Рефераты. Изучение имени прилагательного в начальной школе по системе Занкова

Троих игроков назначают почтальонами. Им вручаются кар-точки с именами прилагательными: СОЧНОЕ, КРАСНЫЙ, КИС-ЛЫЙ, СПЕЛАЯ, СТАРШИЙ, ТОЛСТОЕ; ПРОЗРАЧНОЕ, ЗЕ-ЛЕНАЯ, ЗЛАЯ, ВЕРНЫЙ, КРУГЛЫЙ, ЯРКОЕ; ПУШИСТЫЙ, ДЛИННАЯ, СВЕЖИЙ, ВЫСОКОЕ. КОЗЬЕ, ГЛУБОКАЯ.

Прилагательные нужно «доставить по адресам», т. е. найти карточки с теми существительными, к которым они относятся. Выигрывает почтальон, который правильно и быстрее других доставит свои карточки по адресам.

Аукцион. (Класс.) Ведущий называет имя существительное, а участники игры подбирают и по очереди называют подходящие по смыслу прилагательные. Побеждает тот, кто назовет последнее прилагательное. Игру можно продолжить с другим заданием:

придумать как можно больше сочетаний данного прилагатель ного с существительными мужского рода. Побеждает тот, кто на-зовет последнее сочетание.

Раскрой скобки. (3 ком по 4 чел.) На доске записаны 3 столбика слов:

(ЗИМНИЙ) ДОРОГА, (ТИХИЙ) НОЧЬ,

(ЗИМНИЙ) СОЛНЦЕ, (ТИХИЙ) УТРО,

(ЗИМНИЙ) СУГРОБЫ, (ТИХОЕ) ДЕНЬ,

(ЗИМНЯЯ) ДЕНЬ, (ТИХИЙ) ГОЛОСА,

(СВЕТЛЫЙ) КОМНАТА,

(СВЕТЛЫЙ) НЕБО,

(СВЕТЛЫЙ) ОКНА,

(СВЕТЛАЯ) ДЕНЬ.

Нужно раскрыть скобки и изменить окончание прилагательно-го, согласуя его с существительным. Класс проверяет работу и определяет победителей.

Измени число. (2 ком. по 6 чел.) На доске записаны 2 стол-бика словосочетаний прилагательных с существительными:

ВЫСОКАЯ СОСНА - . . . ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ - . . .

СТАРШИЙ БРАТ - . . . СОЧНЫЕ ЯБЛОКИ - . . .

ТОЛСТОЕ БРЕВНО - . . . СИНИЕ ПЛАШИ - . . .

ПОЗДНИЙ ЧАС - . . . СПЕЛЫЕ КОЛОСЬЯ - . . .

ГУСИНОЕ ПЕРО - . . . СЕРЫЕ МЫШИ - . . .

ГРОЗОВАЯ ТУЧА - . . . БЕЛЫЕ ОБЛАКА - . . .

1-й команде нужно записать словосочетания во множествен-ном числе, 2-й команде -- в единственном числе. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.

Грамматическая эстафета. (3 ком. по 5 чел.) На доске в 3 столбика сделана следующая запись:

И. КАКОЙ? СИНИЙ . . . КАКАЯ? СИНЯЯ . . .

Р. КАКОГО? . . . КАКОЙ? . . .

Д. КАКОМУ? . . . КАКОЙ? . . .

В. КАКОЙ? . . . КАКУЮ? . . .

Т. КАКИМ? . . . КАКОЙ? . . .

П.О КАКОМ? . . . О КАКОЙ? . . .

КАКОЕ? СИНЕЕ . . .

КАКОГО? . . .

КАКОМУ? . . .

КАКОЕ? . . .

КАКИМ? . . .

О КАКОМ? . . .

Игроки каждой команды выходят по очереди к доске и запи-сывают сочетания прилагательного с существительным во всех падежах. Побеждает команда, правильно и быстрее других выпол-нившая задание.

