Рефераты. Инновационные процессы в образовании
1.2. Роль инноваций в развитии школы
После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в школе, определил, какие результаты работы школы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е. Н. Руднев// Директор школы. - 2006. - № 8. - с. 39. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:
- у одних - стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так “бешено“ развиваются, что не успевают нормально функционировать);
- у других - стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);
- у третьих - стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
- у четвёртых - отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием;
- у пятых - готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.
Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям в школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены “экспериментальной“ работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.
Но если руководителю все эти подходы не характерны, он понимает их ущербность и хочет обоснованно выбрать оптимальные именно для своей школы идеи развития.
Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц- экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.
Таблица 6
Параметры оценивания идей Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. - 2002. - № 6. - с. 55.

Параметры

Характеристика параметров

Актуальность оцениваемого нововведения

Она определяется по степени соответствия нововведения потребностям школы, социальному заказу, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе, по мере решения проблем, выявленных в результате анализа работы школы, соответствие региональной и местной политике в развитии образования, по степени значимости той проблемы, на решение которой направлена инновация.

Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы.

Осознаём: не всякая новая идея, технология, разработка может оказаться средством развития той или иной школы. При оценке инновации по этому основанию следует посмотреть, насколько предлагаемое новшество, если можно так выразиться, встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития общеобразовательного учреждения.

Результативность нововведения.

Оценивается либо по аналогии освоения этой идеи в другом месте, либо экспертным путём (на основе интуиции, изучения потенциала идеи и т.п.).

Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи.

Конечно, вовсе не обязательно решать актуальные проблемы школы только с помощью радикальных инноваций (высшая степень творческой новизны), не имеющих ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено - давно или только что.

Методическая разработанность идеи.

Предполагает наличие конкретных описаний содержания идеи, структуры, а также этапов, технологии её освоения. При отсутствии описанных разработок, методик, технологий идея всё же может быть принята к освоению в форме эксперимента, в ходе которого все эти технологии разрабатываются: сначала в виде гипотезы, исследовательского проекта и т.д., а затем уже в виде проверенной, обоснованной практики.

Возможности потенциальных участников освоения новшества

Они определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива и т.д.

Баланс интересов учителей.

Баланс интересов разных групп учителей по отношению к тому или иному нововведению.

Возможное сопротивление нововведению.

Оно может возникать со стороны тех педагогов, предложения которых не прошли; недавних носителей передового опыта; тех учителей, кому нововведение не по силам; тех, для кого инновации оборачиваются беспокойством и исчезновением условий тихого, безмятежного, ленивого существования; тех, кого освоение инновации обрекает на уход из школы или нежелательное для них изменение должности и т.п.

Время, необходимое для освоения.

Гимназическое образование, к примеру, можно дать ребёнку в течение одиннадцати лет, а ситуация такова, что школа в силу объективных условий через несколько лет должна быть перепрофилирована или реформирована, в ней должен начаться капитальный ремонт и учащиеся будут разделены на несколько школ. Этот пример показывает: планируя нововведения, педагоги должны учитывать тот факт, что как время необходимое для освоения новшества, так и число этапов в его освоении зависят от условий работы школы. Кроме того, каждое новшество требует для своего освоения разного времени. Для одной школы может быть важнее получение не очень объёмного, но быстрого результата, для другой - как раз наоборот: нужен полный результат, а затраченное время большой роли не играет.

Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение.

Деньги нужны не только на приобретение оборудования, необходимого для подготовки и организации нововведения. Они могут понадобиться и на зарплату учителям (например, если новшество предполагает уменьшение наполняемости классов в интересах лучшей дифференциации и индивидуальности обучения). Они могут быть нужны и для оплаты научных консультаций, экспертизы разработок, программ развития школы, для приглашения специалистов с целью оказания методической помощи учителям при освоении новых идей.

Организационные условия.

В школе может не быть структурных подразделений или должностей, необходимых для претворения инноваций в жизнь, необходимо их создать.

Нормативно-правовая обеспеченность.

Целый ряд инноваций, особенно если они предполагают эксперимент, требует разрешение соответствующего органа образования, согласование с другими учебными заведениями, заключение хозяйственных договоров, трудовых соглашений, медицинской или иной экспертизы и т.п.

