Рефераты. Изучение имени прилагательного в начальной школе по системе Занкова

1. МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ.

2. ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ БЕЛЫХ РУК НЕ ЛЮБИТ.

3. ЗИМОЙ СНЕГ ГЛУБОКИЙ - ЛЕТОМ ХЛЕБ ВЫСОКИЙ.

4. НЕ НУЖНА СОЛОВЬЮ ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА, А НУЖНА

ЗЕЛЕНАЯ ВЕТКА.

Что задумано? (Класс.) Один из участников игры. изъявив-ший желание быть отгадчиком, выходит за дверь. Под руковод-ством ведущего все задумывают предмет и подбирают к нему ряд признаков. Устанавливается, кто будет называть эти при-знаки и в каком порядке. (Самые характерные признаки, помо-гающие легко угадать задуманный предмет, называют в послед-нюю очередь.) Отгадчик приглашается в класс. Ему предлагает-ся угадать, какой предмет задуман.

Для игры можно использовать прилагательные: осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая (лиса); круглое, гладкое, красное, сладкое, сочное, спелое (яблоко); высокая раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная (береза); блестящий, холод-ный, быстрый, говорливый, журчащий (ручей); чистое, высокое, голубое, безоблачное (небо); пушистый, хитрый, ласковый, когтис-тый, усатый (кот); большой тяжелый белый, желтоклювый, краснолапый (гусь).

Опиши игрушку. (3 ком.) Для каждой команды к доске прикреплена предметная картинка с изображением игрушки или сама игрушка (лисенок, зайчонок, медвежонок, цыпленок, утенок). Игроки по очереди выходят к доске и записывают в столбик под игрушкой по одному слову, обозначающему ее признак. Побеж-дает команда, которая за 5 минут правильно запишет наиболь-шее число прилагательных.

Четвертое лишнее. (3 чел.) Игроки должны найти лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее. Побеж-дает тот, кто быстрее найдет лишнее слово и правильно укажет, почему оно лишнее.

НОЧЬ СНЕЖНЫЙ КОСМОС

НОЧНОЙ СНЕЖИНКА КОСМИЧЕСКИЙ

НОЧЛЕГ СНЕГОВИК КОСМОНАВТ

НОЧЕВКА СНЕГ КОСМОДРОМ

Игру можно повторить со словами БЕРЕЗА, ПОДБЕРЕЗО-ВИК, берёзовый, БЕРЕЗНЯК: СТАРЫЙ. СТАРИК, СТА-РУШКА. СТАРИЧОК; ЦВЕТ, ЦВЕТОК, ЦВЕТНИК, ЦВЕТНОЙ.

Что за куст? (Класс.) Нужно ответить на вопрос: «0 каком растении говорится в тексте?» Ведущий читает текст:

ИГРАЛИ ДВА МАЛЬЧИКА В САДУ. ОСТАНОВИЛИСЬ ВОЗЛЕ ОДНОГО КУСТА. ОДИН ДРУГОГО СПРАШИВАЕТ:

- ЭТО ЧЕРНАЯ?

- НЕТ, КРАСНАЯ.

- А ПОЧЕМУ ЖЕ ОНА БЕЛАЯ?

- ПОТОМУ ЧТО ЗЕЛЕНАЯ.

Как называется куст, о котором говорили мальчики, и почему у ягод, которые на нем растут, такие разные признаки по цвету?

Поставь ударение. (Класс) На доске записаны в столбик соче-тания существительных с прилагательными: НОВОРОЖДЕН-НЫЙ РЕБЕНОК, КУХОННЫЙ СТОЛ, ТИГРОВАЯ ШКУРА, ГА-ЗИРОВАННАЯ ВОДА, ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ, ХЛОПКОВОЕ МАСЛО, ЗУБЧАТАЯ СТЕНА, ДОМОВАЯ КУХНЯ.

Нужно списать с доски сочетания и обозначить ударение в прилагательных. Затем производится проверка. Победителем счи-тается тот, кто допустит наименьшее количество ошибок.

Ответы: новорождённый, кухонный, тигровая, газирован-ная, двоюродный, хлопковое, зубчатая, домовая.

Близкие по смыслу. (3 ком. по 6 чел.) На доске записаны 3 столбика прилагательных:

НЕРЯШЛИВЫЙ - . . .

БЫСТРЫЙ - . . .

