Итак, новация - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.
Реформа
Инновация
Изменение сроков начала обучения
Изменения во внутренней организационной деятельности школы
Увеличение финансирования
Изменения в содержании образования
Изменения в оборудовании учебных заведений
Изменения в методах обучения
Изменения в продолжительности обучения
«Учитель - Ученик»
Повышение статуса образования
Новые санитарно-гигиенические требования
Изменения в структуре системы образования
нововведения - условия
нововведения-продукты
организационно-управленческие нововведения
обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.
педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.
качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.
инновации нулевого порядка
это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента)
инновации первого порядка
характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве
инновации второго порядка
представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.)
инновации третьего порядка
адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования
инновации четвертого порядка
содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей)
инновации пятого порядка
инициируют создание образовательных систем “нового поколения“ (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы)
инновации шестого порядка
в результате реализации создаются образовательные системы “нового вида“ с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа
инновации седьмого порядка
представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется “новый род“ образовательных (педагогических) систем
случайные
полезные
системные
инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение
инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой
инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими)
97
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10