Привлекательность идеи.

Соответствие инновации личным интересам и вкусам тех педагогов, которые будут её осваивать.

Новизна идеи.

Соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики.

Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости - на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в школе. На этом этапе работы руководителю может быть полезна таблица, в которой каждым учителем определено, каким способом он будет развивать инновацию в каждом конкретном объекте обновления (например, в содержании математического образования учитель может развивать свой опыт, осваивать чей-то опыт, осваивать научные разработки или создавать свой опыт на основе инновационной идеи, т. е. проводить эксперимент (см. Приложение 1).
Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Лазарев, В. С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. - с. 16. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды - определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000, с. 498. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.
Глава 2. Характеристика инноваций в системе образования города Тулы
2.1 Анализ программы развития городской системы образования
Новое качество образования - главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития - всё это имеет смысл лишь в том случае, если в результате мы получим личность, способную жить в изменяющемся мире. Новая школа ориентируется, прежде всего, на развитие личности, отказываясь от массового подхода к формированию нового поколения - недавнего лозунга прошлого.
Несомненна тенденция формирования целостной системы городского образования с единым образовательным и информационным пространством. Несомненно и то, что образовательная система города - инновационная по своей сущности и целям: и по содержанию, и по формам и методам организации обучения и воспитания. Управление инновационными процессами в Тульской региональной системе образования. Материалы научно-практической конференции. - Тула: ТО ИРО. - 2001. - с. 10.
В последние годы особенно тяжело, пожалуй, пришлось дошкольному образованию. Трудности с бюджетным финансированием, отказ многих предприятий от содержания своих детских садов повлекли за собой закрытие многих дошкольных учреждений, передачу их другим организациям, перепрофилирование и т.д. В этой ситуации главным было сохранить сеть дошкольных учреждений. И это удалось.
Более того, наметился переход от единообразия дошкольных учреждений к гибкой, многофункциональной системе, учитывающей интересы ребёнка и потребности семьи. Появились образовательные учреждения нового типа (“Материнская школа“ на базе детского сада №6 Центрального района, детский центр Привокзального района), открыты экспериментальные площадки для отработки новых педагогических технологий в дошкольном образовании, авторских и альтернативных программ.
В современных условиях жизнь ставит проблему воспитания и развития свободных творческих личностей, способных решать сложные социально-нравственные задачи в условиях перехода к цивилизованному обществу. Учитывая тот непреложный факт, что основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве и начальной школе, создатели “Материнской школы“ пришли к идее необходимости такой организации дошкольного и начального школьного образования, которая способна обеспечить его максимальную эффективность.
Педагогическая идея эксперимента заключалась в создании учебного заведения нового типа - детский сад-школа по модели семьи. В основе лежат взгляды Я. А. Коменского, М. Монтессори, Л. Б. Занкова и др. на ребёнка как личность, уважение его свободы, признание самоценности детства как начала жизни, а не подготовки к ней.
Для того, чтобы обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения, наиболее комфортные психологические условия развития личности ребёнка, была создана “Материнская школа“. Вохмянина, С. М. По системе Марии Монтессори/ С. М. Вохмянина// Педагогический вестник. - 2002. - № 8 (299). - с. 9.
Детский сад-школа по модели семьи предполагает:
1) Подбор детей в группу
а) без отклонений физического развития;
б) проявивших признаки раннего развития умственных способностей;
в) раннего возраста (2,5 - 5 лет);
г) в малом количестве (до 10 человек).
2) Отбор педагогов, специалистов, администраторов, которые
а) принимают современную идеологию образования, конкретную концепцию в данном учебном заведении;
б) способны реализовать понимание концепции “Материнской школы“ на практике, умеют (или способны этому обучиться) учить;
в) способны критически относиться к своему опыту и корректировать собственные профессиональные решения и шаги;
г) способны разрабатывать частные методики.
3) Создание в группе обстановки, способствующей развитию творческих способностей.
Цель программы обучения: постепенное формирование знаний, умений, навыков умственной деятельности, алгоритмизации процесса обучения, воспитание потребности в учении.