ЛАСКОВЫЙ - . . .

МУДРЫЙ - . . .

КОСМАТЫЙ - . . .

ХОЛОДНЫЙ - . . . СМИРНЫЙ - . . .

ДУШИСТЫЙ - . . .

ВЕТХИЙ - . . .

ГРУСТНЫЙ - . . .

ЗЛОЙ - . . .

СТРАШНЫЙ - . . .

ВЛАЖНЫЙ - . . .

БОЛЬШОЙ - . . .

СИЛЬНЫЙ - . . .

ЛИПКИЙ - . . .

АККУРАТНЫЙ - . . .

ОТВАЖНЫЙ - . . .

Играющим нужно подобрать к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: грязный, скорый, нежный, умный. лохматый, морозный, тихий, пахучий, старый, печальный, серди-тый, ужасный, сырой, громадный, могучий, клейкий, чистый. храбрый.

Противоположные по смыслу. (3 ком. по 6 чел.) На доске записаны 3 столбика прилагательных:

БЕЛЫЙ - . . . СЫТЫЙ - . . . ЧИСТЫЙ - . . .

ДЛИННЫЙ - . . . ГРУСТНЫЙ - . . . ДНЕВНОЙ - . . .

ЗИМНИЙ - . . . ОСТРЫЙ - . . . МЯГКИЙ - . . .

ЧЕРСТВЫЙ - . . . СВЕТЛЫЙ - . . . ГОРЯЧИЙ - . . .

НОВЫЙ - . . . ТРУСЛИВЫЙ - . . . ЗРЯЧИЙ - . . .

ЗДОРОВЫЙ - . . . ТОЛСТЫЙ - . . . КРИВОЙ - . . .

Нужно подобрать прилагательные, противоположные по смыс-лу. Класс проверяет работу команд и выявляет победителей.

Возможные слова: чёрный, короткий, летний, свежий, старый, больной, голодный, весёлый, тупой, тёмный, смелый, тон-кий. грязный, ночной, твёрдый, холодный, слепой, прямой.

Наоборотки. (2 ком. по 4 чел.) Каждый игрок заранее подби-рает прилагательные с противоположным значением, но называет только одно из них, а противоположное по смыслу должен назвать игрок другой команды. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко. Побеждает команда, напучившая мень-ше штрафных очков.

Конкурс знатоков. (2 чел.) На доске в столбик записан ряд словосочетаний: СВЕЖИЙ ХЛЕБ, СВЕЖИЙ ВЕТЕР, СВЕЖИЕ

КРАСКИ, СВЕЖАЯ РУБАШКА, СВЕЖАЯ ГАЗЕТА.

Один из игроков должен подобрать к каждому словосоче-танию прилагательное, близкое по смыслу, а другой -- проти-воположное по смыслу. Слова, противоположные по смыслу (ан-тонимы), записываются слева, а слова, близкие по смыслу (си-нонимы), - справа от словосочетаний.

Ответы: чёрствый--свежий хлеб--мягкий; тёплый--све-жий ветер -- прохладный; тусклые -- свежие краски -- яркие;

грязная--свежая рубашка--чистая; старая--свежая газета-- новая.

Образуй прилагательное. (2 ком. по 6 чел.) На доске в 2 стол-бика записаны имена существительные: НЕНАСТЬЕ, ПРЕ-ЛЕСТЬ, УЖАС, ТУМАН, ЛИМОН, ВЕСНА. ОСЕНЬ, КАРТОН, КАРМАН. ВКУС, МЕСТО, НЕСЧАСТЬЕ.

Нужно образовать от существительного однокоренное прилага-тельное и составить словосочетание этого прилагательного с су-ществительным. Члены команд по очереди выходят к доске и запи-сывают свои сочетания. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

В каком магазине? (3 ком. по 4 чел.) На доске в 3 столби-ка записаны названия предметов:

ОВОЩИ - . . . МОЛОКО - . . . ЦВЕТЫ - . . .

КНИГИ - . . . ХЛЕБ - . . . ОБУВЬ - . . .

МЕБЕЛЬ - . . . МЯСО - . . . ПОСУДА - . . .

ПРОДУКТЫ - . . . РЫБА - . . . КОНЬКИ-. . .

