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.