Цель воспитания: развитие свободы личности, формирование навыков нравственного социального выбора, жизни в разновозрастном коллективе, развитие личного социального опыта, подготовка ребёнка к дальнейшему учению.
В дополнение к утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации программам за счёт изменения содержания, методик,… сокращения общего числа занятий были введены следующие предметы:
1) Говорим, читаем, пишем - обучение связной речи, чтению, письму.
2) Математика и основы информатики.
3) Мир вокруг нас.
4) Основы изобразительного искусства и изодеятельности.
5) Play and learn English - играем и говорим по-английски.
6) Музыкальная культура.
7) Спортивные занятия.
8) Личная безопасность ребёнка.
Концепция детского сада-школы по модели семьи основывается на том, что семья - первая в жизни человека и наиболее органичная его природе форма жизни и соответствующего ей нравственного, интеллектуального, психофизического роста личности.
В отличие от традиционной практики дошкольного воспитания и обучения в начальной школе в “Материнской школе“ создаётся разновозрастный коллектив, где дети и взрослые являются равноправными членами большой семьи.
Новации проникли в самое содержание дошкольного образования. В центре внимания - прежде всего интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и физическое развитие ребёнка и подготовка его к обучению в школе. Вопросами преемственности обучения в детском саду и начальной школе успешно занимаются, например, детские образовательные учреждения № 105, 113, 99, 13,130 и др.
Городская общеобразовательная школа - также по преимуществу школа инновационная (см. Приложение 10). Состояние и тенденции развития системы образования Тульской области в 2000 - 2001 гг. Информационно-аналитический выпуск.- Тула: ТО ИРО. - 2002. - с. 5. Безусловно, сразу же вспоминаются альтернативные учебные заведения, зарекомендовавшие себя высоким качеством обучения: школы-комплексы (детский сад № 105 - средняя школа № 34), классические гимназии № 1 и 2, Православная классическая гимназия, Российская христианская гимназия церкви адвентистов Седьмого дня и школы-гимназии № 46, 73, профильные школы (лицей искусств, антропологическая школа и др.), реальная школа № 1, школьный оздоровительный центр в Заречье,частная школа им. В.Д.Поленова и другие учебные заведения.
Например, целью классического образования гимназии № 1 является воспитание культурных, интеллигентных людей, основанное на приоритетном отношении к фундаментальным гуманитарным, естественнонаучным дисциплинам и концентрированном (углубленном) изучении древних и современных языков. Брошюра «Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1». - с. 2. Базовые науки и соответствующие предметы классического образования составляют 4 блока:
1. филологический цикл (русский язык, литература, древние и современные европейские языки).
2. историко-социальные дисциплины (отечественная и всемирная история, человек и общество).
3. культурологические дисциплины (история мировой и отечественной культуры, история религий, культура общения).
4. естественно-математический цикл (математика с основами информатики, физика и астрономия, химия и биология, черчение).
Задачи гимназии:
- выявление и развитие способностей каждого ученика;
- формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным предметам, концентрированными знаниями древних и современных языков;
- формирование личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры способной в последующем на участие в духовном развитии общества;
- формирование творчески работающего коллектива учителей-единомышленников;
- оптимальная организация учебно-воспитательной работы;
- совершенствование системы управления гимназией;
- перевод гимназии в режим развития.
Школа имени В. Д. Поленова - одна из частных школ в Тульской области. Целью школы является соединение образования и культуры.
Ребёнок может получить полное среднее образование в комфортных условиях:
- классы до 10 человек;
- индивидуальные программы;
- деятельная культурная жизнь;
- расширенное изучение английского языка;
- языковая практика за границей (Великобритания);
- подготовительное отделение для детей 5 - 6 лет;
- школьный автобус вместо городского транспорта;
- уникальная система контроля знаний и достижений ребёнка;
- организованный отдых в дни каникул.
Массовая школа - основа, стержень образовательной системы города - отзывается на запросы сегодняшнего дня. Внимание к развитию всех детей, возможность получения среднего образования в соответствии с потребностями каждого ребёнка - вот цель, на которую работает массовая школа. И особенно важно, что городская система образования начинает работать на обеспечение региона рабочими кадрами.
Наряду с уже традиционным углубленным изучением иностранных языков, математики, химии популярными стали профильные классы: инженерные, медицинские, юридические, с углубленным изучением ряда предметов экономики, менеджмента.
