Рефераты. Концепция работы с одаренной молодежью

Концепция работы с одаренной молодежью

61

КОНЦЕПЦИЯ

РАБОТЫ С ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

ВВЕДЕНИЕ

Выявление, отбор, социально-педагогическая поддержка одаренной молодежи - одно из важнейших направлений Государственной молодежной политики, ориентированной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, на обеспечение ее конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности.

Концепция и программа одаренной учащейся молодежью разработаны с учетом требований, изложенных в Рекомендациях Молодежной общественной палаты при Госдуме РФ по реализации Стратегии государственной молодежной политики в РФ, Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобразования и науки РФ, в положениях Концепции и программы развития СГУ на 2006-2010 годы, в Концепции воспитательной работы в СГУ, Постановлениях Ученого Совета СГУ.

Содержание концепции развертывается в соответствии с ориентирами, заданными национальным проектом «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи», а также государственной молодежной политикой, реализуемой в федеральных проектах «Молодежь России», «Образование».

В Стратегии государственной молодежной политики приоритетное направление «Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России» осуществляется в реализации следующих проектов:

* «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд». Цель: информировать молодежных жителей страны о возможностях организации своей жизни в обществе, формировать образ успешного россиянина.

* «Доброволец России». Цель: вовлечь молодежь в социальную практику и деятельность институтов гражданского общества.

* «Карьера». Цель: формировать навыки построения карьеры и эффективного продвижения молодых людей на рынок труда.

Приоритетное направление «Развитие созидательной активности молодежи» реализуется в проектах:

* «Команда». Цель: предоставить возможность молодым людям проявить свою активность в общественной жизни и освоить навыки самоорганизации.

* «Успех в твоих руках». Цель: выявлять и продвигать талантливую молодежь и продукты ее инновационной деятельности.

В соответствии с целями государственной политики по поддержке способной и талантливой молодежи в качестве наиболее актуальных для образовательной деятельности университета определены следующие задачи:

- создание условий для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личности студента, молодого ученого;

- освоение студентами методологии познания и творчества, единства интуитивно-творческих и дискурсивных форм познания;

- создание предпосылок для органичного включения выпускников университета в инновационную научную, экономическую, социальную и культурную деятельность;

- освоение студентами будущей профессиональной деятельности как единства физических, духовно-правовых, социальных и ноосферных закономерностей;

- интеграция академической, научно-исследовательской работы студентов, органическая связь учебного процесса с внеучебной деятельностью;

- своевременное выявление творческих задатков, обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных студентов, аспирантов, молодых ученых;

- обеспечение целостности, преемственности в работе с одаренной молодежью на разных ступенях образования: в системе «школа - вуз - послевузовское образование - трудоустройство».

Реализация данных принципов позволит обеспечить совершенствование учебной и внеучебной работы со студентами с целью повышения качества подготовки элитных специалистов, развития творческих способностей студентов, а также выявления одаренной молодежи в школе, на первом курсе обучения в вузе, поддержки выпускников после окончания университета, т.е. формирование кадрового потенциала для исследовательской, производственной, социально-политической, административной и предпринимательской деятельности.

В соответствии с основными видами творческой деятельности учащихся выделены следующие направления работы с одаренной молодежью: учебная, научно-исследовательская, общественная, профессиональная, художественная, спортивная.

Системный характер работы с одаренной учащейся молодежью придает наличие вертикальных связей, преемственности социально-педагогического сопровождения на всех ступенях образования: в школе - в вузе - в период после вузовского образования - поступление на работу.

ЧАСТЬ I.

Раздел 1. Проектирование системы работы с одаренной молодежью в СГУ.

В соответствии с важнейшими документами в области образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция государственной молодежной политики в РФ, нормативные документы и рекомендации Минобрнауки, Рособразования, Рособрнадзора, Концепция и программа развития СГУ на 2006-2010 гг. и др.) работа с одаренной молодежью в университете является одним из главных направлений в формировании стабильного контингента обучающихся, повышении качества подготовки специалиста, реализации инновационных проектов.

Немалая часть одаренных учащихся, достигших значительных успехов в учебной, научно-исследовательской деятельности, в области художественного и технического творчества, спорта и получивших высокую оценку, признание на региональном, зональном и всероссийском уровнях, становится студентами университета.

