2) ориентация на творческий труд, возможность проявлять инициативу, самостоятельность;
3) критичность мышления, предрасположенность к поиску нестандартных решений.
Такие студенты особо нуждаются в создании условий для самостоятельной работы, предпочитают не традиционные формы занятий, а работу в компьютерном классе, в творческих мастерских.
Интеграция науки и образования, являющаяся одним из важнейших качеств элитного университета, предполагает включение в содержание образования курсов, раскрывающих методологию научного исследования, обучающих технологии его организации, представления результатов. Такой подход позволяет предложить следующую тематику учебных занятий со студентами: «Особенности студенческого научного исследования», «Технология подготовки научных публикаций», «Современные информационные технологии в научном исследовании», «Научная организация труда студента - исследователя», «Представление студенческих работ на конкурсы различных уровней».
При организации процесса обучения особенно важно учитывать потребность одаренных студентов в самостоятельной работе как приоритетной форме обучения.
Образовательный процесс одаренных студентов должен включать такие формы самостоятельной работы, как написание и защита рефератов, проектов, разработка и защита целевых программ, составление аннотаций, рецензирование научных статей, авторефератов, реферирование, перевод с иностранных языков и аннотирование публикаций на иностранных языках, самостоятельные творческие работы, составление структурно-логических схем, тестов, тезаурусов, разработка компьютерных программ учебного назначения и др.
4.2. Молодежная наука как фактор развития одаренных студентов
Молодежная наука - это форма объединения молодых людей, проявляющих интерес к научному знанию и пытающихся овладеть способами его получения, объединения студентов и их наставников, а также особые методы и формы научной подготовки молодежи. В рамках такого объединения решаются две тесно связанные и взаимообусловленные задачи - приращение научной грамотности молодой частью населения и привлечение в науку молодых талантливых людей, обладающих высокой мотивацией, направленностью на профессиональную научную деятельность.
Одним из перспективных направлений совершенствования системы, научно-исследовательской работы как средства интеллектуального воспитания, развития одаренных студентов является расширение форм научного творчества, обогащение их новым содержанием.
В современной вузовской практике активно используются такие формы научно-исследовательских занятий, как студенческие научные кружки (на младших курсах), проблемные творческие группы (на старших курсах), СНО, участие в научных конференциях, участие в научно-методических и социологических исследованиях, участие в международных программах, конкурсах, олимпиадах.
Ведущей формой организации НИР, воспитания молодых ученых, по-прежнему, является индивидуальная работа научного руководителя с талантливыми студентами.
Одним из самых массовых научных молодежных мероприятий высшей школы является Всероссийский открытый конкурс на лучшую научную работу студентов, активно способствующий выявлению и поддержке талантливой молодежи.
Данный конкурс - это не только возможность проверить себя, заявить о себе, но и возможность участвовать в творческом соревновании. Результаты данного конкурса - это еще и свидетельство качества подготовки специалистов, уровня организации научной работы с одаренными студентами.
В процессе становления и развития в СГУ сложились университетские традиции в организации научных исследований, обеспечивающих интеграцию академических ценностей и инновационных подходов.
Постепенно складываются и элементы системы инновационного творчества молодежи. Совершенствуется практика организации студенческих научно-производственных отрядов. Одной из важнейших составляющих научно-исследовательской работы университета является участие в инновационных выставках, на которых работы молодых ученых и их научных руководителей неоднократно удостаивались высоких наград: медалей, дипломов международных салонов инноваций (г. Москва), Международной промышленной ярмарки в Ганновере, международной выставки-конгресса «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции».
Талантливые студенты принимают активное участие по большинству направлений в Открытом конкурсе на лучшую научную работу, ежегодно получая награды Министерства образования; студенты университета - победители конкурсов грантов (программа IREX; фонд Форда; Центр фундаментального естествознания, г. С-Петербург; Программа INTAS, программа стажировок в научных учреждениях РАН и ведущих вузах России).
В университете успешно работает инновационно-технологический студенческий центр, занимающийся созданием мультимедийного программно-методического обеспечения по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Студенты СГУ заняли первое командное место в VI открытой университетской олимпиаде по программированию среди студенческих команд вузов и колледжей ЮФО, команда ФМФ вышла в финал чемпионата мира по программированию.
Студенты университета - участники Всероссийского смотра-конкурса научно-технического творчества студентов вузов «Эврика», основной задачей которого является выявление наиболее активных и перспективных разработок, стимулирование и дальнейшее развитие творческих способностей молодежи.