В работе каждой школы идут инновационные процессы, используются авторские программы (см. Приложение 10).
Для детей, не имеющих склонности к успешному обучению, с целью привлечения их к труду вечерние школы № 7 и 5 реорганизованы в колледж и реальную школу с дневным отделением и обучением профессии в УПК № 4 и 5 (технологическая школа), созданы классы компенсирующего обучения в большинстве школ.
За последние годы трудовое обучение на базе школ города столкнулось с рядом трудностей. Это прежде всего нехватка средств для полного обеспечения уроков труда материалом, инструментом, учебными наглядными пособиями и др.
Практически все предприятия города, ранее оказывавшие помощь школам в трудовом обучении и профориентации, сейчас полностью прекратили содержание трудовых комплексов школ.
Спад промышленного производства, акционирование промышленных предприятий существенно отражается и на деятельности учебно-производственных комбинатов. За последние годы УПК, отвечая требованиям рынка, вводят обучение старшеклассников по новым специальностям. Помимо рабочих, учебно-производственные комбинаты стали переходить к подготовке лаборантов ЭВМ, организаторов работы с детьми, секретарей юридических учреждений, специалистов по прикладной экономике, что требует более высокой квалификации педагогического состава и мастеров производственного обучения, более основательной подготовки учащихся.
Ярким показателем работы трудовых комплексов школ, учебно-производственных комбинатов города, учреждений дополнительного образования является городская выставка детского технического творчества и прикладного искусства, которая проходит в апреле каждого года и популярность которой растёт из года в год.
Произошли изменения в системе воспитания детей и подростков. Программа воспитания выстраивается из приоритета семьи.
На запросы семьи в дополнительных образовательных услугах откликаются и образовательные школы, где достаточно активно ведётся внеурочная работа, но в большей мере этому отвечает дополнительное образование.
В последние годы образования районов города работают над проблемой возрождения и поддержания духовных и культурно-исторических традиций Тульского края. Эта работа начинается ещё в дошкольных учреждениях и продолжается в общеобразовательной школе. Расширяется сеть школ эстетического профиля, увеличивается количество школьных музеев.
Готовясь к 850-летию Тулы, учреждения образования начали вести активную работу по краеведению, продолжающуюся и после этой знаменательной даты. Этим самым закладываются традиции по проведению праздников, связанных с русской историей. В дни торжеств, приуроченных ко дню основанию города, была проведена Неделя славянской письменности.
Коррекция воспитания и образования ведётся развивающейся психологической службой. Практически на весь город работает центр дополнительного образования “Преображение“ Центрального района, организованы психологические службы во многих дошкольных учреждениях. Это совместная работа общеобразовательной, альтернативной школы и учреждений дополнительного образования.
Городская программа образования определила и направления деятельности, связанные с социальной защитой работников образования. Состояние и тенденции развития системы образования Тульской области в 2000 - 2001 гг. Информационно-аналитический выпуск.- Тула: ТО ИРО. - 2002. - с. 8. Этапы этой деятельности отражаются в трёхстороннем соглашении, ежегодно заключаемом между администрацией города, комитетом образования, областным комитетом профессионального союза работников образования и науки. Выполнение соглашения контролируется два раза в год на совещаниях глав администраций города и районов совместно с согласительной комиссией и отделами образования районов города. И, тем не менее, вопросы финансирования общеобразовательных учреждений, своевременной выплаты заработной платы работникам образования, вопросы питания детей в школах и дошкольных образовательных учреждениях решаются сложно, что затрудняет выполнение программы развития городской системы образования.
С целью создания единой эффективно действующей системы непрерывного образования педагогов города, повышение культуры управленческого труда руководителей и пропаганды новых педагогических технологий, оказания помощи образовательным учреждениям в их освоении, а также обучения педагогических работников грамотно вести опытно-экспериментальную деятельность был создан городской координационно-методический центр Тульского комитета образования.
Приоритетным принципом в его деятельности стал дифференцированный подход в работе с кадрами, основанный на личностно-ориентированной педагогике. Проведённые центром проблемные семинары “Экономические и правовые вопросы в образовании“, “Аналитическая деятельность инновационных процессов“, спецкурсы “Психологические аспекты в образовательном процессе“, “Социальные гарантии прав личности ребёнка“, конкурсы профессионального мастерства “Директор года“, “Заместитель директора года“, разработка и внедрение новых программ и технологий “Школа индивидуального выбора“, “Одарённые дети“, организация консультационного пункта “Диалог с компьютером“ послужили созданию условий для формирования и реализации программ развития образовательных учреждений.