Узнай падеж прилагательного. (2 ком. по 6 чел.) На доске в 2 столбика записаны сочетания прилагательных с существи-тельными в разных падежах:

В СИНЕМ МОРЕ ПО РОДНОЙ СТОРОНЕ

СО СТАРШИМ БРАТОМ НА ВЫСОКОМ ДЕРЕВЕ

ЗА ДАЛЬНИМ ОЗЕРОМ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

ПОД ОРЕХОВЫМ КУСТОМ В СОСЕДНЕМ ДОМЕ

В ЗИМНЮЮ СТУЖУ С МАЛЕНЬКИМ КОТЕНКОМ

НА СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНКЕ ИЗ ДАЛЬНЕГО САДА

Игроки обеих команд по очереди выходят к доске, определя-ют падежи прилагательных и обозначают их большой буквой сверху. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

Грамматическая эстафета. (2 ком. по 4 чел.) На доске--2 столбика словосочетаний существительных с прилагательными мужского и среднего рода в именительном или винительном па-деже с пропущенными безударными окончаниями:

ЧИСТ. . СТОЛ ДАЛЬН . . ОЗЕРО

СИН . . НЕБО ТЕЛЕГРАФН . . СТОЛБ

ПОЛОЖИЛ НА ЧИСТ . . СТОЛ ПОЕХАЛ НА ДАЛЬН . .ОЗЕРО

ПОСМОТРЕЛ НА СИН . . НЕБО ЗАЛЕЗ НА ТЕЛЕГРАФН. . СТОЛБ

Игроки по очереди выходят к доске, вставляют пропущен-ные окончания и указывают падеж прилагательного. Класс проверяет и оценивает работу команд.

Допиши окончания. (2 ком. по 4 чел.) На доске записаны в 2 столбика словосочетания:

ИЗ ИВАНОВСК. . СИТЦА ДО НОВ. . ГОРОДА

С ВЫСОК. . ЗДАНИЯ У ВЕСЕНН. . РУЧЬЯ

ДО СОСЕДН. . ДОМА ОКОЛО ЛЕВ. . БЕРЕГА

ВОЗЛЕ СТАР. . ДЕРЕВА С ЯСН . . НЕБА

Игроки по очереди вставляют пропущенные окончания и ука-зывают падеж прилагательного. С каждым сочетанием игроки ко-манды устно составляют предложение. Класс проверяет работу и определяет победителей

Какое прилагательное? (2 ком по 4 чел ) На доске--соче-тания существительных в родительном падеже с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание:

ДО . .ОГО ДЕРЕВА ИЗ ЕГО МОЛОКА

ОТ . . ЕГО ДОЖДЯ С . . ОГО БЕРЕГА

ИЗ . . ОГО ШЕЛКА ДО . .ОГО ОЗЕРА

С . .ЕГО УТРА ОТ . .ОГО МОРОЗА

Нужно подобрать подходящее по смыслу прилагательное, впи-сать его и указать падеж.

Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода

Грамматическая эстафета. (2 ком. по 6 чел.) На доске в 2 стол-бика записаны сочетания существительных мужского и среднего рода в дательном падеже с прилагательными, у которых пропу-щены окончания:

ПО ЛЕТН. . СОЛНЦУ К МЛАДШ. . БРАТУ

К КРАСН. ФЛАЖКУ ПО ЗЕЛЕН. . ЛУГУ

ПО СИН. . НЕБУ ПО ШИРОК. . ПОЛЮ

К НОВОГОДН. . ПРАЗДНИКУ К СТАР. . ДОМУ

ПО СВЕТЛ. . ПЛАТЬЮ ПО СИН . . МОРЮ

К ДАЛЬН. . ЛЕСУ К КРАЙН. . ОКНУ

Подбери прилагательное. На доске записаны сочета-ния существительных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах с прилагательными, в которых пропу-щены основы и даны только окончания.

ПОД . .ИМ ДЕРЕВОМ О . . .ОМ ВЕЧЕРЕ

В . .ЕМ ПЛАТЬЕ С . . ЫМ ФЛАЖОМ

ЗА . .ИМ МОРЕМ НА . .ОМ ДЕРЕВЕ

ПРИ . .ОМ МОРОЗЕ НАД . . ЫМ ЗАЙЦЕМ

Нужно списать все сочетания, подобрав подходящие по смыс-лу прилагательные и указав их падеж. Первые 4 игрока каждой команды зачитывают свои работы, а класс проверяет правиль-ность выполнения задания

Правописание безударных окончаний прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах

Грамматическая эстафета. (Класс--3 ком.) На трех карточ-ках записаны сочетаниях существительных женского рода в име-нительном падеже с прилагательными:

СИНЯЯ ЛЕНТА ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

ГОЛУБАЯ РЕКА СТАРАЯ ЯБЛОНЯ

ЛЕГКАЯ ЗАДАЧА ЗЛАЯ СОБАКА

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ БЕЛАЯ БУМАГА

ЛЕТНЯЯ ЖАРА ЗИМНЯЯ СТУЖА

ПУШИСТАЯ СИРЕНЬ ТЕМНАЯ НОЧЬ

ВЕСЕННЯЯ ПОРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЧЕРНАЯ КОШКА

КРАСИВАЯ ЧАШКА

ОСЕННЯЯ ПОГОДА

ЗВОНКАЯ ПЕСНЯ

Нужно записать эти сочетания в винительном и творитель-ном падежах. Ведущий кладет карточку-задание на первую пар-ту каждого ряда. По команде «Начали!» игроки, сидящие за первой партой, открывают карточку и выполняют задание. Один из них записывает первое словосочетание в винительном паде-же, а другой -- в творительном. Затем пара, сидящая сзади, выполняет такое же задание со вторым словосочетанием и т. д. Игроки, сидящие за последней партой, выполнив задание, возвра щают карточку ведущему на проверку. Побеждает команда, ко-торая правильно и быстрее других выполнит задание.

Парный выход. (2 ком. по 8 чел.) На доске записаны в 2 столбика предложения с пропущенными прилагательными проти-воположного значения:

САХАР. . . , А ГОРЧИЦА. . . . РЕКА. . . , А РУЧЕЙ . . . .

КАМЕНЬ. . . , А ВАТА . . . . СМЕТАНА . . . , А ЧАЙ . . . .

САЖА . . . , А СНЕГ . . . . ЛЕТОМ НОЧЬ . . . , А ДЕНЬ . . . .

НИТКА. . . ,А КАНАТ. . . .ВОРОНА. . . , А ВОРОБЕЙ. . . .

Игроки каждой команды выходят к доске парами. Они должны подобрать и вставить в одном предложении 2 прилагательных с противоположным значением. Класс проверяет и оценивает ра-боту.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского и среднего рода

Допиши окончания. (3 ком. по 3 чел.) На доске--3 столби-ка сочетаний существительных женского и среднего рода с прила-гательными, у которых пропущены окончания: ЗИМН. . СТУЖА, ЗИМН. . СОЛНЦЕ, ГЛУБОК. . РЕКА, ГЛУБОК. . ОЗЕРО, СЛАДК. . ЯБЛОКО, СЛАДК. . КАША; ЗАБАВН. . ИСТОРИЯ, ЗАБАВН. . ЗАНЯТИЕ, ТЕПЛ. . ШАПКА, ТЕПЛ. . ОДЕЯЛО, ВЕСЕНН. . ПОРА, ВЕСЕНН. . ТЕПЛО; СЕРЕБРЯН. . КОПЫТ-ЦЕ, СЕРЕБРЯН. . ЛОЖКА, КРАСИВ. . ПЛАТЬЕ, КРАСИВ. . РУБАШКА, ЛЕТН. . УТРО, ЛЕТН. . НОЧЬ.

Каждый член команды дописывает окончания в двух прилага-тельных (разного рода).

Правописание прилагательных во множественном числе

Именительный и винительный. (2 ком. по 6 чел.) На доске в 2 столбика записаны сочетания прилагательных с существи-тельными в именительном падеже множественного числа:

1. ПУШИСТЫЕ КОТЯТА - . . ., ЦВЕТНЫЕ КАРАНДА-ШИ - . . ., КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ - . . ., ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА - . . ., НОВЫЕ ДОМА - . . ., МЛАДШИЕ СЕСТРЫ - . . . .

2. СТАРШИЕ БРАТЬЯ - . . ., ЖЕЛТЫЕ ОДУВАНЧИКИ - . . ., АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ - . . ., СЕДЫЕ СТАРИКИ - . . ., СВЕЖИЕ ГАЗЕТЫ - . . ., МАЛЕНЬКИЕ ДЕВОЧКИ--

Нужно поставить каждое сочетание в винительном падеже множественного числа и записать справа от данного сочетания. Игроки обеих команд по очереди выходят к доске и выполняют задание. Класс проверяет работу и определяет победителей.

