Рефераты. Концепция работы с одаренной молодежью

Одаренные студенты, аспиранты, молодые ученые испытывают особую заинтересованность в точном обозначении факторов, условий, правил проектирования будущей профессиональной карьеры, ее связи с социальной карьерой, квалификационной карьерой.

Квалификационная карьера предполагает признание достижений, результатов труда человека профессиональным сообществом, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. Так, для студентов и аспирантов первым шагом в карьере могут стать именные стипендии, победа в конкурсе, достижение значительного успеха в каких-либо других областях.

В этом отношении особенно важно включение в учебный процесс курсов по выбору «Профессиональная карьера преподавателя», «Этика профессиональной карьеры», организация коучинг-технологий, помогающих проектировать профессиональную карьеру, жизненную судьбу.

Для одаренных студентов - выпускников необходим специальный комплекс мер по оказанию им помощи в трудоустройстве, в оказании им психолого-педагогической поддержки в адаптации к новым условиям профессиональной деятельности.

Например, на этапе специализации формируются основы профессиональной культуры, целевых установок, закладываются профессиональные знания, навыки, происходит интеграция специальной теоретической и практической подготовки. На данном этапе осуществляется оформление замысла, будущего направления научной работы, выбора кафедры, научного руководителя.

Одаренные студенты, а затем и аспиранты, как правило, свой профессиональный выбор связывают с научной и преподавательской деятельностью в университете.

Однако это не исключает необходимости придания трудоустройству таких аспирантов системного характера: прогнозируемого и планируемого процесса сохранения и усиления кадрового потенциала кафедр университета, установления обратной связи с выпускниками, анализа стартовых условий начала профессиональной карьеры.

Развитие системы трудоустройства целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

1. Разработка комплекса мер по обеспечению морально-психологической поддержки выпускников, их адаптации к месту работы;

2. Анализ результатов профессиональной деятельности молодого специалиста, внесение последующих изменений в процесс его адаптации к условиям профессиональной деятельности, оценка уровня сформированности его компетентности, способности к творческой деятельности, самостоятельности в принятии решений, оценка степени социальной зрелости личности.

3. Значительный круг решения службой трудоустройства задач связан с изучением рынка научно-интеллектуального труда:

- маркетинговые исследования спроса на предоставляемые вузом образовательные, научно-инновационные услуги, позволяющие планировать номенклатуру специальностей, в которых заинтересованы образовательные и научные учреждения края, ЮФО, России;

- оценка востребованности научно-педагогических кадров с учетом потребностей регионального, российского и международного рынков труда, научно-образовательного потенциала вуза, его традиций;

- поиск связей, упрочение системы социального партнерства в системе ВПО, способствующих развитию взаимодействия между сферой обучения, службами занятости, образовательными и научными центрами;

- расширение договорных отношений с работодателями с целью решения задач профессиональной подготовки, профориентации и трудоустройства студентов.

4. Новые, возможности для работы службы трудоустройства студентов, аспирантов предоставляет информационные технологии.

Каждый локальный сервер обеспечивает поддержку следующих взаимосвязанных друг с другом информационных систем: трудоустройства, система нормативно-правовой информационной поддержки; навигационно-справочная служба, система анализа рынка труда и образовательных услуг.

Информационная система «Трудоустройство» обеспечивает:

- введение базы данных выпускников (магистратура, удаленный ввод/ редактирование и хранение предложений молодых специалистов, желающих найти работу);

- введение базы данных вакансий (регистрация фирм, научно-образовательных центров);

- поиск специалистов по таким параметрам, как специальность, возраст, учреждение профессионального образования, зарплаты, знание иностранного языка и т.п.;

- поиск организаций, нуждающихся в специалистах.

Система «Нормативно-правовой поддержки» обеспечивает доступ к законодательным актам, нормативным и распорядительным документам различных ведомств, регулирующих взаимоотношения в сфере труда и образования.

Система «Анализ рынка труда и образовательных услуг» обеспечивает расчет статистических показателей, характеризующих спрос и предложение на рынке образовательных услуг и труда во временном и географическом аспекте.

«Навигационно-справочная служба» предоставляет пользователю информацию о службах занятости, информационных интернет-ресурсах, справочниках и базах данных, направленных на поддержку трудоустройства и переподготовку кадров, психологическую поддержку соискателей вакансий.

Для университета - это, с одной стороны, возможность дать рекламу образовательных услуг, а с другой - получить необходимые сведения о наличном спросе и требованиях, предъявляемым работодателям.

Увеличиваются также возможность для проведения исследовательских работ по прогнозированию трудоустройства.

Раздел VII. Условия повышения эффективности системы работы с одаренными студентами в СГУ

7.1. Организационно-методические условия

7.1.1. Наличие магистратуры как средства отбора талантливых студентов, как образовательной ступени, позволяющей вести обучение на высоком уровне трудности, совмещать разнообразные формы организации учебного процесса и научной деятельности: научные семинары, студенческие исследовательские лаборатории, защита исследовательских проектов.