Сейчас методическому центру присвоен статус информационного. Задача центра - обеспечение педагогических работников своевременной информацией по актуальным проблемам содержания образования, инновационным технологиям обучения и воспитания.
Муниципальный информационный центр выпускает брошюры, пакеты методических материалов, учебные телевизионные и радиопередачи на Тульском телевидении и радио, способствующие созданию единого информационного поля системы образования города.
Накапливающийся в ходе реализации программы развития системы образования опыт эксперимента и инноваций отражает научно-педагогический подход к оптимизации обучения, воспитания и развития учащихся, более высокий уровень педагогического анализа, прогноза, диагностирования и экспертизы, позволяющий правильно оценить смысл и результативность экспериментальной работы, спрогнозировать дальнейшее развитие общего образования в городе.
Развитие школы (в широком смысле этого слова) сегодня характеризуется активным внедрением эксперимента в различные сферы образования. Обращение к эксперименту, видимо, есть отражение объективной необходимости трансформировать образовательные условия в соответствии с меняющимися социальными потребностями.
Эксперимент в образовании - это, с другой стороны, и попытка научно-педагогического подхода к оптимизации собственно обучения, воспитания и развития учащихся, формированию полноценных воспитательных систем. Опыт эксперимента для руководителей учреждений образования - это ещё и восхождение на другой уровень педагогического анализа и прогноза, диагностики и экспертизы, рождающихся в ходе экспериментальной работы явлений.
Основные направления эксперимента сегодня отражают давно назревшую потребность школы в личностно-ориентированном образовании, в том, чтобы сделать ученика центром и главной целью образовательного процесса. Совайленко, В. В. Тридцать лет спустя: новаторы снова нужны/ В.В. Совайленко// Учительская газета. - 2002. - № 47. - с. 10.
В качестве основного направления экспериментальной, инновационной работы в школах города можно выделить различного рода дифференциацию обучения и развития учащихся. Наиболее характерный и широко используемый способ осуществления этой задачи - дифференциация школьников по уровню их обучаемости. Так возникли и приобрели массовый характер разноуровневые классы, классы коррекции (педподдержки, выравнивания, педагогической реабилитации), классы для одарённых детей, сады-школы; набирают “обороты“ гимназии и лицеи.
На пути создания таких классов важно осознать, что такое “сильные“, “средние“ и “слабые“ учащиеся. Для педагога-профессионала эти понятия недостаточно технологичны. Гораздо более точной была бы дифференциация на А, В, С потоки, если бы диагностировался, во-первых, доступный учащимся уровень сложности учебного материала, а, во-вторых, индивидуальный темп его освоения. Выявленные при этом результаты позволят профессионально и грамотно определить качественный состав формируемых разноуровневых классов. Подобная диагностика может стать полноправной частью технологии внедрения идеи разноуровнего обучения в практику школы.
Среди путей дифференциации обучения выделяются специальная и допрофессиональная ориентация учащихся через классы и школы различного профиля (лингвистическая школа № 11, технический лицей № 1, химбиолицей г. Тулы, гимназия № 2 и др.). При соблюдении необходимых педагогических условий (недопустимость ранней специализации, создание научно - методической базы развития учащихся в выбранном направлении, установка на формирование общей культуры, а не “функции“, кадровое обеспечение учебного процесса и пр.), это направление, как показывает опыт, даёт положительные результаты в обучении и развитии учащихся.
Как бы ни был широк круг школ, вовлечённых в инновационные процессы, они всё равно останутся лишь “островами“ на “карте“ учреждений образования. Можно сказать, что система “будет прирастать“ массовой школой. Надо отметить, что сегодня здесь явно выделилась тенденция, отражающая попытки педколлективов придать “лицо“ своей школе, найти и развить её индивидуальный образ. Представляется, что именно на этом участке функционирования системы удастся усилить общегуманитарную ориентацию школы. Такого типа школы массовые, общегуманитарной ориентации сегодня есть в Туле (школа самовоспитания № 8 г. Тулы, средняя школа «Экология и диалектика» № 19 г. Тулы). Эта модель выступает как открытая педагогическая платформа, предоставляя учителю свободу методического выбора, а учащимся - условия для осуществления индивидуального пути развития.