Винительный и предложный. (2 ком. по 3 чел.) На доске--2 столбика по 3 пары словосочетаний, в которых даны существи-тельные в родительном и предложном падежах множественного числа. У прилагательных окончания пропущены:

ИЗ ДАЛЬН. . ГОРОДОВ ДЛЯ БЛИЗК. . ДРУЗЕЙ

В ДАЛЬН. . ГОРОДАХ О БЛИЗК. . ДРУЗЬЯХ

ОТ ВЕСЕНН. . ЛУЧЕЙ ПОСЛЕ ЗНОЙН. . ДНЕЙ

В ВЕСЕНН. . ЛУЧАХ О ЗНОЙН . . ДНЯХ

В ЯСН. . ГЛАЗАХ ОТ ГОРЬК. . СЛЕЗ

ИЗ ЯСН.. ГЛАЗ В ГОРЬК. . СЛЕЗАХ

Каждый игрок вставляет пропущенные окончания в двух при-лагательных и над каждым прилагательным указывает большой буквой падеж. Класс проверяет работу и определяет победителей.

Дательный и творительный. (2 ком. по 3 чел.) На доске в 2 столбика записаны существительные с предлогами:

ПО . . . ДОРОГАМ ПОД . . . ДЕРЕВЬЯМИ

МЕЖДУ . . . ДОРОГАМИ К . . . ДЕРЕВЬЯМ

ЗА . . . ЛЕСАМИ ПО . . . ПОЛЯМ

ПО . . . ЛЕСАМ НАД . . . ПОЛЯМИ

ЗА . . . ГОРАМИ К . . . ДОМАМ

ПО . . . ГОРАМ ПЕРЕД . . . ДОМАМИ

Нужно вставить пропущенные окончания и указать падеж при-лагательных

Сходны--различны. (Класс.) На доске начерчена таблица с графами:

Вопросы

Имя существительное

Имя прилагательное

Нужно заполнить таблицу, отвечая на вопросы:

I. Что обозначают? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Какие окончания имеют в начальной форме? 4. Имеют ли род? 5. Изме-няются ли по числам? 6. Изменяются ли по родам? 7. Изменяют-ся ли по падежам?

Первые 7 учеников, закончившие работу, выходят к доске. Каждый из них отвечает на один из вопросов. В конце они де-лают вывод о том, какие общие признаки имеют между собой имена .существительные и прилагательные (род, число, падеж), чем различаются (имеют разное значение, отвечают на разные вопросы, имеют разные окончания в начальной форме, у сущест-вительных род постоянный, не изменяется, а у прилагательных изменяется в зависимости от существительных, к которым они относятся).

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В словосочетании

Имя прилагательное в речи всегда связано с существительным и образует с ним словосочетание. Главным словом в этом словосочетании является существительное. От него за-дается вопрос (какой? какая? какое? какие?), а при-лагательное отвечает на вопрос, определяет предмет, обозначает признак предмета: море (какое?) глубокое, ветер (какой?) сильный. В русском языке в таких словосочетаниях прилага-тельное ставится не после, а перед существительным: ГЛУБОКОЕ МОРЕ, СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР.

Парный выход. (Класс--2 ком.: «правые» и «левые».) На доске записаны в 2 столбика имена прилагательные, с которыми нужно составить словосочетания:

ХВОЙНЫЕ . . .

ЗНОЙНОЕ . . .

ХОЛОДНАЯ . . .

СТАРЫЙ . . .

НОВЫЕ . . .

ИНТЕРЕСНАЯ . . .

СВЕЖИЙ . . .

ВЫСОКИЕ . . .

ГОРЬКОЕ . . .

МАЛЕНЬКАЯ . . .

ПЕСТРЫЙ . . .

ЗНАКОМЫЕ . . .

ВЕСЕЛАЯ . . .

ВКУСНЫЙ . . .

К доске по очереди выходят представители команд «левых» и «правых».

Добавь прилагательное. (Класс--2 ком.) На доске в 2 стол-бика записаны имена существительные, к которым нужно добавить прилагательное, чтобы получилось словосочетание:

. . . БЕРЕЗА . . . ЦВЕТЫ

. . .СОЛНЫШКО . . . КОТ

. . . ГОРОД . . . ДОРОГА

. . .ЯБЛОКО . . . МОЛОКО

. . . ВЕТЕР . . . КЛАСС

. . . КОТЯТА . . . ШКОЛА

. . . ПЕСНЯ . . . ДЕРЕВО

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.