В СГУ имеется положительный опыт работы с одаренной студенческой молодежью, выстраиваемой в системе довузовской и вузовской подготовки.

Довузовская подготовка осуществляется посредством сотрудничества с профильными школами, МАН, научные исследования которой проводятся на базе университета, организацией олимпиад, конкурсов, соревнований, выставок.

Вузовская подготовка (прежде всего в академической и научно-исследовательской, научно-информационной областях) включает в себя единство традиционных и инновационных форм: Студенческие научные общества, научные кружки и проблемные гранты, участие в выполнении проектов при поддержки грантов, конкурсах студенческих работ, работа инновационно-технологического центра, участие студентов в научных конференциях, семинарах, публикация результатов исследования в научных сборниках.

Традиционными и эффективными средствами выявления талантливой молодежи, стимулирования ее к творческой деятельности стали Конкурсы «Студент (Студентка) года», «Лучшая академическая группа», «Студенческая весна» и другие.

В то же время имеют место случаи, когда одаренные выпускники школ, став студентами, не всегда во время оказываются замеченными на факультетах, не всегда своевременно получают необходимую психолого-педагогическую поддержку.

Это объясняется тем, что в университете, на факультетах не сложилась комплексная система работы с одаренной молодежью от школ до послевузовского образования в связи с отсутствием взаимодействия структур, отвечающих за довузовскую подготовку, учебно-воспитательную, научно-исследовательскую деятельность и послевузовское образование.

Одаренные ребята, пройдя хорошую школу довузовской подготовки, попав в университет, растворяются в общей массе поступивших студентов, «теряются» на факультетах, не всегда их имена известны деканам. Слабо проводится работа по закреплению наставников из числа ведущих профессоров и доцентов за студентами, поступившими в вуз по приглашению ректора университета (победители всероссийских и международных олимпиад и конференций) и выявлению одаренной молодежи среди студентов 1 курсов, не прошедших систему довузовской подготовки.

Деятельность специализированных школ при факультетах, как правило, сводится к подготовке школьников к сдаче вступительных испытаний и не включает научно-исследовательскую, творческую составляющую.

В этой связи необходимо решение вопроса о создании при университете школы элитного образования для талантливых учащихся (постановление ректора от 16.10.06 г.).

В системе послевузовской подготовки также имеются недостатки в выявлении и продвижении талантливой молодежи по результатам ее научно-исследовательской, творческой деятельности в период обучения в университете, в частности, при поступлении в аспирантуру, при последующем трудоустройстве.

В целях совершенствования содержания, форм и методов работы с одаренной молодежью, придания ей системного характера, необходима разработка Концепции и Программы выявления, отбора, поддержки и продвижения талантливой молодежи, предусматривающих: построение модели работы с одаренной молодежью «довузовская подготовка - университет - послевузовское образование - трудоустройство»; совершенствование технологии работы всех структурных подразделений университета (факультетов, кафедр) по формированию и развитию творческой одаренности, спортивного мастерства и индивидуальных способностей студенческой молодежи.

Раздел 2. Содержание, организация процесса работы с одаренной молодежью.

Концепция включает разъяснение сущности ключевых понятий: «одаренность», «интеллектуальные способности», «интеллектуальное воспитание», разработку модели работы с одаренной молодежью в системе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, критерии отбора, технологию организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению [Психология: Словарь/ Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., исп. и доп. - М., 1990. - с. 247].

Интеллектуальная одаренность - уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности: порождение новых идей, использование инновационных подходов к решению проблем.

Интеллектуальные способности - свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.

В системе общих способностей выделяются познавательные (интеллектуальные) способности:

1. Конвергентные способности: скорость переработки информации, поиск и нахождение единственно правильного решения, способность к выявлению закономерностей; комбинировать в разных сочетаниях элементы проблемной ситуации.

2. Дивергентные способности (или креативность); способность порождать множество оригинальных идей.

3. Обучаемость: способность к усвоению знаний и способов деятельности, критерии обучаемости: количество дозированной помощи; перенос знаний.

Познавательные стили.

Познавательный стиль - это:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.