2.2 МОУСШ № 8 как одна из инновационных школ города Тулы
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №8 была открыта 1 сентября 1979 года, а с 1993 года стала работать над проблемой создания модели школы самовоспитания, построенной на антропологических (человековедческих) началах. Именно в этом и заключается уникальность и инновационность этой школы. Брошюра «Концепция воспитательной системы школы № 8 г. Тулы».- с. 3
Структура школы традиционна, она опирается на три первоначальных возрастных этапа: детство, отрочество, юность.
Содержание обучения в каждом возрастном этапе реализует свои специфические задачи. На каждой ступени оно состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательного (базового) компонента и вариативного. Содержание обязательной части определяется требованием объективно необходимого для каждого человека уровня общего образования. Именно обязательная часть гарантирует эквивалентность документов об образовании. Вариативная часть отражает региональные особенности школы, а также индивидуальные способности, склонности, потребности и запросы детей.
В ходе выполнения Программы реализуются:
ь функциональная зависимость вертикально-возрастного (начиная с дошкольников) образовательного пространства и профильного обучения старшеклассников;
ь средства и способы диагностики профильных наклонностей учеников к определённым видам деятельности и к изучению определённых областей знаний;
ь использование диагностики в проектировании индивидуально-личностного пространства растущего человека;
ь использование образовательного маркетинга для выявления индивидуального и общественного образовательного заказа;
ь вхождение дополнительного образования в основное как вид профиля и как основы культурного насыщения образовательной среды;
ь демонстрация исследования информационных технологий и исследовательской деятельности учащихся как необходимых условий интексикации профильного образования.
Школа предназначена образовать человека, опираясь на личность учителя и основы наук, им преподаваемые. Это значит помочь человеку познать самого себя, развивать всё лучшее, что в нём заложено, т.е. научить самостоятельно регулировать своё поведение и деятельность, чтобы обеспечить оптимальную жизнь среди других людей и окружающей природы.
Это общеобразовательное учреждение открывает перед учениками первую дверь в трудную и сложную жизнь, решая задачу превращения обучения в процесс самопознания и развития личности.
Основное назначение школы - подготовка учащихся к самореализации личности в семейной, трудовой и гражданской жизни. Такое понимание сущности школы означает, что она ориентируется на каждого ученика независимо от его природных задатков, склонностей и интересов, образовательного потенциала семьи, её материально-бытовых условий.
Человек и ребёнок - основные социокультурные ценности. В данной школе коллектив старается найти средства “к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты“, как сказал великий Ушинский. Поэтому девиз школы: “ Не ищите особенного подхода к детям, ко всем людям у нас должен быть один подход - человеческий“.
Антропологическая школа - это открытая педагогическая платформа. Она предполагает использование в работе современных педагогических технологий:
- личностно-ориентированного обучения;
- системы развивающего обучения Л.В.Занкова;
- уровневой дифференциации;
- технологии полного усвоения знаний;
- коллективного способа обучения;
- модульного обучения.
В 1980 г. школа начала работать по системе Л. В. Занкова. И в настоящий момент по этой системе работают не только учителя начальной школы, но и педагоги среднего звена.
МОУСШ № 8 - школа профильного образования, целью которого является организация деятельности по соотнесению общности образовательного пространства и индивидуальных потребностей саморазвития его субъектов. В ближайшем будущем руководители школы мечтают создать реальную модель многопрофильной школы.
Создание многопрофильной среды приводит к серьёзному изменению подходов в отборе содержания и технологий образования.
Обновление содержания образования ведётся по следующим параметрам:
ь расширение сети предметов;
ь создание и систематизация профильного набора программ;
ь создание разноуровневого ученического материала;
ь переработка программ традиционных предметов в зависимости от профиля класса;
ь создание и приобретение пособий по самообразованию;
ь создание программ элективных курсов, дополнительного образования;
ь сращивание основного и дополнительного образования;
ь концептуализация преподавания профильного компонента;
ь диалогичность и интеграция предметных образовательных областей;
ь социализация содержания.
Антропологическая направленность школы реализуется в первую очередь через содержание образования. В учебный план включены предметы человековедческого профиля:
- культура речи (начальная школа);