Важную роль в обеспечении творческого роста студентов, овладение ими опыта научно-исследовательской деятельности является научная инфраструктура университета: Научно-образовательные центры, проблемные научно-исследовательские лаборатории, студенческие научно-исследовательские лаборатории, Юридическая клиника, Психологическая клиника Центр тестирования, Научная библиотека, Центр Интернет-образования, Центр инновационных разработок, а также участие студентов в ежегодно проводимой научной конференции «Университетская наука - региону».
Дальнейшее развитие студенческой науки связано, прежде всего, с углублением сотрудничества университета с Российской Академией наук, направленного на развитие процессов интеграции науки и образования, активизацию инновационной деятельности, повышение эффективности работы совместных научных структур, расширение и углубление всех видов совместной деятельности СГУ, учреждений РАН и других государственных академий:
- интеграция научных исследований и образовательного процесса;
- создание единого информационного пространства в области науки и образования;
- обеспечению условий для подготовки научных и научно-педагогических кадров и воспроизводства научных школ;
- развитие научно-инновационной деятельности;
- формирование согласованной региональной научно-технической политики;
- эффективное использование результатов научной и научно-технической деятельности;
- развитие и совместное использованию исследовательской экспериментально-технической базы научных организаций РАН и университета.
Другим важным направлением в развитии студенческой науки является ориентация Студенов на исследование актуальных проблем образовательной, научной, воспитательной, социокультурной деятельности университета: разработка информационного обеспечения учебного процесса; внедрение результатов НИРС в совершенствование учебно-материальной базы; реализация проектов по совершенствованию студенческих научных объединений, обновлению форм воспитательной работы, трудоустройства, вторичной занятости, организации досуга, международных связей.
4.3. Творческий потенциал университетской социокультурной среды
Одаренность проявляется не только в опережающем развитии интеллекта, подтверждаемого успехами в академической, научно-исследовательской, информационно-поисковой деятельности. Сегодня особенно востребована социальная одаренность, находящая выражение в незаурядных организаторских способностях, в лидерских качествах.
Отличие лидера от интеллектуала в том, что, наряду с незаурядными умственными способностями, он способен успешно проявлять себя в нескольких областях, то есть имеет разносторонние способности.
Социальная одаренность связана, прежде всего, с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.
Социальная одаренность студента должна быть замечена, оценена по таким параметрам, как его готовность к социальному познанию, просоциальное поведение, моральные суждения, лидерство (социальная инициатива, активность, гибкость, открытость, организаторские способности).
Студент, обладающий социальной одаренностью, имеет возможность проявить себя как лидер в студенческом самоуправлении (старостат, студенческий деканат, студпрофком), в общественных движениях, в деятельности молодежных организаций, в политической жизни города, края.
Таким образом, система студенческого самоуправления в СГУ выступает как особая форма инициативности, самостоятельности, ответственности студентов, направленных на решение ключевых проблем жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее общественной активности, на поддержку социальных инициатив.
Дальнейшее совершенствование самоуправления как средства развития социально одаренных студентов направлено на усиление роли студенческих коллективов в гуманистическом воспитании, в формировании толерантности , нетерпимости к проявлениям экстремизма; выработку чувства социальной справедливости; обеспечение здорового морально-психологического климата, а также объединение усилий администрации, профессорско-преподавательского состава, профсоюзных структур для создания единой системы управления и решения студенческих проблем при активном участии самих студентов.
Основными принципами студенческого самоуправления являются: создание условий для проявления лидерских качеств; сотрудничество с администрацией вуза, профессорско-преподавательским корпусом, родителями, социальными партнерами в вопросах повышения качества образования; выражение интересов обучающихся; выборность и сменяемость участников.
Задачи студенческого самоуправления: выработка системы, определяющей взаимоотношения и единство всех подхода к решению студенческих проблем; привлечение студентов к самоуправлению, самообслуживанию, самообеспечению; привитие государственно-патриотической идеологии, чувства корпоративного единства, основ политической, экономической, нравственной культуры.
Лидер, воспитанный в университете, - это человек, способный своими социальными инициативами обеспечить устойчивость социума, его культурную и духовную консолидацию в условиях полиэтничной среды.
Социально одаренный студент, а затем - аспирант, молодой ученый в области социально- экономических наук, обязательно должен обладать этнокультурной компетентностью:
- непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей;
- преодоление этноцентристских предубеждений;
- способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур.
Сегодня, благодаря университетскому образованию, в политику, в предпринимательскую деятельность, в управленческие структуры приходят не просто успешные лидеры, но и специалисты с немалым интеллектуальным, культурным багажом.
Особую значимость для самореализации студентов - лидеров имеет университетские программы «Лидер», «Академия самоуправления», «Студенческие отряды», «Институт кураторов». В соответствии с данными программами студенты имеют возможность участвовать в различных общественных мероприятиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9