Рефераты. Изучение имени прилагательного в начальной школе по системе Занкова

Гипотеза подтверждается примерами: по-видимому, все прила-гательные могут иметь форму множественного числа; форма множественного числа отличается от формы единственного чис-ла; от имени существительного к прилагательному может быть поставлен вопрос к а к и е?. единый для всех трех родов существи-тельного и. следовательно, и прилагательного тоже. И главное:

окончание у вопроса ударяемое, по нему можно проверить без-ударные окончания имен прилагательных.

Продолжая наблюдения, дети приходят еще к одному, не менее важному выводу: окончания множественного числа прилагатель-ных едины для всех трех родов: -ые, -ие.

Дальнейшую работу над темой излагаем в форме напомина-ний, т.е. сокращенно:

закрепление теоретических выводов, повторение основных по-нятий раздела «Части речи»:

языковой анализ текста с акцентом на изучаемую тему:

построение разнообразных словосочетаний в рамках темы;

употребление имен прилагательных во множественном числе (именительный падеж) в предложениях и в тексте:

окончания имен прилагательных во множественном числе, со-ставление алгоритма их проверки:

построение моделей словосочетаний с именами прилагательны-ми:

подбор прилагательных к данным существительным;

обоснование выбора прилагательных («коммуникативная це-лесообразность» выбора);

роль прилагательных в тексте, в описании, их выразительные возможности.

Тема «Склонение имен прилагательных»

Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согла-сования и проверки безударных окончаний Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушений данной системы, все подчинено правилам (напомним, что притя-жательные прилагательные в начальных классах не изучаются).

Начинать новую тему следует, как и предыдущую, со связей имен прилагательных с существительными, к которым они относится. Читая и анализируя текст, учащиеся находят в нем словосочетания «существительное + прилагательное», выделяют их голосом и выписывают, задают вопрос к прилагательному. В тексте они встретятся и в именительном, и в косвенных падежах: вопрос существительному поможет определить падеж. Учащиеся убеж-даются, что и сам вопрос к прилагательному - какой? можно просклонять:

И. к а к о и? к а к а я? к а к о е? к а к и е?

Р. к а к о г о? к а к о й ? какого? к а к и х? и т.д. (косвенные па-дежи мн. ч. изучаются по углубленным программам).

Внимание детей обращается на то, что все окончания вопроса ударяемые: это пригодится позже.

Далее следует синтетическая работа учащихся: они склоняют существительные с прилагательными: сразу берутся примеры с твердой и с мягкой основами. Склоняется, в сущности, словосоче-тание, записываются формы всех падежей, выделяются окончания имен прилагательных. Можно было бы поместить все три рода в одну таблицу склонения, но это громоздко, не поместится на странице.

Таблица склонения имен прилагательных

Мужской род

М

у ж с

кой род

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Карандаш (какой?)

Карандаша (какого?)

карандашу (какому?)

карандаш (какой?)

карандашом (каким?)

о карандаше (каком?)

желтый, желтого, желтому, желтый, желтым, желтом,

большой большое большом большой, большим большом

Синий

Синего

Синему

Синий

Синим

Синем

Форма винительного падежа для одушевленных существительных пока не берется

Женский род

И.

Р.

Д.

В. Т.

П.

лента

ленты

ленте

ленту

лентой

о ленте

(какая?)

(какой?)

(какой?)

(какую?)

(какой?)

(о какой?)

желтая желтой, желтой, желтую, желтой, -ою желтой,

синяя

синей

синей

синюю

синей, -ею

синей

Средний род

И.

полотенце

(к а к о е?)

Желтое,

синее

Р.

полотенца

(к а к о г о?)

Желтого,

синего

Д.

полотенцу

(к а к о м у?)

Желтому,

синему

В.

полотенце

(к а к о е?)

Желтое,

синее

Т.

полотенцем

(к а к и м?)

Желтым,

синим

П.

о полотенце

(о к а к о м?)

Желтом,

синем

В результате практической работы и наблюдений дети делают выводы:

не только формы рода и числа, но и все падежные формы при-лагательных зависят от имен существительных, к которым отно-сятся, с которыми согласуются:

можно задать вопрос от существительного к прилагательному, и окончание этого вопроса, всегда ударяемое, будет совпадать с окончанием прилагательного в том же падеже. Возможно, что сам вопрос - тоже имя прилагательное. Впоследствии, когда будут изучаться местоимения (вопросительные), дети поймут их роль и название. Такие «открытия» очень важны для методики: в них и перспективность, и опережение, и поисковые методики.

Продолжаем выводы - их делают учащиеся на уровне своих возможностей:

при склонении имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, отличающиеся от вопросов имен существительных:

падежные вопросы имен прилагательных в основном различны по родам, но многие совпадают, особенно в среднем роде: он сов-падает с мужским, кроме именительного и винительного падежей:

падежные окончания прилагательных различаются в зависимо-сти от твердости/мягкости основы слова: о/е , ы/и, а/я. у/ю:

окончания могут быть ударяемыми и безударными. Правопи-сание безударных окончаний проверяется ударными, в том числе и окончаниями вопроса того же падежа и рода.

Дальнейшие исследования учащихся: до сих пор мы изучали только единственное число в падежных формах. Нам предстоит изучить склонение во множественном числе. Как построить и про-вести такое исследование?

Углубление понятий: склонение как изменение имен по паде-жам мы применили к новой части речи - к прилагательному, при этом обнаружили несколько новых особенностей склонения (они названы выше). Значения падежей у прилагательных те же, что и у имен существительных, но они обогащены признаками, свойства-ми. Пополнился также термин падежные вопросы, а также термин падежные окончания.

Виды упражнений (кратко):

языковой анализ с акцентом на именах прилагательных:

языковой синтез - составление словосочетаний с именами прилагательными в различных вариантах:

полное склонение таких сочетаний устно и письменно:

составление предложений и текстов различных типов и мето-дом конструирования, и по коммуникативной методике:

выбор прилагательных и обоснование выбора:

варианты перестройки предложений, их расширение, редактирование:

составление тематических групп имен прилагательных и сло-вариков:

составление терминологического словарика по изученным те-мам курса и пр.

Исследовательские задания:

опираясь на темы раздела «Имя прилагательное», построить таблицу склонения во множественном числе, сделать выводы (формы падежей подскажет языковая интуиция),

исследовать окончания падежей во множественном числе, их написание:

построить задания для предполагаемых учащихся (ролевой момент):

представить себе, что вы ученики, на самом деле - учителя, а может быть, даже авторы учебника...

Углубленное исследовательское задание: в книгах вы встречаете прилагательные, разобрать которые пока не умеете. Ведь мы изучали далеко не все и про существительные, и про прилагательные (имеются в виду и краткие прилагательные, и степени сравнения и пр.). Попы-тайтесь определить их значения, формы, их роль в выражении мысли.

Виды обобщения по теме «Имя прилагательное»:

составление таблиц, схем, моделей, например склонения, где ис-пользуются полные слова: используются только окончания и пр. Пример: общая модель изменения имен прилагательных, связь с име-нами существительными, формы рода, числа, падежные формы и пр.:

В предложении - второстепенный член, устное сообщение обобщающего типа на темы «Совпа-дающие падежные формы имен прилагательных»: «Падежные окончания, которые в безударном варианте трудно различимы на слух»: «Выразительная, изобразительная роль прилагатель-ных (в тексте)»: «Группы прилагательных по значению»:

составление алгоритмов: порядок грамматического анализа имени прилагательного, алгоритм проверки написания безудар-ного падежного окончания прилагательного и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.