- мировая художественная культура (5 - 11 классы);
- ритмика;
- декоративно-прикладное искусство (5 - 8 классы);
- валеология (5 - 11 классы);
- актёрское мастерство (как основа педагогического мастерства, этика общения в коллективе) (7 - 8 классы);
- экономика;
- экологизированная химия;
- биологическая антропология (10 класс);
- психология;
- социология и др.
Возникает вопрос: для чего в школе нужны такие предметы, как психология, социология, МХК и др.? Изучая их, ученик приобретает навыки, необходимые ему как на уроках, так и в жизни.
Большинство уроков психологии проходят в виде тренингов, цель которых - развитие положительных свойств личности и сознательная нейтрализация негативных свойств методами самовоспитания.
Преподавание психологии в старших классах строится с учётом запросов учеников - “расскажите, как лучше узнать себя и узнать, как на тебя смотрят другие“.
В ходе изучения социологии формируются навыки умственного труда - планирование различных видов деятельности, поиск рациональных путей их выполнения, предвидение, критическая оценка результатов. На уроках социологии школьники изучают свои социальные роли, статус, поведение, темперамент, выявляют свой стиль общения, учатся грамотно вести дискуссии, спорить, публично выступать, убеждать. Преобладают такие формы проведения занятий, как тренинг, дискуссия, диспут.
Педагоги школы, родители отмечают, что школьники становятся более коммуникабельными, умеют высказать своё мнение, рассуждать, делать собственные выводы.
В задачи курса мировой художественной культуры входит создание багажа культурно-исторических, художественно-эстетических знаний, активизация познавательного интереса и эстетической потребности.
В основу концепции школы самовоспитания положены идеи системы развивающего обучения Занкова, которая:
- поддерживает свойственную детям активность;
- опирается на их жизненный опыт;
- прилагает специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребёнку успех в той или иной деятельности;
- организует творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями;
- создаёт условия для активного освоения ребёнком пространства своего бытия;
- бережно относится ко времени ребёнка.
Руководители школы остановили свой выбор именно на этой системе, прежде всего потому, что в ней реализуются те “прорывные“ идеи, которые поставлены перед школой жизнью, - считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. В системе Занкова решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным.
В школе создана перспективная модель развития (см. Приложение 3).
Особенности и условия жизнедеятельности гуманистической воспитательной системы “Антропологическая школа“:
ь создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности школы, осуществляющиеся на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлечённую работу;
ь отношения учитель - ученик строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;
ь позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности;
ь дифференциация и индивидуализация обучения достигается путём организации нетрадиционных уроков: модульных, практикумов, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).
Основой воспитательной системы школы является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, которая обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфер, креативности и рефлексии, тела и духа - и детей, и взрослых.
Все школьные предметы учебного плана, и особенно гуманитарные, способствуют тому, чтобы мир в сознании ученика был единым и необыкновенным. Встречи и праздники, часы общения и конкурсы, олимпиады и интегрированные уроки - вот те связующие элементы, которые создают духовную атмосферу каждого школьного дня.
Использование антропологического компонента и системы развивающего обучения Занкова открыли возможность для ежегодного проведения интеллектуального марафона, где каждый ученик школы имеет возможность:
- продемонстрировать приобретённые им общеучебные умения и навыки;
- проявить интеллектуальные способности;
- раскрыть многогранность своих интересов.
Думается, что именно работа учителей по развитию у детей способностей к самовоспитанию и саморазвитию позволяют школьникам добиться хороших результатов в интеллектуальном марафоне, олимпиадах, при защите рефератов на ежегодных научно-практических конференциях, открывает возможность для обучения учащихся 8 - 9 классов в открытом лицее Всероссийской заочной многопредметной школы при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, для создания классов многопредметной подготовки.
Системообразующим фактором жизнедеятельности школы является познавательная деятельность детей, направленная на формирование гражданской и нравственной позиций, освоение культурного наследия, пробуждение интереса к знаниям как к самостоятельной ценности.