Магистратура - это база для подготовки не только преподавателей высшей школы, но также и будущих ученых, обладающих высоким уровнем научно-профессиональной компетентности.

7.1.2. Обновление содержания образования за счет внедрения новых, более востребованных специализаций, дополнительных квалификаций: «Консультант по правовому обеспечению предприятий», «Оценка бизнеса», «Юридический психолог», «Специалист по парламентаризму» (парламентской деятельности), «Работник государственной службы по молодежной политике», «Специалист в области компьютерной графики и Web - дизайна» и др.

7.1.3. Обеспечение образовательного процесса элективными курсами, учебно-методическими комплексами, ориентированными на увеличение доли самостоятельной работы, на выполнение творческих заданий.

7.1.4. Внедрение новых технологий обучения.

Проективные технологии, разрабатываемые на основе концепции проективного образования (проективной педагогики): формирование проективных компетенций посредством интеграции метода проектов с информационными технологиями.

Рефлексивные технологии (способ самопознания и самооценки личности и профессионального роста). Реализуются посредством применения форм: тренинг делового общения, личностного роста, коммуникативных умений.

Коммуникативно-деловые технологии. Формы: телемост, диалог, полилог, пресс-конференция, диспуты, дискуссии, телеконференции, направленные на развитие академических и научно-исследовательских компетенций, опыта творческой деятельности.

Проблемно-поисковые технологии. Формы: проблемный видеопрактикум, ситуации, задачи, Сократов круг, кейс-стадии, «Техника аквариума», научный серпантин и др., способствует развитию критического и креативного профессионального мышления, формирует навыки научно-практической, исследовательской деятельности.

7.1.5. Высокий уровень развития научной инфраструктуры: продуктивность работы научных школ, научных направлений, ПНИЛ, НОЦ.

7.1.6. Мониторинг качества профессиональной, научной подготовки, внедрение ИКТ в управление научно-образовательным процессом.

7.1.7. Система взаимодействия университета с научными учреждениями Российской академии наук, других государственных академий, включающая упорядоченные договорные отношения, элементы совместной научной инфраструктуры, взаимодействие в различных аспектах образовательной, научно-исследовательской и научно-организационной деятельности, подготовке и аттестации кадров высшей квалификации.

7.1.8. Привлечение ведущих специалистов РАН для чтения лекций, научной и образовательной деятельности в университете, практика организации и проведения научных конференций, сотрудничество с общественными академиями.

7.1.9. Наличие связей с зарубежными научно-образовательными центрами как средство формулирования у студентов научной эрудиции, кругозора, опыта установления деловых отношений.

7.2. Информационное обеспечение научно-образовательной деятельности.

7.2.1. Совершенствование комплексной информационной системы управления и мониторинга качества учебной и научной деятельности студентов, преподавателей, разработка оценочных средств государственной аттестации выпускников.

7.2.2. Систематизация и структурирование компьютерных программ учебного назначения;

7.2.3. Высокий уровень информатизации научной библиотеки; компьютеризация библиотечного обслуживания, автоматизация работы ее отделов.

Наличие доступа как к российским, так мировым библиотечным ресурсам, сотрудничество научной библиотеки СГУ с Научной электронной библиотекой, позволяющей пользование полнотекстовыми версиями научных журналов по всем направлениям фундаментальной науки, издаваемых крупнейшими издательствами, а также предоставляющей доступ к полнотекстовым версиям научных журналов по всем направлениям фундаментальной науки, издаваемых крупнейшими издательствами. Сотрудничество с Российской государственной библиотекой, предоставляющей доступ к полнотекстовым версиям авторефератов и диссертаций, защищенных за последние 5 лет.

Наличие в СГУ собственной электронной библиотеки, состоящей из нескольких баз данных (авторефераты, диссертации, труды ученых СГУ), имеющей доступ к электронному каталогу университета.

7.2.4. Применение в образовательном процессе компьютерных программ учебного назначения, развитие системы дистанционного образования: использование ИКТ, освоение кейс-технологий, привлечение студентов, аспирантов к обновлению сайта университета.

7.3. Психолого-педагогические условия

7.3.1. Одаренные студенты - наиболее стойкие и преданные подсистеме университетского духа.

Воспитательная работа, в частности работа по формированию корпоративной культуры, совершенствуется за счет активного вовлечения студентов в самоуправление, различные формы спортивно-массовой, клубной работы, участия в смотрах - конкурсах, КВН, фестивалях, научно-исследовательской работе и т.д. В СГУ созданы структуры управления воспитательной работой на уровне вуза, факультетов и кафедр, действуют органы студенческого самоуправления. Развивается материально-техническая база для проведения внеучебной работы. Возрождаются студенческие строительные отряды; совершенствуется создана система поощрения студентов за активное участие в общественной жизни вуза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.