Игроки должны записать прилагательное, обозначающее, в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Побеж-дает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Предмет--признак. (Класс--3 ком.) Игра проводится в фор-ме эстафеты. Каждая команда получает карточку-задание с име-нами существительными (по числу игроков):

КАРМАН - . . . ЧЕСТЬ - . . . МЕСТО - . . .

КАМЕНЬ - . . . РЕМЕНЬ - . . . ЯЧМЕНЬ - . . .

МАШИНА - . . . УЖАС - . . . КАРТОН - . . .

КОСТЬ - . . . КОНЬ - . . . ВКУС - . . .

СКУКА - . . . ДЛИНА - . . . ТУМАН - . . .

ТЕСНОТА - . . . КАПУСТА - . . . НЕБЕСА - . . .

ГРУСТЬ - . . . ОПАСНОСТЬ - . . . РАДОСТЬ - . . .

ВЕСНА- . . . СТАРИНА - . . . СТЕНА--. . .

Каждый игрок образует от существительного однокоренное прилагательное и записывает его справа, после чего передает кар-точку следующему игроку. Команда, закончившая работу, пере-дает карточку ведущему, который проверяет запись и опреде-ляет победителей.

Образуй прилагательное. (Класс --3 ком.) Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда получает карточку-задание с именами существительными (по числу игроков):

РЕКА - . . . ЧЕСТЬ - . . . ВЕК - . . .

РАДОСТЬ - . . . ПЕЧЬ - . . . ЯСНОСТЬ - . . .

ВКУС - . . . НЕБЕСА - . . . КАПУСТА - . . .

РУКА - . . . МУКА - . . . СРОК - . . .

ГРУСТЬ - . . . МЕСТО - . . . ОПАСНОСТЬ - . . .

УЖАС - . . . ЧУДЕСА - . . . ИЗВЕСТИЕ - . . .

ЗВУК - . . . МОЛОКО - . . . УДАЧА - . . .

СЕНОКОС - . . . ПРЕЛЕСТЬ - . . . ЗВЕЗДЫ - . . .

Каждый игрок образует однокоренное прилагательное от од-ного существительного и записывает на карточке, после чего пе-редает карточку следующему игроку. Ряд, закончивший работу, передает карточку ведущему, который проверяет работы и опреде-ляет победителей.

Игроки, выходя по очереди к доске, вставляют по одному про-пущенному окончанию. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Допиши существительное. (3 ком. по 6 чел.) На доске запи-саны прилагательные мужского, женского и среднего рода:

БЕЛЫЙ . . . СПЕЛАЯ . . . ДУШИСТОЕ . . .

БЕЛОЕ . . . СПЕЛЫЙ . . . ДУШИСТАЯ . . .

БЕЛАЯ . . . СПЕЛОЕ . . . ДУШИСТЫЙ . . .

ВЫСОКАЯ . . . СОЧНЫЙ . . . НОВОЕ . . .

ВЫСОКИЙ . . . СОЧНОЕ . . . НОВАЯ . . .

ВЫСОКОЕ . . . СОЧНАЯ . . . НОВЫЙ . . .

Нужно записать рядом с прилагательным имя существитель-ное того же рода. Класс оценивает работу команд.

Допиши прилагательное. (3 ком. по 6 чел.) Нужно записать рядом с каждым существительным подходящее по смыслу при-лагательное:

ВЕТЕР - . . . БЕРЕЗА - . . . ОКНО - . . .

ДЕРЕВО - . . . ЛИМОН - . . . ТУЧА - . . .

РАДУГА - . . . НЕБО - . . . СНЕГ - . . .

СОЛНЦЕ - . . . ХЛЕБ - . . . ЧАШКА - . . .

ДОСКА - . . . ПАЛЬТО - . . . ДУБ - . . .

СТАКАН - . . . ГРУША - . . . ЯБЛОКО - . . .

Примечание. Игра может быть проведена в форме эстафеты. Почтальоны. (Класс--3 ком.) Учащимся каждого ряда раз-даются в произвольном порядке полоски плотной бумаги размером 6Х25 см с написанными на них существительными мужского,

женского и среднего рода: КАРАНДАШ, ЯБЛОКО, ГРУША, ЛИМОН, БРЕВНО, БРАТ, ТРАВА, СТЕКЛО, ДРУГ, СОБАКА, СОЛНЦЕ, СТОЛ, ДОРОГА, СНЕГ, ДЕРЕВО, ХЛЕБ, РЕКА, МОЛОКО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.