В школе создана организационная структура управления (см. Приложение 2). Детское самоуправление - неотъемлемая часть школьной жизни. Оно представлено детским объединением ШТиД (школа тепла и добра). Его цель - развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции через организацию всех видов досуговой деятельности.
Разработаны структура, Положение, права и обязанности членов объединения, заповеди ШТиДа. Исполнительный орган ШТиДа - Совет лидеров и Совет старшеклассников. Участвуя в работе ШТиДа, ученик приобретает конкретный гражданский опыт, учится избирать и быть избранным, принимает участие в создании законов, правил и норм поведения, ориентироваться в обстановке и т.д.
В школе работают спортивные секции, театральные студии и студии декоративно-прикладного искусства, ансамбли спортивного и бального танцев, кружки начального технического моделирования, радиолюбителей, хореографические ансамбли.
Мысль о том, что воспитание отмирает, несерьёзна. Те, кто ежедневно встречают глаза детей, кто повседневно делит с ними горе и радость, твёрдо знают: воспитание было, есть и будет, пока есть дети; воспитание - это искусство сделать человека человеком в полном смысле этого слова.
Строя антропологическую школу, меняя объект управления, руководство школы создало собственную управленческую модель, исходя из:
- многообразия связей с ТГПУ им. Л.Н.Толстого, ИПК и ППРО ТО, ФНМЦ им. Л.В.Занкова, учреждениями дополнительного образования;
- необходимости формирования в школе новых структур и подразделений, охватывающих научно-педагогическую, социально-педагогическую, психолого-педагогическую, оздоровительную деятельность;
- специфики организации педагогического процесса на антропологических началах.
Вследствие этого были сформулированы основные требования к управленческой модели:
- полный охват всех направлений работы антропологической школы;
- координация деятельности различных её подразделений;
- адаптивность управленческой модели к меняющимся социально-экономическим и педагогическим условиям, её открытость, позволяющая субъектам управления своевременно интегрировать в систему новые структуры, отказываться от устаревших;
- использование в управлении школой современных информационных технологий;
- оптимальное для данной модели привлечение квалифицированной общественности к принятию управленческих решений.
В период инновационной деятельности в коллективе родился “новый“ педагог - не просто хорошо знающий определённую науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребёнке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества - с другой. Родился воспитатель, который творчески участвует в педагогическом процессе и воспринимает ребёнка как равноправного участника этого процесса.
Одним из путей превращения учения в форму жизнедеятельности ребёнка в условиях учебного процесса выступает событийный подход к его организации. Обучение здесь стараются превратить в события реальной жизни ребёнка. При этом объективная цель обучения сознательно заменяется целью, имеющей для ученика личностный смысл. Такая замена принципиально обозначена в концепции и модели учебного процесса этой школы.
Никакие методические приёмы не смогут обеспечить превращение урока в событие жизни ребёнка, если цель учебного занятия отстранена от его личностных целей. Учителя школы стараются определить реализацию интересов ребёнка в сфере познания им мира и себя как доминанту реальной педагогической практики, с ними жизнь школы протекает интенсивно и разнообразно, поддерживается любая инициатива. Фестивали искусств, ярмарки, школьные олимпийские игры, турграды и многое другое - это дела, которые содействуют созданию единого коллектива учителей и учащихся.
Администрация школы - это увлечённые творческие руководители, способные повести за собой единый школьный коллектив.
Об учителях можно говорить бесконечно. Все они умеют дарить радость общения, творчества, любить, ценить и прощать, владеют приёмами анализа, могут осмыслить новые социально-экономические условия воспитания. Вот почему эта школа является для многих учеников школой радости.
Модель (портрет) выпускника школы в школе № 8 такова:
· Общечеловеческие качества: теоретическая и интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия, чувство собственного достоинства.
· Личностные качества: социальная зрелость, осознание себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральная зрелость.
2.3 Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем всех уровней в последние годы.
Управляющая система школы - директор, его заместители, руководители структурных подразделений - эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.
Профессиональный, т.е. культурный, руководитель целеустремленно и настойчиво формирует профессиональную культуру исполнителей, выступающих в качестве субъектов инновационной деятельности, рассматривая подобные усилия как условие обогащения кадрового ресурса инноваций.

Целью исследования явилось изучение мнений руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.